Проясните эти моменты, прежде чем заказывать сайт для бизнеса. Два пути и 14 инструментов
Привет, Спарк! Я Digital Maxim. Это мой первый пост здесь. Хочу сказать: у вас очень классное название, дизайн и сообщество. Спасибо, что открыли пост. Читайте дальше.
Зачем нужен сайт
Чтобы рассказать вашу историю и продавать идеи, товары или услуги. Есть кое-что ещё. Но об этом я расскажу чуть позже.
Почему нельзя обойтись одним Фейсбуком
А вы видели, как он устроен, какой охват и вовлечённость аудитории? Вы там что-то можете кардинально поменять? Добавить функции или сменить дизайн, например.
Когда в соцсети что-то меняется, вы либо должны подстроиться, либо принять и простить, либо уйти.
Ваш сайт — родной дом для бизнеса. Свобода и поле для экспериментов. Здесь именно вы решаете, каким будет стиль и логика сайта.
Так, хорошо, мне нужен сайт. Дальше что?
Нужно определить, сколько ресурсов вы готовы вкладывать. Это деньги, время, да и нервы тоже.
А. У меня мало денег и я хочу всё делать сам(а)
Не вопрос. Есть прекрасное решение — конструктор Тильда. Заходите по моей ссылке, получаете аж 3 (!) месяца тарифа Personal бесплатно, читаете, смотрите справочные материалы, сами делаете сайт прямо в браузере. Получаете результат, какой получится.
Б. Я хочу, чтобы всё было профессионально. Как заказать сайт
Давайте поразмыслим, из чего вообще состоит сайт и работа над ним.
Процессы в работе: исследования, постановка задач, написание технического задания (ТЗ), дизайн, разработка, ведение проекта, тестирование, отладка. Да, звучит скучно и абстракно. Дальше постараюсь писать конкретнее и проще.
Сайт — это файлы на сервере. У сайта есть домен (напр., google.com) и хостинг, где файлы лежат. На сайте есть контент: тексты, картинки, фотографии, видео. Все составляющие работают на цели бизнеса. Сайт — не просто красивая картинка, которую можно слепить за 20 минут.
Кто участвует в профессиональном создании сайта
Состав проектной команды:
- Заказчик
- Менеджер проекта
- Маркетолог
- Копирайтер
- Дизайнер-верстальщик
- Менеджер сайта / Контент-менеджер
Заказчик. Это вы. Подразумевается, что заказчик лучше всех разбирается в своём бизнесе и целевой аудитории. И если это не так, он берёт консультации по бизнес-процессам у специалиста (не дизайнера) и продумывает маркетинг с маркетологом.
Менеджер проекта ставит цели проекта, отвечает на вопрос «Зачем нужен сайт? Для чего?», определяет показатели эффективности, организует сбор данных и работу остальных игроков проекта. Он ведёт проект, используя волшебные пендели и хлыст, техники переговоров и других видов воздействия на людей и результат. Менеджер проекта также может быть и менеджером сайта, который хотя бы для начала зарегистрирует домен и закажет хостинг для сайта.
Маркетолог разбирается в том, какое у вас УТП (уникальное торговое предложение), портрет целевой аудитории, какой тон общения выбирать, анализирует рынок и деятельность конкурентов. Маркетолог составит план и бюджет продвижения сайта. Будет следить за аналитикой сайта и делать из неё выводы. Маркетолог работает вместе с дизайнером и копирайтером, вытягивая детали из заказчика.
Копирайтер пишет тексты для сайта. Он делает так, чтобы посетителю было всё понятно и интересно читать. Чтобы он захотел совершить действия в интересах вашего бизнеса: отправить заявку, купить товар, подписаться на рассылку. Копирайтер тесно работает с маркетологом, получая от него нужные данные, решая задачи маркетинга.
Дизайнер сайта сам или вместе с верстальщиком собирает весь контент в удобный для пользования сайт. Дизайнер отвечает за то, чтобы всё выглядело «красиво» (достаточно относительное понятие) и работало хорошо на всех устройствах. Порой за это отвечает группа людей: дизайнер, верстальщик, разработчик. Бывает, что это один человек, который хорошо умеет и прототип (черновик-схему) нарисовать, и рабочую версию сайта в интернет выпустить.
Менеджер сайта, или контент-менеджер — это тот герой, который будет наполнять сайт новым контентом. Статьями в блоге, например. Контент-менеджер будет обновлять устаревшую информацию на страницах. Также контент-менеджеру можно отдать задачу работать с комментариями и следить за работоспособностью сайта.
Для пущего веселья
Можете добавить:
- SEO-специалиста
- SMM-щика
- Аналитика/оптимизатора конверсий
- Редактора
- Специалиста по рекламе в поисковиках
- Иллюстратора
- Фотографа
- Моушн-дизайнера
Кто-то успешно совмещает две-три роли в одной. Какие-то роли могут быть не нужны/не рентабельны.
Если собрать команду из опытных людей, которые смогут нормально работать над своими задачами, адекватно общаться между собой и с вами, это будет увлекательный и успешный проект. В это стоит вкладывать деньги. Результаты могут превзойти ожидания.
Сколько всё это стоит
Нет смысла давать среднюю температуру по больнице. Цены бывают разные. Они зависят от объёма работ, тонкостей, размера команды, опытности специалистов, уровня понтов, настроения, расходов агентства. Обзор ролей выше даёт примерно представить, сколько работы нужно проделать, кого искать и о чём с ними говорить.
Как начать
Чаще всего начинают с получения рекомендации друзей или коллег. Заказчик связывается с представителем агентства, студии или фрилансером. Обговаривают детали. Лучше заранее разобраться в целях и писать свой запрос четко и конкретно. Другой вариант: сразу заполнить предоставленный вам бриф. Бриф — это опросник от исполнителя, цель которого — глубже исследовать суть запроса, понять возможности и ситуацию бизнеса. Есть люди, которые терпеть не могут заполнять брифы, и тогда исполнителям приходится чатиться и созваниваться, выслушивать клиента и заполнять бриф за него. Пожалуйста, научитесь заполнять брифы сами и сэкономите всем энергию. Если бриф вам кажется слишком сложным или вы считаете, что не должны знать ответы на все вопросы, ответьте на те, что понимаете или посоветуйтесь с маркетологом. В худшем случае сообщите о трудности тому, кто прислал вам бриф. Кстати, напомню: телепатия плохо развита у большинства людей. В начале я обещал кое-что рассказать.
Что там было оставлено на попозже
Помните, я говорил, что сайт нужен для кое-чего ещё? Так вот, это я про ремаркетинг.
При помощи сайта можно «запятнать» его посетителей и показывать им рекламу также в соцсетях. Более того, можно воспользоваться обширными данными Фейсбука и создать аудитории, похожие на тех, кто был у вас на сайте (aka Lookalike Audience). Аудитория-источник должна быть минимум 20 человек.
Ремаркетинг — эффективная тактика для «подогрева» аудитории и отлова тех, кто по каким-то причинам ушёл с сайта, не совершив там желаемых вами действий.
Это я забежал чуть вперёд и рассказал о современной маркетинговой фишке. Вернёмся к зачаточной стадии проекта.
В серьёзном проекте много информации и общения. Чтобы собирать информацию и обмениваться ей с участниками проекта, полезны управленческие инструменты. О них далее.
Беспорядок — боль для всех. Как организовать информацию и задачи
Есть много инструментов, которые были созданы для того, чтобы экономить время и нервы, иметь всё на виду, следить за прогрессом и двигаться к финишу всей командой без частых встреч и созвонов. Научившись пользоваться ими или научив своих сотрудников, вы сделаете мир чуточку лучше, а свой бизнес — эффективнее.
Доски Trello
Вот основные инструменты для управления и дистанционной работы:
- Пакет Google: Gmail, Forms, Drive, Docs, Sheets, Slides
- Trello
- Appear.in
- Teamviewer
- Calendly
- Slack
- Telegram
- Moodboard
- Evernote
Напишу кратко об их пользе и предназначении.
Gmail. Удобная бесплатная почта. Переписка по проекту в соцсетях — неудобство, потеря фокуса внимания и кусков информации.
Forms. Брифы и другое анкетирование. Ответы можно собирать в таблицу.
Drive. Хранилище файлов. Создать папку для каждой страницы сайта. Добавить гугл-доки с текстом. Загрузить файлы картинок и фото в соответствующие папки. Пошерить с сотрудниками и исполнителями.
Docs. Писать и обсуждать тексты. Удобно смотреть с разных устройств. Удобно комментировать и редактировать вместе. Видны предыдущие версии текста. Удобно открыть по ссылке без скачивания. Доступ: только для чтения или редактирование.
Sheets. Экселевские таблицы онлайн. Для тех, кому нужно организовывать цифры и пользоваться формулами автоматического подсчёта.
Slides. Презентации для внутренней работы над проектом, онлайн-обучения или показа наглядной информации заказчику.
Trello. Весь проект как на ладони. Доски с карточками. Можно распределять задачки по ролям, комментировать, упоминать людей, прикреплять файлы, видеть процессы и их статус. Интегрируется с другими сервисами.
Appear.in. Видео- или аудиочат по нажатию одной ссылки. Можно поделиться картинкой с экрана. Связь лучше, чем в Skype.
Teamviewer. Залезть в компьютер к коллеге или сотруднику на расстоянии и самому всё сделать, показать.
Slack. Коммуникационный бункер. Чат с каналами для работы большой команды, обмена сообщениями и файлами. Есть звонки, интеграция с другими сервисами и гибкие настройки уведомлений.
Telegram. Самый удобный и быстрый мессенджер, где можно создать канал, секретный чат и групповой чат. Качество звонков и голосовых сообщений (войсов) хорошее. В нём можно цитировать сообщение при ответе, а в Messenger нет. Войсы можно записывать длинные и не держа палец на кнопке в телефоне.
Moodboard. Для визуального брейнсторминга. Обменяться картинками: примерами, черновиками, показать наглядно, что вы имеете в виду. Одной ссылкой.
Calendly. Забронировать время в расписании на встречу. Синхронизируется с Google Calendar. Расписание делаете сами.
Evernote. Блокнот для записи идей, набросков статей. Можно добавлять аудиозаписки и прикреплять файлы, изображения. Можно пошерить записку через ссылку. Есть напоминалки, папки, избранное и форматирование текста.
Это моя первая обзорная статья о создании сайтов. Она довольно поверхностная, но надеюсь, она вам полезна. Подробнее узнаете в следующих статьях и уроках.
Пробуйте всё на практике и не забывайте, что все мы люди и что успех в бизнесе строится на эффективном общении и уважении.
Статья опубликована в моем блоге.