Как открыть интернет-магазин стоковых товаров и заработать на том, что выбрасывают компании
Как всё начиналось
Большинство компаний-производителей ориентированы на продажу новой продукции, поэтому сбыт складских остатков зачастую является для них проблемой: товары требуют места для хранения, ведения операционных процессов и тд. Мы решили забирать у компаний неликвид, избавив их от головной боли и добавить механику обработки и дальнейшей реализации полученных товаров. Получился вдвойне полезный бизнес, благодаря которому компании-производители освобождаются от складских остатков, а потребители получают возможность приобрести качественные вещи с большими скидками и существенно сэкономить на ремонте.
Так появился интернет-магазин Least Sale, где мы собираем выставочные образцы и уценённые товары для дома от крупных производителей и ритейлеров. На «Листе» можно найти кухни, мебель, бытовую технику, товары для сна, освещение, декор и многое другое. У нас есть как новая продукция без дефектов (например, вышедшие из продажи модели), так и товары с незначительными дефектами, которые не влияют на функционал или совсем незаметны (например, царапина на задней стенке холодильника).
Мы начинали с возвратных и уцененных товаров фабрики «Мария». В основном это была крупная бытовая техника, кухонные аксессуары и фурнитура. Затем мы постепенно начали привлекать сначала локальных, а затем и федеральных партнеров по крупной бытовой технике. Чуть позже мы начали заниматься выставочными образцами кухонь, что позволило нам увеличить выручку в 10 раз. Можно сказать, что мы создали онлайн-рынок выставочных образцов по всей России, благодаря чему стало возможным купить выставочный образец не только в студии, где он расположен, а из любой точки России с доставкой и сборкой. Дальше процесс покупки ничем не отличается от процесса в любом крупном интернет-магазине. Стоковые товары с дефектами и выставочные образцы мебели заложены в бизнес-модель компаний-производителей. При этом, часть стоковых товаров списывается, а часть — возвращается в сервисный центр производителя на ремонт. Далее списанные и отремонтированные товары оптом продаются компаниям, которые занимаются уценкой и неликвидом. Все дефектные товары мы привозим к себе на склад, осматриваем каждый из них и описываем дефекты. Это трудоемкий и затратный процесс, который гарантирует нам лояльность покупателей, правильное ценообразование и низкий процент возвратов. Со склада поставщика мы продаем только новые товары, вышедшие из продажи. Выставочные образцы находятся в магазинах или студиях наших партнеров, поэтому проходят строгий отбор по контенту: мы принимаем только те выставочные образцы, которые соответствуют нашему регламенту по описанию, фотографиям и видео. Стоимость оптовой покупки составляет: Чтобы повысить к нам лояльность, а людям было легче решиться на первую покупку, в самом начале нашего существования мы специально завели на сайте совсем дешевый товар (постельное белье). Это помогло потенциально заинтересованным покупателям проверить, не обманут ли их. И смельчаки, которые все-таки совершили первую покупку и получили свой заказ, поверили в нас и продолжают обустраивать свой дом с выгодой, заказывая уже крупные товары. С другой стороны, мы пробовали работать с уникальными вещами на заказ и также не добились в этом результатов: в отличие от кухонь, техники, столешниц, фурнитуры, которые являются функциональными вещами с понятными преимуществами, мебель на заказ сильно персонализирована, и нам не удалось точечно попасть в такую узкую аудиторию. Для старта проекта нам потребовалось около 10 млн рублей. На начальном этапе мы инвестировали исключительно в команду — в основном, в команду разработки, т.е. непосредственно в сам продукт, а также в команду, которая занималась коммерческой и маркетинговой составляющими. За 2021 год мы продали 4 645 единиц техники, мебели, предметов интерьера и аксессуаров для кухонь со средним чеком 8 100 рублей. В категории «выставочный образец кухни» средний чек составил 229 000 рублей, на «апсайклинг кухни из складских остатков» — 54 000 рублей. Общее количество проданных кухонь за 2021 год насчитывает 751 единицу. На сегодняшний день мы также собираем кухонные гарнитуры и мебель из складских остатков производства мебельной фабрики «Мария». У крупных компаний всегда заложен какой-то объем на остатки и возвраты, с которыми производители впоследствии не работают. Для них это слишком маленькое и узкое направление, а все, что не на потоке сильно мешает производственному процессу. Мы же можем собирать кухни, при этом не прикладывая производственных усилий. Стоимость разрозненных складских остатков минимальна, а готовый товар гораздо дешевле, чем произведенная новая кухня. Самое важное здесь — собрать адекватный продукт. И нам это удается, поскольку мы всегда можем частично задействовать стоковую продукцию из нашего ассортимента, а часть взять с производства новой кухни. Этим направлением мы начали заниматься в начале 2021 года и продали за это время 215 таких кухонь, что составляет четверть общего количества проданных кухонь за данный период. Средний чек на сборные кухни составляет около 55 000 рублей, при этом маржинальность в 3,5 раза выше, чем по выставочным образцам. Также в конце 2021 года мы начали продавать новые кухни «Мария» и MIA полностью онлайн. Теперь кухню можно приобрести без посещения студии: наши выездные дизайнеры приезжают к клиенту домой, помогают замерить помещение и проектируют новую кухню, не выходя из дома. Это направление принесло нам дополнительно более 4 млн руб.

Как устроена бизнес-модель
Как устроена работа с партнерами
Про сложности и ошибки
Инвестиции и финансовая модель
Новые направления: апсайклинг кухни из складских остатков
