Я веду блог Максилекта на Хабре с 2018 года (а контентом занимаюсь лет на десять дольше). Как правило, мою работу не видно. Я — своего рода муза. Подсказываю, с какой стороны можно раскрыть тему, помогаю сформулировать мысль в разговоре, что-то пишу, а иногда, наоборот, не вмешиваюсь, потому что для эксперта собственный стиль очень важен. Ключевой момент моей работы в том, что опыт и знания всегда остаются авторскими, а я — лишь посредник, который помогает донести их до аудитории.
Зачем это Максилекту Все просто — формирование адекватного HR-бренда. Что это значит в практическом смысле?
Как удаленщики, мы не можем похвастаться красивыми фотками офиса. Сайт, соц-сети и блог — это и есть наша приемная. А рассказать с ее помощью хочется не столько про стильные стулья и столы, сколько про внутреннюю кухню в более широком смысле — что происходит на проектах, как взаимодействуют команды, какими методиками пользуются. Конечная цель — показать, как это все работает, чтобы найти в команду людей, наиболее близких нам по духу, или ввести в курс дела тех, кто уже принял решение присоединиться к коллективу. Это как экскурсия по офису в рабочие будни, только меньше визуального и больше специфики работы.
Все это не завязано на Хабр как площадку. Но в условиях ограниченных ресурсов подобную работу, кроме как на Хабре, сейчас больше вести особо негде. VC — про маркетинг и дизайн. TProgger — фокусируется на разработке, а мы пишем не только про нее. И на обоих ресурсах аудитория в десятки раз меньше. Medium и Дзен не умеют приводить трафик на долгоиграющий контент, а мы вкладываем в создание статей довольно много усилий. Обидно будет, если через три дня после публикации все они исчезнут из поисковой выдачи.
В целом я слежу за тем, что происходит с площадками, но пока для ИТ-компании альтернативы Хабру с его 10 млн. читателей ежемесячно (данные самого Хабра из отчета за 2022 год) не вижу.
Как говорили о статьях раньше Максилект с самого начала работал удаленно, т.е. задача рассказывать о внутренней кухне была актуальна все то время, сколько существует наш блог на Хабре. И все это время мы поддерживаем коллег, которые, помимо основной работы, пишут статьи. А тем, кто не пишет, я периодически рассказываю, почему другие тратят на это время.
Причин традиционно было несколько.
Статья — способ уложить накопленные знания Мне нравится выражение: «Так объяснял, что сам понял». Это отлично работает не только при личном общении, но и в статьях. Излагая тему в тексте, ты видишь, где есть пробелы в логике, и заполняешь их, тем самым дополняя собственные знания. Даже если никто не пришел комментировать статью, сам факт подготовки материала как правило идет на пользу. А если завязывается дискуссия в комментариях, всплывают интересные и даже нестандартные взгляды на проблему, а также рекомендации, как ее можно решить иначе. Это отличный способ получить идеи для развития своего проекта.
Развитие публичного профиля Статья — способ показать, что ты специалист в вопросе, найти единомышленников и продвинуться либо в некоммерческом сообществе, либо по карьерной лестнице.
Опубликовав несколько статей по теме, гораздо легче стать спикером на профильной конференции. У нас в коллективе были примеры, когда материалы опубликованных статей частично использовались при подготовке выступлений. Брали пункт статьи, вызвавший вопросы в коллективе или дискуссии в комментариях, и раскрывали его подробнее в докладе. Отклики были отличные.
Возвращение мотивации к работе Закапываясь в рутину, ты иногда теряешь из вида глобальную цель, ради которой все это происходит. Это демотивирует. А статья — взгляд на работу с другого уровня абстракции. Пытаясь объяснить другим важность своей работы, ты возвращаешься к целям и понимаешь, насколько продвинулся в их достижении. Такая ретроспектива полезна во всех случаях. Если ты действительно близко подошел к цели, это приятно. А если вдруг понимаешь, что никуда не двигаешься, появляется повод поискать другие средства и решения.
Самореализация без риска Самую весомую причину традиционно оставляю «на сладкое».
Любое творчество — это самореализация, которая приносит удовольствие. Она всегда связана с риском, что аудитория автора не поймет. Но в рамках корпоративного блога этот риск можно снизить, потому что внутри Максилекта есть человек, который помогает писать и публиковать статьи — я. Моя задача — минимально вмешиваясь в повествование, подкрутить рассказ, сделать его интереснее для аудитории, помочь дополнить нужными деталями и в целом изложить опыт максимально подробно.
