Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
😼
Выбор
редакции
681 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Финмодель кофейни: зачем нужна и как построить

Финансовая модель кофейни нужна, чтобы понять, когда заведение окупится, выгодно ли расширять ассортимент или открывать еще одну кофейню по соседству и к чему может привести рост себестоимости каждого стакана кофе.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Зачем нужна финансовая модель кофейни

Финансовая модель кофейни — это инструмент, который показывает финансовую структуру заведения или сети. Финмодель выглядит как большая таблица, в которой собраны основные показатели бизнеса и описано, как эти показатели влияют на прибыльность кофейни.

С помощью финмодели собственник может посмотреть, есть ли смысл в этом бизнесе вообще, когда он окупится, сколько денег принесет.

А главное — как конкретные управленческие решения могут повлиять на кофейню в целом. Например, выгодно ли брать дорогое помещение в аренду в центре, но получить больше трафика, или дешевое помещение на окраине с трафиком поменьше в итоге окажется выгоднее. С помощью финмодели можно строить разные гипотезы и искать наиболее выгодную бизнес-модель.

Вот как выглядит финансовая модель кофейни:


На скриншоте видно небольшую часть финмодели — раздел с выручкой и итоговые цифры. В полной финмодели строк и цифр больше, но это не так страшно, как может показаться. В статье расскажем, как работать с финмоделью, и всё станет понятнее.

А пока — разберемся, в чем польза финмодели для кофейни. Ее составляют, чтобы получить ответы на такие вопросы:

  • когда кофейня выйдет на точку безубыточности и начнет приносить прибыль;

  • какую выручку получает кофейня при текущем среднем чеке и как сделать, чтобы денег стало больше;

  • сколько кофейня тратит и какие расходы можно сократить;

  • как повлияет на выручку и прибыль сети открытие новой кофейни;

  • возникнут ли кассовые разрывы и что можно сделать, чтобы их избежать.

Теперь разберем на конкретных примерах ↓

→ Пример 1. Просчитать открытие новых кофеен. Кофейни — постоянно масштабируемый бизнес: по опыту, собственники редко ограничиваются одним заведением. В финмодели можно посмотреть, как открытие новой кофейни повлияет на финансовое положение всего бизнеса и может ли предприниматель вообще позволить себе открытие нового заведения. А если да, то когда оно окупит себя.

→ Пример 2. Посмотреть, как открытие нового направления влияет на выручку кофейни. Финмодель помогает просчитать, как изменятся показатели бизнеса, если кофейня, например, начнет продавать не только кофе и пончики, но и бутерброды. На первый взгляд может оказаться, что бутерброды увеличивают средний чек, а это хорошо. Но если посмотреть на изменившуюся структуру расходов, окажется, что без бутербродов лучше.

→ Пример 3. Посчитать, сколько кофейня зарабатывает на самом деле. Собственники кофеен часто смешивают личные деньги и деньги бизнеса: например, делают мелкие покупки вроде нескольких пачек молока на свои деньги. В итоге становится сложно понять, какие расходы есть у кофейни. Финмодель же поможет понять, сколько денег приносит бизнес.

→ Пример 4. Увидеть, как изменение среднего чека влияет на выручку. В финмодели можно увидеть, как маркетинговые акции, скидки, подарки и любые изменения среднего чека влияют на бизнес.

→ Пример 5. Увидеть влияние сезонности на бизнес. На выручку кофейни часто влияет сезонность: например, если заведение находится возле университета, то летом, когда студенты разъезжаются, продажи падают. А зимой, когда холодно, наоборот, прохожие стремятся согреться горячим напитком.

По опыту, предприниматели, на чей бизнес влияет сезонность, знают об этом, но не могут точно сказать, какой будет выручка в высокий или низкий сезон. Финмодель же помогает учесть коэффициент сезонности и заранее подготовиться к расходам — например, отложить деньги на аренду в низкий сезон.

Из чего состоит финмодель кофейни

В финмодели кофейни понадобится заполнить четыре основных блока:

  • выручку — через воронку продаж, которая состоит из количества сделок в день, среднего чека и коэффициента сезонности;

  • список расходов — сколько и на что тратите. Это могут быть прямые-косвенные или постоянные-переменные расходы;

  • оборотный капитал — дебиторка, кредиторка, запасы;

  • денежный поток — деньги на счетах.

Все цифры могут быть либо историческими — как было в среднем в прошлом или есть сейчас, либо прогнозными — как приблизительно, нам кажется, будет.

Дальше по шагам разберем, как составить финмодель кофейни.

Шаг 1. Указать выручку кофейни

Обычно выручку прогнозируют двумя способами: через воронку продаж или без нее. Без воронки выручку планируют компании, которые заключают с клиентами договоры: по суммам из них можно понять, сколько денег компания заработает в том или ином месяце. В общепите же — будь то кофейня, ресторан, столовая — выручку всегда считают через воронку продаж.

Воронка продаж — это цикл клиента с момента первого контакта до покупки. В любом бизнесе клиенты движутся по воронке, и, зная, сколько человек доходят до сделки, можно спрогнозировать выручку. Вот это количество клиентов, которые прошли цикл, называют конверсией. Например, 100 человек прошли мимо кофейни → 30 человек зашли → 10 человек купили в среднем на 160 ₽.

Вот как выглядит воронка продаж и прогноз по выручке в наших кофейнях:


Несмотря на то, что финмодель для сети кофеен одна, выручка делится по каждому из заведений, — это помогает сравнивать показатели и принимать управленческие решения, например, расширить более успешную кофейню.

