Финансирование на разных этапах развития бизнеса Финансирование бизнеса — это когда компания получает деньги на разные цели. Эти цели зависят от того, на каком этапе развития находится бизнес: только открывается и нужны деньги на запуск предприятия, или уже прочно стоит на ногах и хочет открыть новое направление, вложиться в исследования, закупить оборудование или выйти на рынок другой страны.
Разберемся с каждой стадией ↓
Стадия роста или масштабирования Как привлечь финансирование для стартапа или на старте бизнеса На старте обычно у предпринимателя есть бизнес-идея, но нет денег на запуск. И здесь финансирование ищут, чтобы протестировать бизнес-модель: начнет ли бизнес зарабатывать и приносить доход?
Вот как привлекают деньги для запуска бизнеса ↓ Это универсальные варианты поиска финансирования для бизнеса с нуля. Но есть и частные случаи: начинающие предприниматели и стартапы. О них дальше.
Начинающий предприниматель — тот, кто открывает бизнес впервые, может рассчитывать на помощь государства ↓
Отдельно разберем стартапы. Они отличаются от обычного бизнеса с нуля наличием инноваций: новых технологий, новой бизнес-модели, нового продукта и так далее.
Привлечь финансирование в российский стартап помогут бизнес-инкубаторы и акселераторы стартапов. Причем помогут не только деньгами, но и знаниями, поддержкой наставника. Пример таких инкубаторов — «Школа стартапов Skolkovo» , «GenerationS» .
А еще стартап может пойти с MVP (Minimum Viable Product, минимально жизнеспособный продукт) на краудфандинговую платформу или поискать инвестиции среди знакомых предпринимателей.
О том, кто в России делает стартапы и на чьи деньги они живут, мы писали в другой статье → Стартапы в России: кто, как и на чьи деньги
Как привлечь финансирование на стадии роста или масштабирования На стадии масштабирования бизнес привлекает средства, чтобы расширить или усилить свое присутствие на рынке и зарабатывать больше.
По опыту, привлекать инвестиции в бизнес для его масштабирования стоит не всем и не сразу. Для начала советуем проверить соответствие трем критериям:
Бизнес прибыльный — получает чистую прибыль , пополняет фонды , есть накопленный капитал и нет убытков. Есть рабочая бизнес-модель — такая, которая позволяет компании получить прибыль, а собственнику — выйти из операционки. Кроме того, прописана оргструктура , а процессы делегированы . Есть подушка безопасности, которой хватит на расходы бизнеса в течение 3–6 месяцев. Если компания готова к масштабированию: есть бизнес-модель, подушка безопасности и чистая прибыль, можно искать финансирование. Вот некоторые способы привлечь деньги на стадии роста ↓
Как привлечь финансирование на стадии зрелости На стадии зрелости бизнес уже работает стабильно и приносит прибыль. Чтобы все так и оставалось, компания привлекает инвестиции — они помогут укрепить положение на рынке.
На стадии зрелости компания может укрепить свое положение двумя способами:
Запустить новое направление. Тогда здесь действуют те же правила, что для бизнес на стадии старта: понадобится разработать MVP, подготовить финмодель и найти инвесторов. Масштабироваться. Здесь компания действует по плану для бизнеса на стадии роста: проверяет работоспособность бизнес-модели, копит подушку безопасности и затем ищет инвестиции. У зрелого бизнеса тут больше возможностей, чтобы привлечь финансирование. Например, он может выйти на биржу (IPO) или выпустить облигации. Для удобства соберем способы финансирования зрелого бизнеса в таблицу ↓
Внешнее или внутреннее финансирование: что выбрать Финансирование бывает внешним и внутренним:
внешнее — привлечение денег со стороны, например, кредит в банке, деньги инвестора, государственные гранты; внутреннее — поиск денег внутри компании, например, дотации из одного направления в другое, займы у собственников, продажа имущества. Выбрать тип финансирование помогут расчеты. Например, стоит оценить:
сколько денег нужно привлечь; насколько эффективен каждый из способов; под какой процент можно получить деньги у внешних и внутренних инвесторов; С внутренним финансированием компания рискует своими деньгами, но зато ни от кого не зависит и никому ничего не должна. А с внешним может получить больше, но рискует залезть в долги и потерять независимость.
Только просчитав все варианты финансирования для конкретного бизнеса, можно понять, какой из способов выгоднее.
Как компании подготовиться к поиску инвестиций Если коротко, то перед тем как привлекать финансирование, бизнесу стоит ↓
Шаг 1. Подготовить финансовую модель. Хотя бы на салфетке, чтобы понимать прибыльность бизнеса. Финмодель поможет прикинуть окупаемость инвестиций и оценить привлекательность бизнеса или идеи для инвесторов.
Шаг 2. Собрать аналитическую записку. В ней нужно ответить на два вопроса:
Как компания может масштабироваться? Шаг 3. Найти инвестора. Способов много, о них говорили в разделах выше.