Как эволюционировал Хабр Еще до последних событий периодически появлялись комментарии, что Хабр уже не тот, что был лет 10 назад. И да, это правда. Все меняется. И вот как я вижу эти изменения со стороны.
В последние годы на Хабр пришло много компаний, и теперь примерно половина текстов — это корпоративные блоги. Но зачастую их внутренняя работа организована примерно так же, как у нас, т.е. статьи пишут разработчики, тестировщики и другие специалисты, просто их помогают немного допилить и опубликовать нанятые редактора, DevRel-ы и евангелисты. Иными словами это не корпоративный журнал про «успешный успех», а тот же самый опыт, просто опубликованный с разрешения правообладателя. Да, иногда он бывает слегка «подправлен» — редкий бизнес открыто и без правок рассказывают о своих фейлах. Но зато самого опыта, добравшегося до публичного поля, стало больше. Потому что раньше историю какой-то проблемы (и ее решения) мы могли просто не увидеть, а сейчас видим в комфортном для компании стиле.
Когда эта волна корпоративных блогов только начиналась, их посты действительно могли серьезно отличаться от привычного UGC (User-generated content — контента, сгенерированного пользователями), потому что редакции, не разобравшись в особенностях площадки, пытались применять те же PR-практики, что и при написании пресс-релизов. И блоги, наполненные этими самыми релизами, кстати, тоже были. Но работа по поддержанию корпоративного блога стоит компаниям денег. Так что все пытаются смотреть за эффективностью, подглядывать, почему у коллег по рынку получается лучше, и перенимать более удачные практики. Сам Хабр, кстати, тоже проявляет некоторую активность в этом направлении — коллектив внутренней редакции постоянно предлагает проанализировать блог, дать советы, как и куда развиваться. Что писать, а что не писать.
С приходом на Хабр бизнеса широкого профиля (а не только из ИТ) расширился спектр освещаемых тем. Медициной и софт скиллами уже никого не удивишь — хабы «Здоровье гика», «Лайфхаки для гика» и аналогичные существуют очень давно. Но все ушло намного дальше. К примеру, недавно я отметила для себя в ленте публикаций статью по физике поворота на горных лыжах и сноуборде. Казалось бы, тема непрофильная. Но написано неплохо — понятнее, чем взмахи руками инструкторов на склоне, не подкрепленные математикой.
Параллельно расширилась и аудитория — теперь здесь не только ИТ-шники и инженеры, но и люди смежных занятий, вроде тех же HR в ИТ.
На мой взгляд некорректно говорить, что Хабр «опопсел», потому что наряду со стыком ИТ и гуманитарных наук, развивается стык ИТ и спорта, а также ИТ и науки. Даже исключительно по своей работе я вижу некислый интерес к научпопу. На мой взгляд, эту волну историй об университетских проектах и лабораториях также притащила за собой популяризация Хабра.
В итоге Хабр — действительно не тот, что был раньше. Все меняется, а мы подстраиваемся.
Как на Хабр повлияли последние события Все шло своим чередом, но с февраля 2022 года стало «интереснее».
В целом за 2022 год можно отметить два «эмоциональных» момента, когда аудитория нашего блога на Хабре (да и в целом неновостных изданий) сильно проседала — после начала специальной операции и после объявления о частичной мобилизации.
Оба раза на некоторое время активность читателей падала, но затем посещаемость восстанавливалась. Моя личная догадка — что бы не происходило, рано или поздно новостная повестка надоедает и людям хочется почитать что-то отвлеченное и привычное. Так аудитория и возвращается. Чтобы сориентироваться аудитории первый раз потребовалась примерно пара месяцев, а второй — около месяца. Более точной статистики у меня нет, т.к. оба раза мы сами приостанавливали работу с блогом (и на это время Хабр отключал нам статистику). Цикл подготовки материалов у нас довольно длинный, поэтому не было смысла бежать вперед паровоза в столь быстро меняющейся обстановке. Оба раза мы делали паузу — убеждались, что блог продолжают читать, и только после этого возобновляли деятельность.
В конце декабря Хабр опубликовал годовые отчеты об аудитории и статьях, согласно которым в среднем за 2022 год количество прочтений даже немного выросло. К сожалению, они не разделили статистику по редакционным новостям и статьям. Но данные вполне коррелируют с тем, что я вижу в Google Analytics по нашему блогу.
