Лучшие статьи и кейсы стартапов
Включить уведомления
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо
Вопросы Проекты Вакансии
Сервис сбора и агрегации отзывов для интернет-магазинов и коммерческих сайтов
Рекомендуем
Продвинуть свой проект
Лучшие проекты за неделю
45
Битрикс24

Битрикс24

www.bitrix24.ru

15
GIFTD

GIFTD

giftd.tech

13
Aword

Aword

Приложение для изучения английских слов

12
Логомашина

Логомашина

logomachine.ru

12
Convead

Convead

convead.ru

11
Devicerra

Devicerra

devicerra.com

11
Eczo.bike

Eczo.bike

www.eczo.bike

11
Flowlu

Flowlu

flowlu.ru

10
Отследить-посылку

Отследить-посылку

отследить-посылку.рф

10
KEPLER LEADS

KEPLER LEADS

keplerleads.com

Показать следующие
Рейтинг проектов
Подписывайтесь на Спарк в Facebook

Не гонитесь за инвесторами, или история одного стартапа

2 730 12 В избранное Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Антон Кухта, сооснователь сервиса сбора отзывов Mneniya.Pro, подготовил материал для начинающих стартаперов, которые ищут варианты финансирования и выбирают дальнейший путь развития. В статье, основанной на опыте проекта Mneniya.Pro, Антон затронул тему привлечения средств и поделился мыслями о том, действительно ли нужны инвесторы на старте бизнеса.

В поисках инвестиций

Мы затеяли открытие стартапа Mneniya.Pro вместе с Кириллом Тютюнником, будущим сооснователем, в 2013 году. Как и многие другие начинающие предприниматели в сфере IT, наслушавшись «success stories» о сделках на венчурном рынке и начитавшись изданий о стартапах, мы поверили в сказку о добрых инвесторах. И были уверены на 100%, что мы классные, и что любой уважающий себя инвестор сочтет за честь вложиться в наш проект еще до запуска. На руках тогда уже был готовый MVP, в который пришлось вложить $500 личных сбережений, но мы не спешили уходить с основных мест работы. И вместо того, чтобы активно искать первых клиентов, начали свою деятельность со штурма инвестиционных фондов, пытаясь привлечь инвестиции в проект и переложить на них часть рисков. Сейчас я понимаю, что это было глупо, однако мы учились на своих ошибках.

Поиск инвестиций начался с создания таблицы в Excel и занесения туда всех лиц, которые так или иначе связаны с инвестициями в российские интернет-проекты. На просторах сети мы нашли 105 представителей венчурной индустрии (фонды, бизнес-ангелы и т.д) и написали личное письмо каждому из них. В письмах мы рассказывали об идее, а также прилагали дополнительные материалы – презентацию, бизнес-план, анкету стартапа, CV фаундеров. Кстати, таблица из Excel сохранилась до сих пор.

b_556ba7802eff3.jpg

Отправив 105 писем, мы получили ответы от 8 представителей фондов. Цитирую один из них, остальные выглядели приблизительно так же:

Спасибо за предложение и присланную информацию. А какая у вас выручка сейчас/сколько магазинов подключено? Мы готовы рассматривать SaaS для e-commerce либо с большой клиентской базой (сотни подключенных магазинов), на которой можно обкатывать модели монетизации, либо проекты с выручкой от $15 тыс. в месяц.

Тем не менее, 2 фонда пригласили нас на Skype-call, а один бизнес-ангел даже согласился встретиться лично. Ни одни из тех переговоров не увенчались успехом, поэтому, после нескольких месяцев поиска инвестиций, все же было принято решение «отдаться судьбе». То есть, затянуть пояса потуже и покинуть зону комфорта – уж очень мы верили в наш продукт.

Приказано выжить

Итак, мы ушли с основных мест работы и наконец-то смогли целиком посвятить себя проекту. Инвестиций мы не добились, и, кроме как на себя, рассчитывать было не на кого. У каждого были некоторые личные сбережения, на которые он мог жить и работать, но были еще семьи – поэтому карман пустел достаточно быстро. Естественно, ни о каких вложениях в маркетинг, отдел продаж и т.д. (согласно первоначальному бизнес-плану) речи не шло. Пожалуй, только наши жены продолжали верить в нас, но иногда я ловлю себя на мысли, что даже для них мы в то время выглядели достаточно... жалко.

Чем человек голодней, тем он более агрессивный – мы убеждались в этом вновь и вновь. Свою агрессию, правда, вымещали не на окружающих, а на процесс подключения клиентов. Спустя несколько месяцев после начала активной работы команда Mneniya.Pro все же сумела продемонстрировать выгоду от использования сервиса нескольким компаниям, которые в итоге согласились стать клиентами на коммерческой основе. Суммы сделок были катастрофически маленькие, но они давали нам силы двигаться дальше. Мы убеждались, что гипотеза подтверждается, и что, при верном позиционировании продукта и активных продажах, он имеет право не только на существование, но и на вполне себе нормальную жизнь.

Отказ от инвестиций

Сотни разосланных коммерческих предложений, десятки переговоров — в итоге к сервису подключается еще несколько компаний и мы начинаем верить в Mneniya.Pro с новой силой.

