Совет 1. Заведите общий таск-трекер У маркетологов часто поджимают сроки: причем неважно, какое задание стоит на день — публикация поста в соцсетях или обещание прислать журналистам статью с инфографикой. Приступая к выполнению задания, дизайнеры негодуют, когда получают от маркетологов неполное ТЗ. Они не понимают, что те не успевают добыть всю информацию и распределить ее между исполнителями. В день дедлайна же картина немного иная: дизайнеры впопыхах доделывают все в последний момент, а маркетологи стоят над ними и поторапливают. «Сверстать буклет — раз плюнуть, что тут можно так долго делать?»
Чтобы такие диалоги не повторялись, маркетологу стоит начать трезво оценивать возможности дизайнеров и оглашать их задачи как можно раньше, а дизайнерам — быть терпимее и, получая неполное задание, самим задавать вопросы.
Сделайте так, чтобы маркетологи и дизайнеры могли видеть список задач друг друга. Установите Trello или Asana, где на общей доске можно распределить обязанности между сотрудниками и установить сроки сдачи. Маркетологи и дизайнеры смогут посмотреть уровень загрузки друг друга и оценить, какое задание и на какой срок можно поручить дизайнеру или когда созвониться с маркетологом для уточнения ТЗ.
Совет 2. Установите четкое количество правок, которые может вносить маркетолог «Лучше будет поменять этот цвет на более яркий, а в этом месте стоит немного уменьшить шрифт». Маркетологи грешат вмешательством в работу дизайнеров, внося бесконечные мелкие правки. В итоге дизайнеры чувствуют себя отчасти бесполезными, ведь «и без него все все знают».
Решить эту проблему можно также через доверие маркетологов дизайнерам, их опыту и навыкам. Мы же не приходим к стоматологу и не говорим, как он должен запломбировать зуб, а полагаемся на его профессионализм. И только если впоследствии оказывается, что анестезия не сработала, мы ему говорим об этом. Так и у маркетологов. Если уже при реализации готового продукта тот или иной элемент не решает маркетинговые задачи, маркетологи должны сказать о проблеме дизайнерам, чтобы те внесли необходимые правки.
Закрепите правило о том, что маркетолог может вносить 2–3 итерации, или комплекса правок, в работу дизайнера. Их количество зависит от масштаба проекта и оговаривается на начальном этапе работы.
Совет 3. Организуйте корпоративные тренинги по маркетингу и дизайну Парадоксально, что дизайнеры и маркетологи могут как вмешиваться, так и полностью игнорировать процесс работы друг друга. Поэтому случается, что маркетологи объясняют дизайнерам, почему стоит добавить отзывы клиентов именно на главную страницу, или же почему сверхбыстрая скорость загрузки сайта порой важнее качества изображений, а дизайнеры третий раз за день произносят монолог о мистическом положении кнопок «окей» и «отмена».
Дизайнерам и маркетологам важно иметь базовые знания о профессиях друг друга. Так они поймут, что важно для каждого из них и на какие моменты стоит обращать внимание.
Пригласите квалифицированных спикеров, которые проведут корпоративное обучение маркетингу и дизайну. Или же приобретите для маркетологов и дизайнеров тематические онлайн-курсы, чтобы у них была возможность обучаться в свободное от работы время.
Совет 4. Систематизируйте все документы На почту маркетологам могут приходить от дизайнеров файлы с абсолютно разными именами: «макет финал», «макет исправленный», «макет финал 2». Трудно без посторонней помощи разобраться, к какой части проекта принадлежит каждый из них. Более того, делиться общими документами по почте неудобно и ненадежно.
Файлы — ингредиенты на вашей рабочей «кухне». И не получится приготовить что-то сносное, если рис хранится в банке из-под конфет, а приправы перемешаны. Рис должен быть в банке с подписью «рис», а розмарин и соль содержаться в отдельных пакетах.
Так и файлы. Они должны храниться в одном месте и так, чтобы и у маркетологов, и у дизайнеров был к ним мгновенный доступ. Заведите внутренний диск компании и загружайте документы на него. Установите четкие критерии именования файлов. Например, добавляйте к названию номер или дату в формате год-месяц-дата, а само имя файла делайте емким, состоящим из 3–4 слов.
Совет 5. Помогите дизайнеру и маркетологу найти точки соприкосновения вне работы Разногласия между маркетологом и дизайнером могут возникать и потому, что они знают друг друга только как профессионалов, а не как личностей. Без знаний о том, чем живет коллега, трудно работать вместе, ведь важно поставить себя на место другого человека, чтобы понять, что для него важно и как найти к нему подход. В границах офиса непросто говорить на темы, не касающиеся работы, однако в свободной атмосфере маркетологу и дизайнеру будет проще завязать разговор о любимых сериалах, путешествиях и хобби. Такое сближение снизит градус напряжения во время работы.
Организуйте совместный досуг вне офиса, где дизайнер и маркетолог смогут познакомиться поближе. Можно создать корпоративное мероприятие в честь праздника, отправить коллег на совместные курсы, собрать коллектив на чашку кофе в нерабочей атмосфере. Сближают также совместные поездки. Отправьте дизайнера и маркетолога на фестиваль, форум или биеннале, тематика которого может быть интересна им обоим. Рассмотрите такие мероприятия, как Белый Квадрат, RedApple, Серебряный Меркурий, они посвящены темам маркетинговых коммуникаций, дизайна и креативной индустрии в целом.
Случается, что дизайнеры и маркетологи, работающие на удаленке, мало знакомы друг с другом или же виделись только по видеосвязи и ни разу вживую. Для решения этой проблемы по возможности переведите команду в офлайн-формат или гибридный, когда сотрудники посещают офис в определенные дни недели, а в остальные — работают удаленно. Если же такой возможности нет, то установите правило как можно меньше переписываться и как можно больше говорить по телефону или видеосвязи. Современные видео-платформы имеют все инструменты для удобного проведения встреч онлайн.
Лайфхак из личного опыта В Логомашине проблема недопонимания между дизайнерами и маркетологами не стоит остро. Мы — дизайн-студия, и работающие с нами маркетологи в целом четко понимают специфику нашей деятельности.
До основания Логомашины наш директор Роман Горбачёв сам работал дизайнером. Случалось, что маркетологи не понимали ни проблем, ни специфики его работы: возникали разногласия. Тогда он поступал следующим образом.
После очередной фразы маркетолога «Неужели еще ничего не готово?» Роман брал стул и предлагал ему место рядом с собой, чтобы наблюдать за работой друг друга в реальном времени. В этих условиях коллега мог посмотреть, сколько времени занимает та или иная задача. Он понимал, что «только поменять размер баннера» — это сложная и кропотливая работа, а не «пара кликов, легкотня». Через день-два конфликт исчерпывался, маркетологи ставили адекватные сроки выполнения и не задавали каждые полчаса вопрос о том, когда уже выполнится задача.