редакции Выбор
Soft Skills генерального директора: что прокачивать в первую очередь
В чем ценность Soft Skills
Профессиональные навыки делятся на жесткие — Hard Skills и гибкие — Soft Skills. Hard Skills — то, что называется профессионализмом, например: опытный хирург, дизайнер или сварщик шестого разряда — дипломированные специалисты с большим багажом практики. Но такие навыки потеряют актуальность, если изменятся технологии и методы работы и профессии придется переучиваться.
Soft Skills — прямая противоположность жестким скиллам и не относятся к конкретным профессиям. Это развитые навыки общения, эмпатии, стратегического мышления. Гибкие скиллы условно делятся на две категории:
- Личностные: умение управлять своими эмоциями, временем, развитое критическое мышление и владение навыком самопрезентации.
- Деловые: правильно выстроить общение с другими людьми, уметь нацеливать команду на результат, управлять рабочими процессами и использовать инструменты мотивации.
Ученые Гарвардского университета совместно с Фондом Карнеги и Стэнфордским исследовательским центром доказали, что 85% успеха в работе зависит от Soft Skills и 15% — технические навыки и знания.
К Soft Skills руководителя относятся примерно 70 компетенций. Как директор, знаю, что в этот список можно внести еще миллион необходимых для руководителя навыков, но есть такие, которые понадобятся в первую очередь и я поделюсь с вами опытом. Важные Soft Skills: Чтобы принимать правильные решения в сложных обстоятельствах, директору надо уметь мыслить стратегически и смотреть на ситуацию через helicopter view — «взгляд сверху», видеть всю картинку, без деталей. Руководитель — стратег, как талантливый шахматист: противник — конкурент еще поднял руку для ответного хода, а ты уже просчитал десять возможных комбинаций завершения партии — сделки. Примером того, как стратегическое мышление помогает в бизнесе, стал легендарный Джек Уэлч, глава корпорации «Дженерал Электрик», который за 20 лет правления превратил компанию в глобального мирового игрока в финансовой и инновационной сферах. Когда Джеку Уэлчу, магистру и доктору в химической области, предложили занять пост главы «Дженерал Электрик», компания была на грани банкротства. Вывести GE в лидеры помогло стратегическое планирование. Он ввел в лексикон понятия: «реструктуризация», «сокращение штата», «оптимизация размера» и внедрил модель «4Е» для развития компании. В 1999 году журнал Fortune назвал Уэлча «менеджером столетия». Существует много доступных каждому руководителю способов прокачать стратегическое мышление, которое поможет эффективно управлять компанией и вовремя сориентироваться в сложной ситуации. Я расскажу о некоторых из них: Выяснение отношений между сотрудниками приводит к снижению работоспособности команды. Директору компании надо уметь управлять конфликтами в коллективе: устранять предпосылки споров, беспристрастно решать разногласия, которые возникли. Как научиться управлять конфликтами: По-иному навык общения с людьми можно назвать мышлением по принципу win/win — найти такое решение, чтобы в выигрыше остались все участники процесса. Его смысл состоит в полезной взаимозависимости и сотрудничестве всех участников, например, при подписании важного договора между партнерами по бизнесу. Конкуренты могут превратиться в партнеров, если использовать такой прием на практике. Принцип win/win также пригодится в разрешении конфликтов и ведении переговоров, но чтобы его правильно применять, надо прокачать эмоциональный интеллект — способность распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию, свои желания и других людей, управлять своими и чужими эмоциями. Как прокачать эмоциональный интеллект: Прочтите книги, которые помогут развить эмоциональный интеллект: Практически у каждого из нас имеются знакомые люди, которые постоянно опаздывают и ничего не успевают, это потому, что они не умеют правильно распоряжаться временем. Тайм-менеджментом называется правильное распределение задач, чтобы успеть все сделать. Это важный и полезный инструмент предпринимателей. Как научиться управлять временем: Планирование и структурирование — поможет видеть запланированную работу в мелких деталях, соблюдать дедлайны там, где они нужны. Попробуйте использовать метод «Канбан» — таблицу с тремя столбцами: «нужно сделать», «в работе» и «сделано». Все дела заносятся в первый столбец, потом, по мере выполнения, переносятся в следующие столбцы. Эта техника хорошо работает и на сотрудниках компании, если надо отследить их эффективность. Чтобы план текущих дел был всегда под рукой, пользуйтесь таск-трекерами, например: Trello, Notion, Todoist. Онлайн-планировщики удобнее бумажных блокнотов, потому что его можно хранить в телефоне. Делегирование — научитесь делегировать задачи сотрудникам: так вы разгрузите себя и прокачаете подчиненных. Подробнее о делегировании можно прочитать в статье. Список техник тайм-менеджмента обширный и каждый руководитель найдет в нем то, в чем лично нуждается, например, «Принцип 15 минут» — если наступила прокрастинация или техника «Помидоро» для тех, у кого проблемы с концентрацией внимания. Подробнее о тайм-менеджменте можно узнать из книг: Каждый руководитель — это спикер: на совещаниях, переговорах с партнерами и заказчиками, на конференциях и семинарах чаще всего компанию представляет генеральный директор. Существуют люди, которые от природы наделены харизмой и уверенно держатся перед аудиторией, но если этого дара нет — публичным выступлениям можно научиться. Как развить скилл публичных выступлений: Гибкие навыки настолько универсальные, что ими можно пользоваться и в личной жизни: мы ежедневно общаемся с родственниками, друзьями, случайными прохожими, важно уметь строить с ними отношения и заводить новые знакомства. Особенно сейчас, когда между людьми появляется много разногласий. Связка Soft Skills и Hard Skills генерального директора поможет избежать ошибок в управлении компанией. Эти навыки не заменяют друг друга, каждый из них важен для создания образа профессионального и гибкого руководителя.
Soft Skills генерального директора
Стратегическое мышление
Управление конфликтами
Эмоциональный интеллект
Управление временем
Навыки публичных выступлений
Вывод