Неожиданно проект попал в стартап-акселератор. Там, после отбора, нам предложили инвестиции в размере $20,000 за 12% компании. Хочу напомнить, что на тот момент выручка была ничтожно мала, и деньги были остро нужны.

Немного поразмыслив и взвесив все «за» и «против», мы решили отказаться от заманчивого, на первый взгляд, предложения. На то было несколько причин – во-первых, сумма была небольшая, она едва ли помогла бы сделать квантовый скачок в развитии проекта. Во-вторых, по условиям договора инвесторы получали в совете директоров 2 голоса против нашего 1, то есть, имея на руках контрольный пакет, фактически мы лишались возможности управления компанией. Инвесторы этот пункт договора комментировали достаточно прозаично: «Не стоит беспокоиться – это стандартная практика, все так работают». Может быть, кого-то и устраивает такой подход, но мы на тот момент решили пересмотреть свое отношение к инвестициям и на время притормозить венчурную историю. Нужно было сосредоточиться на поиске клиентов и усовершенствовании сервиса.

b_556ba8969e607.jpg

Так нужны ли инвесторы на самом деле?

Продукт продолжал развиваться, клиентская база пополнялась, и в итоге мы преодолели точку безубыточности. Уже на оборотные деньги стали привлекать первых сотрудников, сначала из друзей и знакомых, чуть позже – с рынка труда. В команде появились новые ключевые позиции – директор по маркетингу и директор по продажам. Это помогло ускорить привлечение клиентов.

Сейчас в проекте задействованы 2 программиста, 5 менеджеров по продажам и 1 маркетолог. Бизнес растет и развивается, приносит пользу клиентам.

Недавно мы пытались выйти на польский рынок, но конкуренция в виде сильного местного игрока Opineo.pl немного скорректировала планы. Наша цель — в течение ближайших нескольких лет подключить к платформе тысячу компаний и стать крупнейшими в Восточной Европе, приучив покупателей доверять отзывам в интернете. А собрать эти отзывы сможет сервис Mneniya.Pro.

Оглядываясь назад, я понимаю, что, возьми мы тогда деньги у инвесторов, ситуация кардинальным образом бы не поменялась. Проект развивался бы сейчас на том же уровне, единственная разница – имелся бы «хвост» в виде инвесторов. Здесь, скорее всего, действует закон – если тебе суждено пройти «долину смерти» и выжить, ты ее преодолеешь и без инвестиций. За примерами далеко ходить не надо – взять хотя бы российские сервисы CallBack Hunter или JivoSite, которые продолжают активно развиваться и без инвестиций. И чувствуют себя на порядок уверенней, чем их основные конкуренты, сумевшие привлечь внешнее финансирование.

+19
Добавить в избранное Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Первые Новые Популярные
Omnidesk
Сервис для поддержки и общения с клиентами по всем каналам связи
Вадим Кысса
«Если тебе суждено пройти «долину смерти» и выжить, ты ее преодолеешь и без инвестиций» — здравая мысль. Нужно создавать бизнес, а не «интересный проект», которому требуются инвестиции, чтобы не закрыться.
Ответить
Native Connections
Маркетинговые материалы на английском
Хищенко Елена
Очень интересный материал! Ваш путь кажется очень правильным и ориентированным на бизнес, а не игры вокруг него. 20 тыс. за 12% компании это вообще смешно. Удачи!
Ответить
Мари Рубцова
точно, всегда сложно начинать бизнес, тем более без особых инвестиций, молодцы, ребята
Ответить
Tel-number.ru
IP-телефония и колл-центры
Андрей Дёгтев
Да — за 20 тысяч отдавать большинство голосов — это действительно не очень логично. Если бы только за 12%....
Ответить
U-CRM
Система управления лидами и их обработки
asizintsev
Поделитесь той таблицей если вам не жалко =)
Ответить
Иљя Коробов
ага, что бы им не писать)))
Ответить
U-CRM
Система управления лидами и их обработки
asizintsev
наоборот чтобы отправить предложение =)
Ответить
Mneniya.Pro
Сервис сбора и агрегации отзывов для интернет-магазинов и коммерческих сайтов
Антон Кухта
Таблица была актуальной два года назад. Думаю, сейчас ситуация немного изменилась)
Могу сказать, что при составлении таблицы пользовались преимущественно информацией отсюда: http://www.towave.ru/invest
Удачи! )
Ответить
Adlast
Медийная реклама в обход adblock'eров
Jst Trvsk
success story))))
В рамках развития бизнеса, вы всё равно получили инвестицию. Не материальную, но всё же инвестицию в виде положительного ответа от потенциального "инвестора".
Ответить
Бухгалтер для Бизнеса
Профессиональная помощь стартапам, IT-проектам
Константин Лашко
поделитесь таблицей +1
Ответить
lissizza
После прочтения показалось, что ваши конкуренты — отзовик и айрекомендед. Но при переходе на сайт выяснилось, что ниша — продажа отзывов на конкретных сайтах. Интересно, спасибо.
Ответить
Анна Анна
инвестируют в стартапы, которые что-то из себя представляют, например Преплай - единственный из проектов своего рода получил инвестиции в Берлине! https://www.stockworld.com.ua/ru/news/preply-privliek-120-tysiach-inviestitsii
Ответить
Выбрать файл
Читайте далее
Загружаем…
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать