редакции Выбор
Авторская колонка о положении логистики в России. Часть №2
Дополнительным ограничивающим фактором, дестабилизирующим мировую экономику, являются карантинные меры Китая. Какая обстановка на логистическом рынке сегодня, разбираемся ниже.
Карантинные меры Китая отразились на каждом бизнесе, хоть как-то связанном с товарами из страны-лидера мировой торговли. Длительные и частые локдауны приводят к убыткам даже в крупных компаниях, таких как Toyota Motor Corp., Honda Motor Co., Tesla Inc., Ford Motor Co., Volkswagen AG. Нарушение логистических цепочек, пробки в портах и на сухопутных погранпереходах на протяжении нескольких месяцев были главной проблемой грузоперевозчиков. К счастью, ситуация решится до конца мая. И с начала лета планируется постепенная отмена карантинных ограничений при полном сохранении противоэпидемических мер.
Помимо восстановления грузооперевозок во все точки мира, Китай продолжает диалог с Россией об увеличении времени работы погранпереходов. Такие меры помогут увеличить транспортный поток в обе стороны.
Разворот на Юго-Восток
Локдаун в Шанхае сильно повлиял на торговлю с разными странами, но Россия ощутила уже меньшие последствия, чем в прошлом году, благодаря договоренностям и совместно разработанной схеме работы. Хотя для полноценного «разворота на Восток» необходимо не только изменение режима и оперативная реакция на эпидемиологическую обстановку. Для реализации этого проекта нужна модернизация железной дороги и портовой инфраструктуры. Экспортные и импортные возможности превышают их пропускную мощность. Но развитие этого направления идет медленными темпами в силу разных причин. На этом фоне автомобильные грузоперевозки по-прежнему остаются востребованными.
В 2020г. был запущен проект по строительству маршрута «Европа — Западный Китай». Участок Санкт-Петербург-Москва уже открыт. Остальная же часть должна быть закончена к 2024г. Правда уже сейчас обнаружены многочисленные нарушения.
Несомненно, сегодня модернизации существующих и развитию новых маршрутов будет уделяться большее внимание, чем ранее для поддержания внутренней экономики страны. Поэтому есть вероятность, что в ближайшем будущем доставка из России в Китай будет значительно упрощена и ускорена.
Что касается южного направления, то здесь ситуация несколько хуже. Прошедшие недели показали, что маршрут из Европы транзитом через Турцию может обернуться простоем в пробках на протяжении нескольких дней. Дело в том, что Россию и Грузию связывает единственный погранпереход «Верхний Ларс». ПП находится в горном ущелье, и из-за этого его работа зависит от погодных условий и оставляет желать лучшего.
Объезд через Азербайджан может обернуться простоем в длительных пробках, к тому же, количество разрешений, выдаваемых одному перевозчику сильно ограничено — до 10 для разгрузки и столько же на транзит.
Альтернативой сухопутных перевозок из Европы в Россию может стать в будущей паромная грузовая линия Новороссийск — Турция, а также Астрахань — Баку. Но пока сухопутные грузоперевозки остаются единственным приемлемым решением на маршруте из европейских стран.
Стоимость грузоперевозок
Пока сложно сказать о каком-либо стабильном повышении на автомобильные грузоперевозки за последний период. Логистические и транспортные компании сейчас активно прорабатывают новые маршруты, ищут варианты сохранения и поиска новых клиентов. Поэтому стоимость доставки может меняться в зависимости от направления и видения руководства компании. Некоторые владельцы предпочитают снизить стоимость для поддержания заказов на фоне высокой конкуренции, другие же увеличивают из-за регулярных простоев на погранпереходах.
Тарифы на железнодорожные грузоперевозки пока остаются на прежнем уровне, либо показывают незначительный рост. Хотя, конечно, впереди их ожидает индексация.