Рано или поздно любой бизнес, будь то небольшой салон красоты, кафе или промышленное предприятие, захочет отправить email-рассылку. Первые самостоятельные попытки запустить скорее всего приводят к полному разочарованию . Отправка по купленной или найденной в интернете базе, письма в виде рекламных буклетов, кривая вёрстка шаблона, полотна текста и, как следствие, нулевой результат.
Часто мы в агентстве получаем запросы и обращения от бизнеса, который и вовсе очень слабо представляет процесс отправки email-рассылок и банально не знает с чего начать. Поэтому мы подготовили поэтапное руководство для тех, кто начинает путь в email-маркетинге и хочет отправлять полезные и работающие рассылки своим клиентам.
1. Сбор и подготовка базы подписчиков Email-рассылку можно отправить только людям, давшим согласие на ее получение . Иначе говоря, подписчикам. Точка. Всё остальное можно смело называть спамом. Это основа, вокруг который строится email-маркетинг.
Поэтому не используйте базы из регистрационных каталогов, купленные чужие базы, собранные через парсеры в интернете и т.п. За использование таких баз можно попасть в чёрный список, да и эффективность подобных рассылок крайне низкая. Остаётся только единственно верный и законный способ — собрать свою базу подписчиков.
Самый популярный способ пополнить список — создать на сайте форму подписки и подключить к ней сервис рассылки. Пользователи жмут «подписаться» и автоматически попадают в базу. Об этом и других методах сбора баз для рассылок можно почитать в нашем блоге.Хороший пример формы подписки на сайте КиноПоиска во всплывающем окне.
Совет . У вас может быть список емейлов текущих клиентов, который был ранее собран вручную, через анкеты на выставке, оффлайн мероприятия или еще как-то. Так вот, чисто технически такой список не является базой подписчиков, т.к. эти люди не нажимали кнопку «подписаться» и не соглашались на получение материалов от вас. Правда, иногда почтовые сервисы идут навстречу и пропускают такие списки как базу для отправки рассылки. Для повышения шансов можете попробовать разделить базу на несколько частей поменьше.
2. Выбор email-сервиса для отправки Параллельно со сбором базы подписчиков нужно выбрать и зарегистрировать аккаунт в одном из почтовых сервисов для email-рассылок. Именно в нем создаётся или импортируется письмо, загружается база подписчиков, производится настройка и отправка рассылки. Платить можно за количество отправленных писем или помесячно за размер базы подписчиков.Популярные сервисы email-рассылок
Не будем агитировать к какому-то конкретному сервису рассылок, все они разные, со своими плюсами-минусами, тарифами за отправку и т.д. Перечислим только те, которым сами доверяем и рекомендуем вам присмотреться: русскоязычные — SendPulse, Unisender, GetResponse; англоязычный — Mailchimp.
При создании аккаунта в почтовом сервисе позаботьтесь о настройках SFP, DKIM и DMARC подписей для домена, что повышают доставляемость писем. Любой из email-провайдеров также позволяет создавать формы для сбора подписчиков, сегментировать/разделять подписчиков по разным признакам, а также использовать инструменты для авторассылки (письмо отправляется после выполнения пользователем какого-то действия на сайте).
Совет . У любого почтового сервиса есть free-тариф, который позволяет отправлять рассылки бесплатно до определенного размера базы подписчиков (Mailchimp до 2,000, Sendpulse — до 500, Unisender до 100) . Благодаря этому первое время имеете возможность не тратить ни копейки на рассылку и тестировать различные варианты отправки.
3. Создание шаблона письма Сам шаблон email-письма, которое приходит подписчикам, можно создать 3 основными способами :
При помощи внутреннего редактора почтового сервиса. Любой из провайдеров предлагает вам самим создать письмо при помощи блочного конструктора. Просто собираете по частям и планируете внешний вид письма самостоятельно. Плюс сервисы дают возможность воспользоваться базовыми уже созданными шаблонами для различных тематик. На особые изыски стандартных шаблонов рассчитывать не стоит, но их можно доработать и привести к презентабельному виду. Импортировать в почтовый сервис готовый файл с вашим дизайном. Т.е. заранее позаботиться и создать дизайна письма, сверстать его средствами HTML/CSS. Загрузить готовый html-документ в ваш аккаунт сервиса. Импортировать в почтовый сервис готовый файл с шаблоном дизайна найденным и скачанным в интернете. В этом случае вы также загружаете html-документ в ваш аккаунт почтового сервиса. Пример блочного редактора для создания шаблона письма в Mailchimp.
