Компания внимательно относится к финансам и управленческом учету, но даже они заметили проблему, только когда на счете закончились деньги.
«Хайзенберг» — это выдуманное название. Придумали его, чтобы сохранить конфиденциальность клиента. А вот сама история — чистая правда.
До: из-за отсрочек при растущем курсе переплатили поставщику 79 млн ₽ Компания «Хайзенберг» получает партии товара из-за границы каждые две недели. Оплата — в евро. «Хайзенберг» работает с классным поставщиком, поэтому может оплачивать поставки с отсрочкой до трех месяцев. Здесь и кроется проблема: в 1С стоимость товара фиксируется по курсу на дату поставки, а деньги списываются со счета по курсу на дату оплаты.
В итоге из-за волатильности курса валюты компания неправильно считала себестоимость товара, а потом ставила неверные цены для покупателей. «Хайзенберг» считала себестоимость по цене из 1С, а по факту платила поставщику больше.
30% — курсовая разница между зафиксированной ценой закупки и реальной. На столько вырос курс евро к рублю за время отсрочки платежа. А всего за 2023 год финдир Нескучных зафиксировал у «Хайзенберга» курсовую разницу в 79 млн ₽!
Сама компания, несмотря на хорошо отлаженные управленческий учет и дотошность к финансам, эту проблему не замечала. Пока на счете не закончились деньги. Когда они поняли, что произошло, попросили финдира Нескучных навести порядок.
Потеря части дохода и рост расходов из-за курсовой разницы — это один из валютных рисков. Подробнее о нем и других мы писали в другой статье → Валютные операции: как выглядят на практике и какие есть риски
План работ: всё пересчитать и вывести реальную себестоимость Итак, «Хайзенберг» столкнулся с комплексной проблемой, которая появилась из-за волатильности курса:
Курс евро к рублю нестабилен и чаще растет, чем падает. Компания берет отсрочки платежей на три месяца в условиях растущего курса. И через три месяца платит поставщику примерно на 30% больше, если считать в рублях. Компания неверно считает себестоимость — вписывает в расходы не реальную, а планируемую цену закупки. Вся ценовая политика компании строится на неверной себестоимости. Чтобы решить эту проблему, финдиру Нескучных нужно было действовать так же комплексно:
Пересчитать себестоимость товаров, чтобы узнать реальные цифры — с учетом переплат поставщику из-за курсовой разницы. Сформировать новую ценовую политику компании — буквально заново составить прайс-лист. Продумать процесс работы с товарами — например, сколько товара нужно продать, какой товар выставить по акции. Этим финдир и занялся ↓
Пересчитали себестоимость товаров из разных контейнеров Финдир Нескучных взялся за перерасчет себестоимости товаров. Ситуация была такой: в течение года компания купила 30 контейнеров с товарами по разным ценам. Чтобы правильно определить себестоимость каждого, нужно было всё пересчитать: взять цены из 1C на дату поставки и перевести в цены на дату оплаты товара.
Но один и тот же товар может повторяться в разных поставках и стоить по-разному. И здесь есть два варианта, как считать:
по средней цене — общую стоимость поделить на общее количество; по средневзвешенной цене — стоимость всех партий товаров умножить на количество товаров в нужной партии и поделить на общее количество купленных товаров. На первый взгляд, считать по средней цене проще, да и небольшая разница в итоговых значениях — до 1%. Но если переводить в деньги, оказывается, что разница 1% погрешности — это больше 1,4 млн ₽.Вывод тут такой: пересчитывать себестоимость будем однозначно по средневзвешенной цене. Так и пересчитали.
Сформировали новые прайс-листы Финдир вывел настоящие закупочные цены, просчитал реальную себестоимость и на основе этих данных сформировал новый прайс-лист. Здесь рассказывать особо не о чем — стандартная финдиректорская работа с таблицами, расчетами и формулами. Но, если хотите погрузиться, у нас есть другие статьи об этом:
Выявили топовые товары, а остальные распродали Следующий шаг — анализ запасов. Здесь помог ABC-анализ , который показал, на каких товарах компания зарабатывает больше всего, а какие — впустую занимают место в контейнере и на складе, но почти не приносят выхлопа. Их и решили отправить на распродажу: вместе с коммерческим отделом продумали акции и поставили скидки.
Если кратко, в ABC-анализе товары собирают в три группы: товары, которые приносят больше 80% выручки; около 15% и меньше 5%. А дальше выбираются победители и аутсайдеры.
Научились заглядывать в будущее и прогнозировать продажи
А еще финдиректор НФ использовал магическую функцию «Предсказ» из Экселя — это логарифмическая модель для анализа данных с переменным трендом.
Функция «Предсказ» выстраивает график по любым данным — в нашем случае по количеству продаж в штуках. Но это еще не всё: функция анализирует общий тренд и достраивает график, «предсказывая» продажи.
Если у компании есть большие колебания спроса на товары, например, в июне продали 100 единиц товара, а в сентябре — 1000, то обычные графики мало чем помогут: ну, график и график! Какой-то четкой логики не проследить. А вот логарифмическая функция помогает усреднить данные и увидеть реальный тренд — становится клиентов больше или меньше. И это уже действительно помогает планировать продажи и закупки.
После: перестали терять деньги на курсовой разнице, и вообще жизнь наладилась Итак, компания закупала товары за евро по одной цене, а платила поставщику с отсрочкой — через три месяца и в среднем на 30% больше, если считать в рублях. Потом неверно считала себестоимость и занижала цены для клиентов. Финдир НФ помог со всем этим разобраться:
пересчитал разницу курса валюты при закупке и оплате товара; наладил процесс, чтобы история не повторялась, — теперь в 1С фиксируется цена на дату оплаты; скорректировал себестоимость товара на основе реального курса закупок; пересмотрел цены на одинаковые товары с учетом средневзвешенной стоимости; разработал модель прогнозирования продаж и, соответственно, закупок; разобрался с запасами — вместе с коммерческим отделом распродал неликвид. Дело прошло успешно: в месяц распродажи такой товар принес примерно 45% выручки. В итоге компания начала правильно учитывать стоимость закупок и верно рассчитывать себестоимость и отпускную цену товара. Товары стали продаваться по нормальной стоимости, компания перестала терять деньги и начала получать прибыль.
Поможем разобраться с себестоимостью и ценообразованием Финдиры Нескучных работают с разными задачами. Они знают, как правильно посчитать себестоимость и какую наценку сделать; сколько товара должно быть на складе и какие запасы нужно распродать; как работать с поставщиками и сколько партий закупать.
Они помогают бизнесу и с другими задачами, например, выстроить управленческую отчетность, выбраться из кассовых разрывов и наладить продажи.
В итоге бизнес получает чистую прибыль стабильно и в нужном объеме, а еще — развивается и масштабируется. Вот как это обычно бывает:
Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любого города России, СНГ и Европы.
Мы собрали всё самое нужное для предпринимателей в одном месте! Подписывайтесь в telegram на Нескучные финансы — канал о финансах для предпринимателей.