Зачем нужна финансовая модель кофейни Финансовая модель кофейни — это инструмент, который показывает финансовую структуру заведения или сети. Финмодель выглядит как большая таблица, в которой собраны основные показатели бизнеса и описано, как эти показатели влияют на прибыльность кофейни.
С помощью финмодели собственник может посмотреть, есть ли смысл в этом бизнесе вообще, когда он окупится, сколько денег принесет.
А главное — как конкретные управленческие решения могут повлиять на кофейню в целом. Например, выгодно ли брать дорогое помещение в аренду в центре, но получить больше трафика, или дешевое помещение на окраине с трафиком поменьше в итоге окажется выгоднее. С помощью финмодели можно строить разные гипотезы и искать наиболее выгодную бизнес-модель .
Вот как выглядит финансовая модель кофейни:
На скриншоте видно небольшую часть финмодели — раздел с выручкой и итоговые цифры. В полной финмодели строк и цифр больше, но это не так страшно, как может показаться. В статье расскажем, как работать с финмоделью, и всё станет понятнее.
А пока — разберемся, в чем польза финмодели для кофейни. Ее составляют, чтобы получить ответы на такие вопросы:
когда кофейня выйдет на точку безубыточности и начнет приносить прибыль; какую выручку получает кофейня при текущем среднем чеке и как сделать, чтобы денег стало больше; сколько кофейня тратит и какие расходы можно сократить; как повлияет на выручку и прибыль сети открытие новой кофейни; возникнут ли кассовые разрывы и что можно сделать, чтобы их избежать. Теперь разберем на конкретных примерах ↓
→ Пример 1. Просчитать открытие новых кофеен. Кофейни — постоянно масштабируемый бизнес: по опыту, собственники редко ограничиваются одним заведением. В финмодели можно посмотреть, как открытие новой кофейни повлияет на финансовое положение всего бизнеса и может ли предприниматель вообще позволить себе открытие нового заведения. А если да, то когда оно окупит себя.
→ Пример 2. Посмотреть, как открытие нового направления влияет на выручку кофейни. Финмодель помогает просчитать, как изменятся показатели бизнеса, если кофейня, например, начнет продавать не только кофе и пончики, но и бутерброды. На первый взгляд может оказаться, что бутерброды увеличивают средний чек, а это хорошо. Но если посмотреть на изменившуюся структуру расходов, окажется, что без бутербродов лучше.
→ Пример 3. Посчитать, сколько кофейня зарабатывает на самом деле. Собственники кофеен часто смешивают личные деньги и деньги бизнеса: например, делают мелкие покупки вроде нескольких пачек молока на свои деньги. В итоге становится сложно понять, какие расходы есть у кофейни. Финмодель же поможет понять, сколько денег приносит бизнес.
→ Пример 4. Увидеть, как изменение среднего чека влияет на выручку. В финмодели можно увидеть, как маркетинговые акции, скидки, подарки и любые изменения среднего чека влияют на бизнес.
→ Пример 5. Увидеть влияние сезонности на бизнес. На выручку кофейни часто влияет сезонность: например, если заведение находится возле университета, то летом, когда студенты разъезжаются, продажи падают. А зимой, когда холодно, наоборот, прохожие стремятся согреться горячим напитком.
По опыту, предприниматели, на чей бизнес влияет сезонность, знают об этом, но не могут точно сказать, какой будет выручка в высокий или низкий сезон. Финмодель же помогает учесть коэффициент сезонности и заранее подготовиться к расходам — например, отложить деньги на аренду в низкий сезон.
Из чего состоит финмодель кофейни В финмодели кофейни понадобится заполнить четыре основных блока:
выручку — через воронку продаж, которая состоит из количества сделок в день, среднего чека и коэффициента сезонности; список расходов — сколько и на что тратите. Это могут быть прямые-косвенные или постоянные-переменные расходы; оборотный капитал — дебиторка, кредиторка, запасы; денежный поток — деньги на счетах. Все цифры могут быть либо историческими — как было в среднем в прошлом или есть сейчас, либо прогнозными — как приблизительно, нам кажется, будет.
Дальше по шагам разберем, как составить финмодель кофейни.
Шаг 1. Указать выручку кофейни Обычно выручку прогнозируют двумя способами: через воронку продаж или без нее . Без воронки выручку планируют компании, которые заключают с клиентами договоры: по суммам из них можно понять, сколько денег компания заработает в том или ином месяце. В общепите же — будь то кофейня, ресторан, столовая — выручку всегда считают через воронку продаж.
Воронка продаж — это цикл клиента с момента первого контакта до покупки. В любом бизнесе клиенты движутся по воронке, и, зная, сколько человек доходят до сделки, можно спрогнозировать выручку. Вот это количество клиентов, которые прошли цикл, называют конверсией . Например, 100 человек прошли мимо кофейни → 30 человек зашли → 10 человек купили в среднем на 160 ₽.
Вот как выглядит воронка продаж и прогноз по выручке в наших кофейнях:
Несмотря на то, что финмодель для сети кофеен одна, выручка делится по каждому из заведений, — это помогает сравнивать показатели и принимать управленческие решения, например, расширить более успешную кофейню.
А сами показатели — средний чек и количество сделок — посчитать несложно. Количество сделок можно увидеть в выгруженном из кассы отчете, а средний чек посчитать по формуле:
Выручка / Количество чеков
Кроме этого, в финмодели выручка обязательно разбивается по месяцам, — это помогает отслеживать сезонность и прогнозировать возможную прибыль: Выручку по разным услугам вносят по месяцам и собирают в итоговую сумму за месяц, а затем и в общую сумму за год.
