редакции Выбор
Маркировка рекламы: вопросы и ответы
Теперь, после внесенных в закон поправок, все рекламодатели, как самостоятельные, так и масштабные платформы, обязаны подавать информацию по своим рекламным материалам в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), который ведет Роскомнадзор (РКН).
Мы получили — и продолжаем получать — множество вопросов по этой теме от наших пользователей. И поэтому подготовили статью, в которой подробно ответили на самые популярные из них.
Вопрос 1. Что такое маркировка рекламы?
Ответ: По сути, маркировка — это добавление к объявлению пометки «Реклама», а также специального идентификатора. При помощи такой маркировки данные о рекламодателе как раз и передаются в упомянутый выше ЕРИР. Однако делается это не напрямую, а через специальные сервисы — операторы рекламных данных (ОРД). Размещение рекламы без подобного маркирования в Интернете более не допускается (ч. 16-17 ст. 18.1 Закона о рекламе).
Вопрос 2. Что считается рекламой?
Ответ: Абсолютно вся информация является рекламой (ст. 3 Закона о рекламе), если она:
- распространяется различными методами, в различной форме и при помощи различных средств;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламы, формирование или поддержание интереса к нему, а также на его продвижение.
Отдельные случаи, возможно, потребуют индивидуального рассмотрения, так как в законодательстве может пока не быть конкретики на их счет.
Вопрос 3. Какую рекламу не надо маркировать?
Ответ: Нет необходимости в маркировке креативов, которые распространяются через email-рассылки, чат-боты и прочие способы непосредственного контакта с вашей аудиторией. Кроме этого, не подлежит маркировке та реклама, которая изначально создается для телевидения и радио, в том случае, если в интернете она впоследствии публикуется без каких-либо изменений.
Вопрос 4. Я не размещаю рекламу своего сайта, что мне нужно сделать?
Ответ: Нет рекламы — нет проблем :) Если вы не размещаете никакой информации, которая может быть приравнена к рекламе согласно пунктам выше, то и делать вам ничего более не нужно, никаких дополнительных действий не требуется.
Вопрос 5. Если я размещаю рекламу в Яндекс Директ, какие шаги я должен предпринять?
Ответ: Если вы размещаетесь в Яндекс Бизнес или Яндекс Директ, надо только внести свои данные в панели управления этих сервисов, все прочие задачи Яндекс берет на себя. В Яндекс Директ маркировка креативов в рекламных кампаниях происходит автоматически. От вас требуется лишь внесение нужной информации в личном кабинете. Для этого нужно войти в настройки аккаунта и указать тип рекламодателя (юридическое лицо, физическое или ИП, а также российское оно или зарубежное) и реквизиты. Более ничего не понадобится, система отправит отчет в ОРД самостоятельно. Если же вы работаете как агентство, необходимо будет ежемесячно подавать отчет по каждому клиенту.
Вопрос 6. Я запускаю рекламу только в соцсети ВКонтакте. Что я должен делать в соответствии с этим законом?
Ответ: Если вы самостоятельно ведете рекламные кампании через ВКонтакте, вам нужно принять положения оферты в рекламном кабинете. При создании кампаний токен и рекламная метка будут формироваться автоматически для каждого из ваших креативов еще до этапа модерации. Автоматически будет подаваться отчетность о бюджете и показах, а также утвержденные акты.
Вопрос 7. Я запускаю другие виды рекламы (Telegram Ads, блогеры, баннеры, SEO-статьи и т.д.). Что от меня требуется?
Ответ: В таком случае, вам придется-таки разобраться с маркировкой детальнее. Рассмотрим ниже основные моменты.Для маркировки необходимо выполнить 4 шага:
1. Регистрация в ОРД Нужно заполнить формы и загрузить требуемые документы. Зарегистрироваться можно в одном ОРД или в нескольких. При этом, даже если вы подадите данные о каком-либо креативе через два ОРД, в ЕРИР они не задвоятся.
Примеры ОРД:
- «Яндекс Оператор Рекламных Данных», Яндекс (услуги пока бесплатны);
- «ВК Рекламные технологии», ВКонтакте (услуги пока бесплатны);
- «Лаборатория разработки», Сбер (1 руб/месяц до 01.11.2023);
- «ОЗОН ОРД», Ozon (от 5000 руб/месяц).
2. Получение токена Данные по каждому креативу отправляются в ОРД, после чего на него выдается уникальный буквенно-цифровой код — токен. Каждый такой идентификатор индивидуален. Получить код обязательно нужно до публикации рекламы. Исключением из этого правила являются только стримы и эфиры, для них токен получать следует сразу после проведения, добавляя его в описание.
3. Добавление метки «реклама» и токена к креативу Токен помещается в ссылку на креатив или в AdChoice, либо в виде «erid: код токена» в самом рекламном материале, вместе с пометкой «реклама». Конкретное место для размещения такой метки зависит от формата креатива: это может быть начало текстового блока или, например, надпись прямо поверх видеоролика.
4. Отправка отчета о завершении рекламной кампании в ОРД. Ежемесячно по всем рекламным кампаниям необходимо подавать отчет. Это важно делать с 30 числа одного месяца до 30 числа следующего. Например, по рекламе за август нужно сдать отчет до 30 сентября. Рекламодатель обязан собрать список проведенных рекламных кампаний со следующей информацией:
- бюджет РК;
- площадки, использованные для размещения рекламы;
- договоры, по которым осуществлялась рекламная деятельность;
- перечень выполненных по факту работ;
- разаллокация бюджета (разбивка общей суммы на отдельные с пояснениями, что, кому и за что).
В принципе, в маркировке рекламы особых сложностей нет, особенно в том случае, если вы решите работать через рекламные сети, в которых этот процесс налажен и частично автоматизирован. Чуть сложнее это выглядит только при самостоятельной подаче данных и отчетов в ОРД в случае прямого размещения рекламы. Но даже так достаточно будет буквально пару раз пройти этот процесс от и до, чтобы окончательно в нем разобраться, и затем это станет одной из рутинных задач.
Вопрос 8. Есть ли штрафы за отсутствие маркировки рекламы?
За непредоставление информации о рекламе, за нарушение срока ее предоставления, а также за указание неполной, недостоверной, неактуальной информации:
- для физлиц — до 100 000 руб.;
- для должностных лиц и ИП — до 200 000 руб.;
- для юридических лиц — до 500 000 руб.