Шаг 4. Зафиксировать договоренности с инвесторами. Разумнее сделать это вместе с юристами и нотариусом.
Шаг 5. Получив деньги, пустить их в дело. А затем — выполнить те обязательства, что есть у бизнеса перед инвесторами.
Четыре частые ошибки бизнеса при поиске финансирования По нашему опыту, чаще всего бизнес ошибается с этим четырьмя пунктами.
Ошибка 1 . Искать инвестиции без финансовой модели. А без нее невозможно понять, за счет чего компания вырастет, когда инвесторы отдадут ей свои деньги.
В целом финмодель во время поиска финансирования нужна, чтобы:
Показать инвестору выгоду. Как его деньги помогут бизнесу вырасти и принесут прибыль. Идеально, если инвестор будет знать, сколько годовых получит на свои инвестиции. Найти узкие места. Финмодель подсветит, что мешает развитию бизнеса и как это «что» устранить. Например, поменять регион работы, повысить средний чек, привлекать больше клиентов. Финмодель помогает собственнику и инвесторам понять, стоит ли бизнес того, чтобы вливать в него деньги.
Ошибка 2 . Оформлять финансирование бизнеса без юристов. Если не заверить документы у нотариуса и не пользоваться юридическим сопровождением сделки, есть риск остаться без денег. Или даже без компании.
Даже если у инвестора есть команда юристов и готовый шаблон договора, лучше взять паузу. И потратить это время на изучение договора со своим юристом. Пусть он вычитает весь мелкий шрифт и даст советы, как перестраховаться.
Ошибка 3 . Искать деньги без MVP. MVP позволяет:
Показать инвесторам серьезность намерений и самостоятельность. Бизнес может работать сам, но с финансированием дело пойдет быстрее. Быстро проверить идею и добиться успеха. Например, получить первых покупателей, пользователей, которые докажут инвесторам жизнеспособность проекта. MVP бывают разными, например:
Для онлайн-курса можно сделать лендинг, провести вебинар и собрать анкеты для предварительной записи на курс. Количество анкет и предоплата за курс подтверждают востребованность идеи. Для товара можно сделать пробную партию и продать через маркетплейс. Или не выпускать продукт, но собрать заявки на его покупку, например, разместить на Авито рендер товара.
Ошибка 4 . Не прийти на раунд защиты инвестиций. Забыть или забить из-за неудач на предыдущем этапе. Или обрадоваться зеленому свету в первом раунде и не прийти на следующий.
С забывчивостью можно работать через персональный календарь, а с остальным — просто не опускать руки и разбирать ошибки ↓
Финансирование бизнеса: частые вопросы собственников
Под какой процент привлекать инвестиции в бизнес? Процент зависит от того, какую рентабельность покажет бизнес, получив финансирование. Рентабельность должна быть выше, чем процент, который придется отдавать инвесторам.
Например, если рентабельность бизнеса 10%, то брать деньги под 20% — невыгодно. Отдавать будет нечем.
* * *
Что делать, если не могу вернуть деньги инвестору? Если не хватает денег, чтобы расплатиться с инвесторами, советую посчитать, из каких источников можно «перекредитовать» инвестора и вернуть ему деньги.
А еще: пересмотреть бизнес-модель, чтобы понять, что и когда пошло не так. И поменять модель так, чтобы бизнес приносил прибыль, либо найти точки роста. С этой задачей поможет финдиректор.
* * *
Стоит ли брать деньги на бизнес в микрозаймах? Ни в коем случае. Микрозаймы — это финансовая дыра под 365% годовых. Если нет денег на текучку, предпринимателю стоит задаться вопросом: что происходит с бизнесом, если мы идем в микрозаймы?
Скорее всего, проблема кроется в некорректной финмодели или дебиторской и кредиторской задолженностях. Выход здесь один — идти и считать, что происходит с бизнесом.
Финансирование бизнеса: в двух словах Финансирование бизнеса — это привлечение денег под разные цели. Например, для запуска бизнеса, масштабирования, выхода на новые рынки, укрепления позиций. На этапе старта финансирование привлекают для запуска бизнеса. На этапе масштабирования деньги деньги ищут, чтобы увеличить долю на рынке. А на стадии зрелости — для запуска нового направления и масштабирования. Перед поиском финансирования стоит собрать финмодель, чтобы найти сильные и слабые стороны бизнеса, точки роста. Далее найти инвестора и зафиксировать договоренности юридически. Получив финансирование, пустить средства в дело, а потом — рассчитаться с инвесторами. Финансирование бывает внешним и внутренним. Внешнее — поиск денег на стороне, например, в банке или у инвесторов. Внутреннее — поиск денег внутри бизнеса, например, заем у собственника или продажа ненужного имущества. Мы собрали всё самое нужное для предпринимателей в одном месте! Подписывайтесь в telegram на Нескучные финансы — канал о финансах для предпринимателей.