Главное Авторские колонки Вакансии Образование
395 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Ритейл и маркетплейс: противостояние или сотрудничество?

Онлайн и оффлайн торговля существуют в различных отношениях — как конкурентные, так и кооперативные, в зависимости от контекста и стратегий, применяемых сторонами. «Маркет Промо» предлагает рассмотреть оба этих сценария.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Объем онлайн-продаж продолжает уверенно расти, согласно отчету Data Insight. В 2022 году доля онлайн-продаж составила 15% от всего ритейла и 30% от рынка непродовольственных товаров, что на 3 п.п. и 5 п.п. больше соответственно, по сравнению с предыдущим годом. Авторы уточняют, что эти данные не включают продажи автомобилей и топлива. Для сохранения рыночных позиций классическому продуктовому ритейлу необходимо учитывать меняющуюся конъюнктуру и встраивать в нее свои решения.

Конфронтация

Суровое соперничество, значительный прирост онлайн-игроков и укрепление неритейловых компаний на розничном рынке создают угрозы для традиционных операторов сетевой розницы, несмотря на значительные вложения в цифровую трансформацию за последние годы. В такой обстановке им приходится тщательно пересматривать свои бизнес-модели, принимая роль риск-инноватора и внедряя успешные подходы из других стран. Интересно отметить, что розничное сообщество в России менее монопольно, чем в Европе и США: доля крупнейших ритейлеров на европейском рынке составляет, например, более 50%, в США — 47%, а в России — всего треть (32%).

Ритейлер и маркетплейс находятся в прямой конкуренции в случае, когда розничная сеть решает запустить свои собственные онлайн-платформы или веб-сайты электронной коммерции, чтобы продавать свои товары покупателям без посредничества. В результате борются по факту за одних и тех же клиентов и объемы продаж. Сейчас классический ритейл имеет шансы на выживание только при внедрении омниканальных бизнес-моделей, частью которых является собственное представительство в e-com. Почти все гиганты рынка ритейла так и поступили.

Конфронтация также выражается в выходе маркетплейса на новые ниши с собственными торговыми марками, которые борются с брендами или товарами, продаваемыми розничными торговцами на платформе (например, запуск Ozon fresh), что усиливает и без того серьезную конкуренцию.

Предметом для дискуссии остаются и условия, в которых существуют эти отрасли в РФ. Например, минусом в работе ритейлеров являются условия банков и невыгодные ставки эквайринга. В то время как интернет-магазины и дарксторы находятся в более выигрышном положении, так как лишены этих проблем.

Поиски решений

Изначально вся розница начинала как традиционная ритейл-компания, но смогла перестроиться под влиянием цифровизации и оседлать волну успеха онлайн-торговли. Прибыль таких компаний слагается из прибыли традиционного и онлайн-шоппинга. Многие предприятия розничной торговли признают обширный охват и клиентскую базу популярных торговых площадок, таких как Wildberries, Ozon или «Яндекс Маркет». По прогнозу Data Insight, в 2023 году объем продаж на российском рынке e-сommerce достигнет 7,4 трлн рублей, рост составит 30%. Количество выполненных заказов на рынке e-сom достигнет 4,6 млрд (+64%). Поэтому розница активно сотрудничает с ними, открывая на их площадках собственные магазины, чтобы охватить более широкую аудиторию и увеличить продажи.

Маркетплейсы предоставляют и значительную логистическую поддержку, складские услуги и доставку, что выгодно розничным торговцам — особенно небольшим предприятиям. Fulfillment services позволяет ритейлу сосредоточиться на своих ключевых компетенциях, таких как дизайн продукта и маркетинг, оставляя операционные аспекты на усмотрение партнеров. Кроме того, маркетплейсы служат отличными платформами для исследования рынка, предоставляя ценную информацию о предпочтениях клиентов, тенденциях и спросе. Анализ данных позволяет участникам рынка принимать важные решения, улучшать товарные предложения и оставаться конкурентоспособными на рынке.

В конечном счете, противостоят ли розничная торговля и торговые площадки друг другу или сотрудничают, зависит от их бизнес-стратегий и от того, как они выстраивают отношения. Бывают случаи, когда совместный подход приносит пользу обеим сторонам, в то время как в других ситуациях они соперничают. Динамика отношений между розничной торговлей и рынками сбыта может продолжать развиваться по мере того, как со временем изменится отраслевой ландшафт и поведение потребителей.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.