13 ступенек на пути к созданию успешного интернет-магазина
Шаг № 1. Проанализируйте сайты конкурентов
Если получится понять, почему тот или иной успешный сайт обогнал своих конкурентов, то это уже половина успеха. Как проанализировать? Лучше всего создать таблицу, в которую вписать всех сильнейших конкурентов и указать:
- цены на аналогичную или самую «ходовую» продукцию;
- стоимость доставки товара;
- регион доставки и транспортные компании, которыми они пользуются;
- время отклика на заявку и формирование заказа;
- сроки доставки;
- наличие пунктов выдачи товаров, указать, где они расположены и с какими транспортниками работают;
- возможные способы оплаты (банковские карты, переводы, наличные деньги при передаче заказа курьером и т.д.);
- примерное количество ежедневных продаж (этой информации нет в свободном доступе, придется самостоятельно узнавать: к примеру, делать самому по 2 покупки у конкурента всю неделю и отслеживать номера заказов);
- качество обратной связи (тоже опытным путем);
- что понравилось самому как покупателю в оформлении и функционале интернет-магазина (речь о фишках);
- справедливую оценку сайта-конкурента (от 1 до 10);
- где есть реклама - в «Яндексе», «Гугле», соцсетях и т.д.
За 2-3 недели такого целенаправленного мониторинга у вас соберется бесценная информация, которая станет началом «строительства» вашего собственного интернет-магазина. К концу исследования придет понимание не только того, какие материалы должны быть на успешном сайте. Поймете самое важное: чем можно выгодно выделиться на фоне конкурентов, какая ценовая и скидочная политика наиболее успешна, как себя и товар лучше всего преподнести интернет-аудитории.
Шаг № 2. Станьте лучше конкурентов!
Итак, покупателю неважно, где покупать товар. Если цена везде одинакова, он выберет магазин, в котором менеджер более любезен, сайт понятнее, фотографии продукции качественнее, описания товаров «вкуснее». Именно поэтому в нашем интернет-магазине и цены должны быть чуточку ниже, чем у конкурентов, и менеджеры ласковее, и все остальное лучше.
На что обратить внимание, чтобы получилось удачно отстроиться от конкурирующих компаний? На стоимость и ассортимент товара, скорость и качество доставки, расторопность и вежливость менеджеров, наполнение сайта и т.д.
Приготовьтесь к тому, что сложно будет сразу же «объять необъятное». Быть лучшим во всем не всегда получается, все упирается в деньги. Начните с того, чтобы стать, к примеру, по-настоящему качественным сайтом с высокой скоростью доставки.
Шаг 3. Определите целевую аудиторию
Прежде чем будет создан сайт, необходимо точно определиться с целевой аудиторией, чтобы студия-разработчик ориентировалась не на абстрактных покупателей, а на людей конкретного пола, возраста, рода занятий. Такая информация позволит специалистам по разработке не только точнее «попасть в цель», но и сделать сайт более удобным для целевой аудитории. К примеру, розничным, оптовым покупателям и дилерам будут интересны такие функции, как:
- выбор наиболее удобного вида оплаты;
- наличие системы скидок;
- сохранение истории заказов и т.д.
Неавторизованные посетители будут видеть розничные цены, авторизованные - предназначенные специально для розничных или оптовых покупателей, дилеров.
Шаг 4. Пополнение каталога и синхронизация остатков
Как вы планируете пополнять каталог? Наверняка, одним из трех способов:
- вручную (подходит для маленького интернет-магазина), этим будет заниматься менеджер;
- файлом (XLS, XML или CSV), однако и при этом способе описания категорий и их фотографии придется загружать вручную;
- при помощи «1С» (просто идеально!).
Конечно же, лучший на сегодняшний день вариант - использование «1С». Все товары разложены «по полочкам»: категориям, свойствам, наименованию, цвету, размеру, цене и т.д. Если пока такой программой не пользуетесь, но планируете применить ее в работе интернет-магазина, тогда не спешите заказывать сайт. Сразу «1С», а потом - заказ сайта. Перед этим также необходимо определиться с тем, всегда ли получится показывать актуальные остатки, чтобы не испортить себе репутацию и не остаться без солидных клиентов. Если остаток, отражаемый на сайте, не соответствует реальности, покупатель может просто больше никогда не вернуться в интернет-магазин, в котором царит неразбериха по учету товаров.
Шаг 5. Предложите покупателю наиболее удобные способы оплаты
Какой способ оплаты наиболее удобен покупателю? На этот вопрос лучше всего ответит сам покупатель. А вам, чтобы не гадать, чего в эту минуту хочется уважаемому потенциальному клиенту, остается предугадать его желания и предложить все наиболее востребованные способы оплаты.
На картинке "Аналитика: статистика онлайн-оплаты пользователями" по данным платежной системы Net Pay за первую половину 2017 года видно, что подавляющее большинство покупателей предпочитают оплачивать товары с помощью банковской карты:
Банковские карты - 92%
Электронные кошельки - 5%
Остальные способы оплаты - 3%
В первую очередь следует настроить оплату банковскими картами. Остальные способы оплаты также рекомендованы к подключению, но как Вы видите не столь востребованы.
