Почему компании платят за плохие сайты: 3 причины
В мире множество плохих сайтов и приложений — неудобных, непонятных и вызывающих раздражение. Казалось бы, в случае бизнеса все просто — если сайт плохой, клиенты не будут им пользоваться, и компания будет вынуждена его улучшать. Формированию этого мнения способствуют истории о том, как изменение одной кнопки на сайте интернет-магазина повышает продажи на сотни миллионов долларов.
В реальности все совсем не так, и компании продолжают вкладывать большие деньги в разработку неудобных сайтов, с которыми затем вынуждены взаимодействовать клиенты. И дело здесь не только в банальных причинах вроде некомпетентности и маленьких бюджетов — часто плохие бизнес-сайты могут стоить очень дорого. Сегодня мы поговорим о том, почему так происходит, и как исправить ситуацию.
Причина #1: разрыв между руководством и клиентами
Частая ситуация — руководитель компании рассказывает о том, какой неудобный сайт у конкурентов, при этом даже не осознавая минусов своего собственного. Так происходит потому, что топ-менеджеры компаний не могут воспринимать продукт, над которым они работают, с точки зрения пользователя. Для руководства сайт — это набор цифр, KPI, выручки и прибыли. Тот факт, что за все этими цифрами находятся живые люди, постепенно вытесняется из сознания требованиями бизнеса.
В результате, если руководитель со своих позиций начинает вмешиваться в разработку и создание дизайна для сайта — он начинает становиться все более неудобным в использовании. Менеджмент забывает о базовых правилах юзабилити — или не знает о них вовсе. Поэтому может возникнуть ситуация, когда для повышения продаж используется каждый сантиметр веб-страницы:
С точки зрения пользователей — решить свою задачу с помощью такого сайта, например найти и купить нужный товар, становится очень сложно. Поэтому они уходят с него, цифры продаж падают, и руководству необходимо предпринимать новые шаги по переделке сайта — все они стоят денег. Так под предводительством эффективных менеджеров сайт может становиться все дороже и все хуже.
Причина #2: атака маркетологов
Сайт для бизнеса — это лишь вершина айсберга. Он представляет собой продукт, который появился в ходе совместной работы заинтересованных лиц из разных отделов компании, здесь в полной мере задействуется внутренняя система «сдержек и противовесов». Точнее так должно быть в идеальном мире, а в реальности же контроль над жизнью сайта часто отдается на откуп какому-то одному отделу, который решает с его помощью свои задачи.
Если сайт попадет в руки маркетологов, которых никто не сдерживает, то очень скоро он начинает выглядеть примерно так:
Огромные объявления о скидках, списки со звучными именами партнеров, упоминания о различных наградах — на самое видное место выносится важная для маркетолога информация, которая совершенно бесполезна для пользователя. При этом затраты на дизайн различных баннеров и прочих «рюшечек» с течением времени становятся все более значительными.
Причина #3: программисты рулят бизнесом
Точно также, если лидирующая роль в деле развития сайта выпадает разработчикам, то он быстро превращается в нагромождение «фич», которые интересно реализовывать программистам, но которые вовсе не обязательно нужны пользователям для решения задачи, ради которой он зашли на сайт.
Как и маркетологи, ИТ-специалисты рассматривают сайт со своих позиций — насколько хорошо реализована защита информации, внедрены ли инструменты для очищения собираемых данных, хорошо ли оптимизирована инфраструктура и так далее. Все это выливается в формы с валидацией, необходимость ввода капчи и ввода требований по созданию сложных для запоминания паролей.
Стоит ли говорить о том, что чем сложнее инфраструктура, тем она дороже и сложнее в поддержке.
Что в итоге: верный подход для создания удобного сайта
Все описанные выше ошибки возникают не по вине конкретных людей, а из-за неверного подхода к созданию сайта. Помимо описанных выше ошибок, еще один важный аспект, который приводит к появлению плохих сайтов — бизнес мыслит «проектами».
Но сайт — это не что-то, что можно взять и сделать, потратив запланированный бюджет, а потом забыть. Никакие тесты не покажут, как в реальности с интерфейсом станут взаимодействовать пользователи, поэтому его доработки будут требоваться постоянно.
И здесь важно выбрать верный подход, который позволит поставить на первое место пользователя, а не тратить время на внутрикопоративную политику, чтобы довольны были и руководители, и маркетологи, и разработчики. Сайт нужен, чтобы решать задачи пользователей, именно тогда он принесет прибыль (на эту тему мы даже выпустили специальный плакат для партнеров).Пользователей нельзя недооценивать — бизнес должен реагировать на их запросы и улучшать сайт в соответствии с ними. Поэтому мы в Меграгрупп не только создаем сайты разной степени сложности, но и помогаем развивать и «тюнинговать» их так, чтобы сделать более удобными и прибыльными.
Ссылки по теме: