Под конверсией понимают любое целевое действие клиента: оставил номер телефона, положил товар в корзину, оформил скидочную карту. В любом из этих примеров количество клиентов, которые выполнили действие, можно измерить и сравнить.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Зачем нужно знать конверсию продаж
Конверсия продаж — это число клиентов, которые прошли путь от знакомства с компанией до покупки товара или заказа услуги. Например, зашли на сайт посмотреть новый автомобиль, а ушли из салона с ключами от него. Или кликнули по ссылке из письма и купили новые кеды.
Конверсию продаж считают, чтобы понять эффективность работы отдела продаж и каждого конкретного менеджера. Когда бизнес управляет эффективностью продаж, он зарабатывает больше.
Итак, знать конверсию продаж нужно, чтобы:
Оценить работу отдела продаж и менеджеров. Например, руководителю не нравится менеджер Иванов, но, если посчитать конверсию и сравнить с другими сотрудниками, может оказаться, что он один закрывает сделок больше, чем остальная команда.
Найти узкие места и повысить эффективность работы. Например, может выясниться, что клиенты отваливаются, когда узнают цену. И тогда нужно разобраться, почему она их смущает, и исправить это.
Повысить продажи и заработать больше денег. Конверсию, как и любую другую метрику, измеряют, чтобы потом проанализировать, сделать выводы и улучшить ситуацию. Что в итоге скажется на выручке компании.
Как посчитать конверсию продаж: формула
Чтобы узнать конверсию продаж, нужно сравнить количество клиентов, совершивших покупку, с количеством лидов. Формула такая:
Клиенты / лиды × 100% = конверсия продаж
Например, отдел маркетинга с помощью рекламы у блогеров привел в компанию 100 лидов. Это люди, которые в целом проявили интерес, но деталей не знают. Дальше отдел продаж работает с ними: презентует товар, делает спецпредложения, отвечает на возражения, напоминает об оплате. В итоге к покупке приходят 50 человек. Считаем по формуле:
50 / 100 × 100% = 50%
Сама по себе эта цифра ничего не значит. Как минимум нужно считать конверсию продаж регулярно, чтобы сравнивать показатель с прошлым периодом. Например, руководитель компании нанял трех менеджеров в отдел продаж, а конверсия спустя три месяца не изменилась. Получается, компания денег тратит больше, а зарабатывает так же, а значит, прибыль стала меньше.
Но работа с конверсией — это больше не про сравнение конкретных цифр, а про анализ. Об этом дальше.
Анализ конверсии продаж
Итак, когда отдел маркетинга создает для компании лидов, задача отдела продаж — провести этих людей по цепочке:
Лиды → качественные лиды → клиенты
Чем меньше людей отвалится в процессе и чем больше в итоге совершит сделку, тем выше конверсия. В количественных характеристиках эта цепочка выглядит так:
Количество лидов → количество качественных лидов → количество встреч или любых других действий → количество продаж
Допустим, среди 100 лидов с рекламы на Ютубе качественными у нас оказались 80 человек. Качественные лиды — это те, которые вписываются в портрет покупателя. Не все подходят: например, компании, чтобы оказаться в плюсе по сделке, нужно продавать на 100 000 ₽, а человек готов потратить только 50 000 ₽.
На этом этапе уже работает отдел продаж: например, озвучивает цену и презентует товар так, чтобы человек был готов увеличить бюджет с 50 000 до 100 000 ₽.
Дальше идет этап действия — он зависит от специфики компании. Например, менеджер строительной фирмы встречается с потенциальным клиентом и показывает проект бани. Здесь важно провести встречу так, чтобы качественные лиды стали клиентами, а не отвалились. Но не всё зависит от отдела продаж — например, людям может не понравиться качество самого продукта. Допустим, в итоге из первоначальных 100 лидов купили товар 50 человек.
А дальше начинается анализ работы. Нужно ответить на главный вопрос: почему люди отвалились. И здесь могут быть самые разные варианты, например:
→ Если люди отвалились на этапе перехода от лидов к качественным лидам, возможно, нужно увеличить скорость обработки заявок.
→ Если люди отвалились на этапе озвучивания цены, можно сравнить свои цены с конкурентами и изменить подход к презентации стоимости.
→ Если люди отвалились после встречи с менеджерами, нужно разбираться, что пошло не так. Возможно, менеджеры не дожали до сделки или людям не понравился сам продукт.
Как посчитать конверсию воронки продаж
Выше мы представляли конверсию как цепочку, но чаще ее изображают в виде воронки — так удобнее работать.