Шаг 6. Выбираем менеджера
Даже в интернет-магазине нужен расторопный менеджер, в список задач которого входит:
- отвечать на телефонные звонки и электронные письма;
- обрабатывать поступившие заказы и знать все о статусе заказа;
- взаимодействовать со службой техподдержки;
- общаться с рекламщиками;
- мониторить склады и работать с поставщиками;
- налаживать контакты с транспортными компаниями;
- вести учет заказов;
- готовить и выкладывать на сайте фото-, виде и описания товаров;
- заполнять каталог;
- упаковывать посылки;
- вести группы в соцсетях и т.д.
Пока магазин небольшой - этот чудо-человек вполне может сам справиться со всеми озвученными задачами. Когда объемы продаж вырастут, а интернет-магазин станет приносить больше прибыли, штат сотрудников необходимо будет увеличивать, а этого же менеджера можно сделать руководителем. Он будет не против.
Шаг 7. Тексты, фото и видео для сайта
В первую очередь, все материалы должны быть уникальными, качественными и интересными для покупателей. Красивые фото товаров привлекают покупателей, интересные и грамотные тексты и описания мотивируют к заказу, качественное видео убеждает в правоте намерений. В общем, это кит, на котором держится восприятие сайта клиентами, его продвижение и конверсия. Состоит контент из текстовых страниц, каталога с различными разделами и подразделами и текстовыми описаниями к ним (очень хорошо для продвижения сайта), характеристик продукции, фото и видео.
Когда лучше всего подготовить этого «кита» в плаванье? До создания интернет-магазина. Это поможет даже сэкономить: разработчики часто делают скидки клиентам с готовым контентом.
Шаг 8. Цены
Чем можно привлечь покупателя? Интересными для него ценами. Именно поэтому вы должны подготовить для одних покупателей «вкусные» розничные, а для других - еще более привлекательные оптовые цены. Неплохо бы предусмотреть систему скидок.
Чтобы менеджер сразу понимал, кто из покупателей - самый любимый, а, значит, достоин скидки хороших размеров, необходимо составить так называемое «руководство»: документ, в котором будет описана ценовая политика.
Шаг 9. География продаж и доставки
Психология покупателя такова, что уж очень ему нравится быстрая и недорогая, а лучше - бесплатная доставка самого выгодного по цене, но качественного товара. Именно эти составляющие являются наиболее важными на пути к успеху в интернет-бизнесе. Чтобы стать конкурентоспособным в своей сфере, нужно решить несколько важных вопросов:
- будет доставка платной или бесплатной, и на каких условиях;
- дать покупателю возможность отслеживать статус заказа;
- в какие регионы сможете позволить себе доставлять товар;
- какие транспортные компании для этого подходят;
- как избежать возможного возврата заказа.
Покупателю должна быть доступна вся информация об оказании такой услуги, для этого в разделе «Доставка» необходимо будет выложить документ для свободного прочтения.
Шаг 10. Склад и упаковка товара
Все заказы принимает интернет-магазин, а упаковка и отправка товара осуществляется со склада. Качество упаковки - один из показателей успешности магазина, поэтому так важно, чтобы покупка была надежно и профессионально упакована. Именно поэтому владельцу магазина нужно сразу продумать ряд таких вопросов:
- где удобнее всего арендовать складское помещение;
- какую упаковку следует использовать и где ее брать;
- кто и где будет упаковывать товар;
- чем обшивать посылки при авиадоставке;
- как упаковщику будут передаваться сопроводительные документы;
- хотите ли вкладывать визитки и буклеты своего магазина в коробку с заказом и многое другое.
Как только вы решите для себя все эти вопросы, станет ясно, сколько необходимо добавлять к розничной стоимости товара с учетом цены на тару, упаковку, услуг курьера, доставки и т.д.
Шаг 11. Заявки и обратная связь
Заявки - форма связи с покупателем, поэтому так важно вовремя на них реагировать, иначе о сайте сложится негативное впечатление, развеять которое будет непросто. Что для этого нужно?
- Разместить на сайте номер официального телефона интернет-магазина, адрес электронной почты и ответственного за ее проверку.
- Указать продолжительность работы колл-центра, выходные дни.
- Позаботиться о рабочем месте сотрудников.
- Подумать, как менеджер будет взаимодействовать со складом и вести учет остатков.
- Подготовить шаблоны и тексты писем (регистрация на сайте, восстановление пароля, статус заказа и т.д.).
Шаг 12. Реестр заказов
Чем больше заказов - тем лучше, но важно учитывать и отслеживать вовремя каждый из них. Вручную делать это сложно, лучше, если вы создадите электронный реестр. Для удобства всю информацию по заявкам можно отсортировать по папкам с такими названиями: заказы по предоплате, постоплате, возвраты, потеря, порча и т.д.
Шаг 13. Маркетинг и реклама
Существует такое «золотое правило»: рекламы много не бывает. Она - двигатель прогресса, а на просторах интернета – самый мощный инструмент для привлечения покупателя.
Как показывает практика, какими бы красивыми и качественными ни были «обертка» и сама «конфетка» интернет-магазина, без рекламы он не даст той прибыли, которую ежемесячно получают ваши конкуренты. Смотрите, на каких площадках они привлекают целевую аудиторию, учитесь на их позитивном опыте. О своем желании пропиарить будущий сайт поговорите с разработчиками сайта. Они вам и предварительную оценку стоимости такой кампании дадут, и выгодные условия могут предложить.
Послесловие
Может быть, вовсе и не нужны эти 13 правил? Пользоваться или нет эффективным инструментом, который дает результаты? Решать только вам, но спешим предупредить: чудес в этой сфере не бывает. Без этих 13 шагов эффективный бизнес не построить.