Согласно данным, вышедшим чуть позже, в 2022 году статей (за вычетом редакционных новостей) было опубликовано меньше, чем в 2021. Причем, в равной степени — процентов на 7-10 — просели и частные авторы, и корпоративные блоги. Скорее всего виной тому те самые периоды неопределенности, когда не только читатели, но и авторы не понимали, зачем им прямо сейчас бежать на Хабр. Но с учетом масштабных преобразований образа жизни заметной доли аудитории фактическое сокращение количества публикаций оказалось гораздо скромнее, чем можно было бы ожидать.
И на мой взгляд, это хороший момент, чтобы писать. Конкуренции чуть меньше, а мир не стоит на месте — всегда есть, о чем рассказать.
Что еще сейчас изменилось Процессы, происходящие на самом Хабре, накладываются на другие тенденции.
На фоне ковида и прочих событий сильно сократилось количество площадок, где ИТ-шная аудитория собирается в комфортной для себя неформальной обстановке.
Раньше основным тусовочным центром были конференции — неформальное общение между докладами и на афтепати. Но сейчас конференции уходят в онлайн или в гибридный формат, причем на очные встречи многие не приезжают. Кто-то сменил страну, еще часть не хочет перемещаться из-за «без-самолетной» логистики — мало удовольствия добираться до площадки более суток.
Онлайн-конференции далеко не всегда предполагают создание комфортной среды для неформального общения (по крайней мере они это предполагают в гораздо меньшей степени, чем очные встречи). Когда программный комитет помогает готовить выступление, он обычно советует сделать максимум упора на информативность. У них нет выхода — иначе с учетом массы отвлекающих факторов в удаленном режиме до конца выступления никто из зрителей не досидит (не так давно мы писали про подготовку онлайн-выступлений ). А статья позволяет выбрать более свободный стиль повествования, отвлечься на детали или причины выбора того или иного подхода. Чем не повод для начала дискуссии в комментариях?
Не утверждаю, что статьи — единственный путь. Чатики в Телеграме и группы в ВКонтакте, которые сегодня заменяют старые-добрые форумы, тоже постепенно собирают аудиторию. Но интроверту сложно с порога общаться с абсолютно незнакомыми людьми, с которыми нет общего бэкграунда. С этой точки зрения статья — более легкий способ найти единомышленников. Автор рассказывает о своем проекте или опыте, тем самым между строк раскрывая манеру общения и подходы. Виртуально подойти к нему с вопросом или комментарием гораздо проще, чем в чатике, где никто никому заранее не представлен.
Подводя итоги, хочется заметить, что несмотря на преобразования в жизни аудитории и долетавшие до меня в последнее время предположения о том, что сейчас никто ничего, кроме оперативных новостей, читать не будет, с точки зрения публикации именно технических статей с прошлого января существенно ничего не изменилось. ИТ-шные темы все также интересны и востребованы. В подтверждение тому — немного цифр.
P.S. Минутка статистики Вместе со всеми преобразованиями в обществе изменилась и статистика прочтений нашего блога. Но несколько не так, как лично я ожидала. Честно скажу, для меня это первое мощное подтверждение того, что за цифрами статистики действительно стоят реальные люди со своими судьбами и жизненными изменениями. Впервые по итогам года (да что года... по итогам отдельных событий) видны колебания на графиках, которые настолько коррелируют с глобальными процессами.
За весь 2022 год количество прочтений наших статей незначительно выросло, но характер их изменился. Меньше статей «взлетали» в первые сутки, попадая в рейтинги «лучшего», зато на более высоком уровне держалось «ежедневное» чтение (среднее количество читателей нашего блога, которые заходят вне зависимости от дат выхода публикаций, в том числе на очень старые материалы) — это, очевидно, подписчики и поисковый трафик. Приятно, что среди читателей также выросла доля тех, кто возвращается к нам регулярно (ранее в среднем за год было 15%, в среднем за 2022 — 17%, а за декабрь 2022 — 20%).
Глобальные изменения, о которых я говорила выше, заключаются в том, что в этом году в разы выросла аудитория, которая читает нас из других стран (что скрывать — из тех стран, куда активнее всего уезжали ИТ-шники). Причем, рост аудитории происходил в два скачка — после февраля и в сентябре-октябре. Второй скачок оказался много больше первого. В итоге в Google Аналитике данные по каждой из этих стран в отдельности выросли в 1,5-2 и более раз. Лидер тут Грузия, для которой среднемесячная аудитория к концу года (на фоне февраля месяца) увеличилась более чем в 20 раз. Приятно, что несмотря на переезд, читатели остаются с нашим блогом!
P.P.S. Мы публикуем наши статьи на нескольких площадках Рунета. Подписывайтесь на нашу страницу в VK или на Telegram-канал , чтобы узнавать обо всех публикациях и других новостях компании Maxilect.