Шаг 2. Внести расходы кофейни в финмодель Затем в финмодели указывают расходы . Их группируют разными способами, в нашем случае мы выделяем:
Переменные расходы — траты, которые связаны непосредственно с товаром или услугой. Переменные расходы увеличиваются или уменьшаются в зависимости от объемов. В нашем примере к переменным относятся:
процент от выручки баристе; В финмодели переменные расходы кофейни выглядят так:
В любых финмоделях переменные расходы разделяются по отдельным заведениям или направлениям, и мы тоже так сделали — разделили расходы кофейни-буфета и кофейни в Лесном.
После переменных расходов в нашей финмодели кофейни идут прямые производственные и косвенные административные.
Прямые производственные — расходы, которые нельзя разделить по отдельным продуктам или услугам, они связаны с работой кофейни в целом. К примеру, аренда помещения и зарплата уборщицы.
Косвенные административные — расходы, которые не относятся к работе кофейни, но нужны для бизнеса. Например, зарплата бухгалтера и курьера, оплата мобильной связи и интернета, хозяйственные расходы.
Между блоками расходов в финмодели автоматически считаются разные виды прибыли и рентабельность:
Маржинальная прибыль — разница между выручкой и переменными расходами. Рентабельность по маржинальному доходу показывает эффективность переменных расходов: чем выше процент, тем лучше.Валовая прибыль — разница между выручкой и прямыми расходами. Валовую прибыль лучше считать по каждой кофейне: так можно сравнить эффективность работы и увидеть, какое заведение прибыльнее.Операционная прибыль, или EBITDA , — прибыль компании до уплаты налогов, процентов по кредитам и вычета амортизации. Впереди нас ждет чистая прибыль, но сначала нужно разобраться с налогами, кредитами и амортизацией.
Шаг 3. Учесть налоги, кредиты и амортизацию оборудования кофейни Чтобы узнать чистую прибыль кофейни, остается внести в финмодель данные о налогах, кредитах и амортизации оборудования.
Налоги. Наша кофейня работает на патенте, поэтому отдельной строкой прописаны расходы на патент. В остальных же случаях здесь будет сумма налогов согласно системе налогообложения.
Кредит. Кроме этого, нужно указать расходы на кредит — только проценты, без учета тела.
Амортизация оборудования. Кофейни покупают дорогие кофеварочные машины, и их износ нужно обязательно учитывать. Для этого стоимость оборудования делят на период использования и вносят в каждый месяц. Наше оборудование стоит 565 000 рублей, а срок полезного использования — 60 месяцев.
565 000 / 60 = 9417 ₽ — столько стоит ежемесячное использование оборудования
После вычета налогов, процентов и амортизации получается чистая прибыль — деньги, которыми может распоряжаться владелец бизнеса.
Шаг 4. Заполнить дополнительные разделы: финансовая и инвестиционная деятельность, оборотный капитал, ДДС После расчета чистой прибыли в финмоделях идут дополнительные, но не менее важные разделы:
Финансовая деятельность — это поступления и траты по телу кредита, в нашем случае еще и овердрафта, а еще вывод дивидендов.
Инвестиционная деятельность — доходы компании, которые не связаны с основной деятельностью, например, от сдачи в аренду ненужной кофеварочной машины. В нашей финмодели инвестдеятельности нет, поэтому там стоят нули.
Оборотный капитал — дебиторка и кредиторка и любые запасы, например, в виде мешков с зернами кофе, до которых не добрались мыши.
ДДС — денежные потоки по разным видам деятельности на начало и конец месяца. Обычно ДДС ведут отдельно , а в финмодель вносят небольшой блок. Этот раздел показывает, хватит ли кофейне денег или ее ждет кассовый разрыв.
Баланс — активы и пассивы компании. Это последний блок, и здесь можно проверить, что финмодель сделана правильно: активы и пассивы должны сойтись по каждому месяцу и в общей сумме.
Шаг 5. Попивать кофеек, пользоваться финмоделью и радоваться жизни Если пройти все шаги, то получится полноценная финансовая модель кофейни ↓Финансовая модель кофейни: в двух словах Финансовая модель кофейни — это инструмент, который показывает финансовую структуру заведения или сети. Финмодель выглядит как большая таблица, в которой собраны основные показатели бизнеса и описано, как эти показатели влияют на прибыльность кофейни. С помощью финмодели собственник может посмотреть, есть ли смысл в бизнесе вообще, когда кофейня окупится, сколько денег принесет. Финмодель также нужна, чтобы увидеть, как конкретные управленческие решения могут повлиять на кофейню в целом. С помощью финмодели можно строить разные гипотезы и искать наиболее выгодную бизнес-модель. Поможем создать финансовую модель любого бизнеса Финдиры Нескучных обязательно собирают финмодели, потому что без них невозможно прогнозировать показатели бизнеса и оперативно влиять на них, например, увеличивать выручку.
Собрать финансовую модель самому сложно, хотя наша статья показывает, что и это возможно. Но если не хочется возиться самому, наши финдиры помогут.
Мы собрали всё самое нужное для предпринимателей в одном месте! Подписывайтесь в telegram на Нескучные финансы — канал о финансах для предпринимателей.