А сами показатели — средний чек и количество сделок — посчитать несложно. Количество сделок можно увидеть в выгруженном из кассы отчете, а средний чек посчитать по формуле:

Выручка / Количество чеков

Кроме этого, в финмодели выручка обязательно разбивается по месяцам, — это помогает отслеживать сезонность и прогнозировать возможную прибыль:


Выручку по разным услугам вносят по месяцам и собирают в итоговую сумму за месяц, а затем и в общую сумму за год.

Шаг 2. Внести расходы кофейни в финмодель

Затем в финмодели указывают расходы. Их группируют разными способами, в нашем случае мы выделяем:

Переменные расходы — траты, которые связаны непосредственно с товаром или услугой. Переменные расходы увеличиваются или уменьшаются в зависимости от объемов. В нашем примере к переменным относятся:


  • процент от выручки баристе;

  • банковский эквайринг.

В финмодели переменные расходы кофейни выглядят так:


В любых финмоделях переменные расходы разделяются по отдельным заведениям или направлениям, и мы тоже так сделали — разделили расходы кофейни-буфета и кофейни в Лесном.

После переменных расходов в нашей финмодели кофейни идут прямые производственные и косвенные административные.

Прямые производственные — расходы, которые нельзя разделить по отдельным продуктам или услугам, они связаны с работой кофейни в целом. К примеру, аренда помещения и зарплата уборщицы.


Косвенные административные — расходы, которые не относятся к работе кофейни, но нужны для бизнеса. Например, зарплата бухгалтера и курьера, оплата мобильной связи и интернета, хозяйственные расходы.


Между блоками расходов в финмодели автоматически считаются разные виды прибыли и рентабельность:

  • Маржинальная прибыль — разница между выручкой и переменными расходами. Рентабельность по маржинальному доходу показывает эффективность переменных расходов: чем выше процент, тем лучше.

  • Валовая прибыль — разница между выручкой и прямыми расходами. Валовую прибыль лучше считать по каждой кофейне: так можно сравнить эффективность работы и увидеть, какое заведение прибыльнее.

  • Операционная прибыль, или EBITDA— прибыль компании до уплаты налогов, процентов по кредитам и вычета амортизации.

Впереди нас ждет чистая прибыль, но сначала нужно разобраться с налогами, кредитами и амортизацией.

Шаг 3. Учесть налоги, кредиты и амортизацию оборудования кофейни

Чтобы узнать чистую прибыль кофейни, остается внести в финмодель данные о налогах, кредитах и амортизации оборудования.


Налоги. Наша кофейня работает на патенте, поэтому отдельной строкой прописаны расходы на патент. В остальных же случаях здесь будет сумма налогов согласно системе налогообложения.

Кредит. Кроме этого, нужно указать расходы на кредит — только проценты, без учета тела.

Амортизация оборудования. Кофейни покупают дорогие кофеварочные машины, и их износ нужно обязательно учитывать. Для этого стоимость оборудования делят на период использования и вносят в каждый месяц. Наше оборудование стоит 565 000 рублей, а срок полезного использования — 60 месяцев.

565 000 / 60 = 9417 ₽ — столько стоит ежемесячное использование оборудования

После вычета налогов, процентов и амортизации получается чистая прибыль — деньги, которыми может распоряжаться владелец бизнеса.

Шаг 4. Заполнить дополнительные разделы: финансовая и инвестиционная деятельность, оборотный капитал, ДДС

После расчета чистой прибыли в финмоделях идут дополнительные, но не менее важные разделы:

Финансовая деятельность — это поступления и траты по телу кредита, в нашем случае еще и овердрафта, а еще вывод дивидендов.


Инвестиционная деятельность — доходы компании, которые не связаны с основной деятельностью, например, от сдачи в аренду ненужной кофеварочной машины. В нашей финмодели инвестдеятельности нет, поэтому там стоят нули.

Оборотный капитал — дебиторка и кредиторка и любые запасы, например, в виде мешков с зернами кофе, до которых не добрались мыши.


ДДС — денежные потоки по разным видам деятельности на начало и конец месяца. Обычно ДДС ведут отдельно, а в финмодель вносят небольшой блок. Этот раздел показывает, хватит ли кофейне денег или ее ждет кассовый разрыв.


Баланс — активы и пассивы компании. Это последний блок, и здесь можно проверить, что финмодель сделана правильно: активы и пассивы должны сойтись по каждому месяцу и в общей сумме.


Шаг 5. Попивать кофеек, пользоваться финмоделью и радоваться жизни

Если пройти все шаги, то получится полноценная финансовая модель кофейни ↓

Финансовая модель кофейни: в двух словах

  • Финансовая модель кофейни — это инструмент, который показывает финансовую структуру заведения или сети.

  • Финмодель выглядит как большая таблица, в которой собраны основные показатели бизнеса и описано, как эти показатели влияют на прибыльность кофейни.

  • С помощью финмодели собственник может посмотреть, есть ли смысл в бизнесе вообще, когда кофейня окупится, сколько денег принесет.

  • Финмодель также нужна, чтобы увидеть, как конкретные управленческие решения могут повлиять на кофейню в целом.

  • С помощью финмодели можно строить разные гипотезы и искать наиболее выгодную бизнес-модель.

Поможем создать финансовую модель любого бизнеса

Финдиры Нескучных обязательно собирают финмодели, потому что без них невозможно прогнозировать показатели бизнеса и оперативно влиять на них, например, увеличивать выручку.

Собрать финансовую модель самому сложно, хотя наша статья показывает, что и это возможно. Но если не хочется возиться самому, наши финдиры помогут.

Мы собрали всё самое нужное для предпринимателей в одном месте! Подписывайтесь в telegram на Нескучные финансы — канал о финансах для предпринимателей.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.