Если создаёте шаблон самостоятельно, не пытайтесь изобретать велосипед . Чем сложнее и навороченнее у вас получится дизайн письма, тем большая вероятность, что у пользователя полностью оно криво отобразится. Учитывайте, что у всех подписчиков разные почтовые программы (gmail, mail.ru, outlook и т.п.), которые могут по разному отображать письмо.
Совет . Самый продвинутый внутренний редактор/конструктор для создания email-письма, на наш взгляд, имеет сервис Mailchimp. Помимо понятного интерфейса, он позволяет выгрузить созданный в нём шаблон письма в html-файл, загрузить его в любой другой в почтовый сервис и без проблем использовать для рассылок.
4. Подготовка материалов для письма Шаблон письма содержит 3 основных элемента, которые доступны и видны подписчику: текст, картинки (jpeg, png, gif) и ссылки (в том числе на видео и т.п.).
Не используйте в письмах слишком много текста. Распространённая ошибка, когда в email пытаются запихнуть чуть ли не целую статью . 1-3 предложения вступления, 3-6 предложений основного текста. Всё, этого достаточно. Остальное читать никто не будет. Бывают исключения, но это отдельная история.Обратите внимание, какие письма пишет, например, aviasales: лаконичные и интригующие.
Файл письма не должен получиться слишком тяжелым по весу, иначе он будет долго грузиться при получении у подписчика. Поэтому обязательно уменьшайте размер изображений, которые используете в письме. Придавайте своему письму интерактивность — используйте gif -изображения.
Не будем писать о тонкостях продающих текстов в письмах, подготовке ярких и сочных картинок. Об этом есть куча статей в интернете. Главное, пишите живым языком и старайтесь доносить ценность в письме, вас читают такие же люди.
Совет . Перед тем как создавать свое письмо, посмотрите какие рассылки делают мировые бренды и лидеры рынка. После этого поймёте — что в письмах они стремятся к простоте, ненагруженности, небольшому количеству текста. Все гениальное просто.
5. Отправка рассылки Когда у вас есть база подписчиков, готов шаблон и тело письма, можно приступать к настройке отправления рассылки.
По истине самая главная вещь при подготовке — написание заголовка / темы рассылки. От этого зависит откроет ли ваше письмо пользователь, обратит ли внимание на письмо в своем почтовое ящике, заинтересует ли его.
Есть множество теорий и схем по тому, как его писать. Их можно найти, почитать и принять во внимание. Но лучший метод проверки — это тест. Попробуйте разделить базу подписчиков на 2 или 3 части, отправьте каждой из них рассылку с разным заголовком. Только так вы действительно поймете разницу между качеством заголовка и его влиянием на эффективность.
При настройке рассылки принимайте во внимание, в какое время будут читать письмо подписчики. Чаще всего рекомендуют отправлять письма утром или после обеда. Ставьте отправку рассылки на таймер. Не отправляйте письма слишком часто, не задалбливайте подписчиков однобразным форматом писем «купи купи купи», разбавляйте и меняйте темы рассылок.
Не забывайте измерять эффективность email-рассылки после отправки. Обращайте внимание не только на показатель открытия (Open Rate) и кликабельности (Click Rate) письма, но и на данные пользователей: с каких устройств открывают, количество отписок и ошибок. Это даст вам информацию перед отправкой следующих рассылок, поможет понять потребность подписчиков и создать для них реальную ценность письма.
Совет . Если у вас именная база подписчиков (у подписчика есть email + имя), отправляйте персонализированные рассылки. В письме пользователь увидит обращение к себе по имени. Замечено, что персонализация увеличивает эффективность рассылки в среднем на 10-15%.