редакции
Нашли дыру, куда утекло 79 млн ₽ из-за волатильности валют
Компания внимательно относится к финансам и управленческом учету, но даже они заметили проблему, только когда на счете закончились деньги.
«Хайзенберг» — это выдуманное название. Придумали его, чтобы сохранить конфиденциальность клиента. А вот сама история — чистая правда.
До: из-за отсрочек при растущем курсе переплатили поставщику 79 млн ₽
Компания «Хайзенберг» получает партии товара из-за границы каждые две недели. Оплата — в евро. «Хайзенберг» работает с классным поставщиком, поэтому может оплачивать поставки с отсрочкой до трех месяцев. Здесь и кроется проблема: в 1С стоимость товара фиксируется по курсу на дату поставки, а деньги списываются со счета по курсу на дату оплаты.
В итоге из-за волатильности курса валюты компания неправильно считала себестоимость товара, а потом ставила неверные цены для покупателей. «Хайзенберг» считала себестоимость по цене из 1С, а по факту платила поставщику больше.
30% — курсовая разница между зафиксированной ценой закупки и реальной. На столько вырос курс евро к рублю за время отсрочки платежа. А всего за 2023 год финдир Нескучных зафиксировал у «Хайзенберга» курсовую разницу в 79 млн ₽! Сама компания, несмотря на хорошо отлаженные управленческий учет и дотошность к финансам, эту проблему не замечала. Пока на счете не закончились деньги. Когда они поняли, что произошло, попросили финдира Нескучных навести порядок. Потеря части дохода и рост расходов из-за курсовой разницы — это один из валютных рисков. Подробнее о нем и других мы писали в другой статье → Валютные операции: как выглядят на практике и какие есть риски Итак, «Хайзенберг» столкнулся с комплексной проблемой, которая появилась из-за волатильности курса: Чтобы решить эту проблему, финдиру Нескучных нужно было действовать так же комплексно: Этим финдир и занялся ↓ Финдир Нескучных взялся за перерасчет себестоимости товаров. Ситуация была такой: в течение года компания купила 30 контейнеров с товарами по разным ценам. Чтобы правильно определить себестоимость каждого, нужно было всё пересчитать: взять цены из 1C на дату поставки и перевести в цены на дату оплаты товара. Но один и тот же товар может повторяться в разных поставках и стоить по-разному. И здесь есть два варианта, как считать: На первый взгляд, считать по средней цене проще, да и небольшая разница в итоговых значениях — до 1%. Но если переводить в деньги, оказывается, что разница 1% погрешности — это больше 1,4 млн ₽. Финдир вывел настоящие закупочные цены, просчитал реальную себестоимость и на основе этих данных сформировал новый прайс-лист. Здесь рассказывать особо не о чем — стандартная финдиректорская работа с таблицами, расчетами и формулами. Но, если хотите погрузиться, у нас есть другие статьи об этом: Следующий шаг — анализ запасов. Здесь помог ABC-анализ, который показал, на каких товарах компания зарабатывает больше всего, а какие — впустую занимают место в контейнере и на складе, но почти не приносят выхлопа. Их и решили отправить на распродажу: вместе с коммерческим отделом продумали акции и поставили скидки. Если кратко, в ABC-анализе товары собирают в три группы: товары, которые приносят больше 80% выручки; около 15% и меньше 5%. А дальше выбираются победители и аутсайдеры. Научились заглядывать в будущее и прогнозировать продажи А еще финдиректор НФ использовал магическую функцию «Предсказ» из Экселя — это логарифмическая модель для анализа данных с переменным трендом. Функция «Предсказ» выстраивает график по любым данным — в нашем случае по количеству продаж в штуках. Но это еще не всё: функция анализирует общий тренд и достраивает график, «предсказывая» продажи. Если у компании есть большие колебания спроса на товары, например, в июне продали 100 единиц товара, а в сентябре — 1000, то обычные графики мало чем помогут: ну, график и график! Какой-то четкой логики не проследить. А вот логарифмическая функция помогает усреднить данные и увидеть реальный тренд — становится клиентов больше или меньше. И это уже действительно помогает планировать продажи и закупки. Итак, компания закупала товары за евро по одной цене, а платила поставщику с отсрочкой — через три месяца и в среднем на 30% больше, если считать в рублях. Потом неверно считала себестоимость и занижала цены для клиентов. Финдир НФ помог со всем этим разобраться: В итоге компания начала правильно учитывать стоимость закупок и верно рассчитывать себестоимость и отпускную цену товара. Товары стали продаваться по нормальной стоимости, компания перестала терять деньги и начала получать прибыль. Финдиры Нескучных работают с разными задачами. Они знают, как правильно посчитать себестоимость и какую наценку сделать; сколько товара должно быть на складе и какие запасы нужно распродать; как работать с поставщиками и сколько партий закупать. Они помогают бизнесу и с другими задачами, например, выстроить управленческую отчетность, выбраться из кассовых разрывов и наладить продажи. В итоге бизнес получает чистую прибыль стабильно и в нужном объеме, а еще — развивается и масштабируется. Вот как это обычно бывает: Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любого города России, СНГ и Европы. Мы собрали всё самое нужное для предпринимателей в одном месте! Подписывайтесь в telegram на Нескучные финансы — канал о финансах для предпринимателей.

План работ: всё пересчитать и вывести реальную себестоимость
Пересчитали себестоимость товаров из разных контейнеров


Сформировали новые прайс-листы
Выявили топовые товары, а остальные распродали

После: перестали терять деньги на курсовой разнице, и вообще жизнь наладилась
Поможем разобраться с себестоимостью и ценообразованием