Quick Breakthrough
Стандартные подходы становятся все менее эффективными: стратегические сессии не работают, бизнес-тренеры теряют популярность. Мы находимся в точке перехода от стратегического подхода, который ориентируется на прогнозируемый рынок, прозрачную конкуренцию и многолетний найм, — на подход инновационный. Он опирается на постоянную динамику, проникновение рынков друг в друга и мультипотенциальность сотрудников.
Обычно на стратегических сессиях люди формируют общее видение, отталкиваясь от собственного опыта. Они не выходят за рамки ограничений, которые состоят из групповой коллекциии стереотипов, опасений, страхов и негативного опыта.
Представьте, что вас спрашивают: «Какое мороженое вы предпочитаете?» Скорее всего, вы ответите «клубничное», «ванильное» или «лимонный сорбет» и не назовете мороженое с базиликом, соленую карамель или манго-арбуз, приготовленный на ваших глазах с помощью жидкого азота. Вы не назовете их, потому что никогда их не пробовали или не могли представить, как можно смешать базилик и мороженое.
Но именно такая задача стоит перед бизнесом: найти новые решения, которые удовлетворяют потребности пользователей и создают уникальную ценность.
Наше исследование «Культура инноваций» показало, что большего результата добиваются компании, ориентированные на поиск прорывных идей. Под такими идеями мы понимаем решения, отражающие три фактора: они действительно уникальны (технологичны), отражают реальные потребности пользователей (пользователь готов за них платить) и значительно влияют на эффективность бизнеса.
Согласно рейтингу Stanford & Poor’s Global 1200 c 2009 по 2011 год, топ-10 инновационных компаний показали рост дохода на 60% выше, чем остальные компании. Согласно The Global Innovation 1000, в компаниях, управляемых инноваторами, на 22% более высокий возврат инвестиций.
Инновации перестали быть модным атрибутом бизнеса. Они становятся самой сутью бизнес-модели. Поэтому нам нужно заменить стратегические сессии на креативные. Для того, чтобы результат любой встречи, митапа или тренинга стал более впечатляющим, необходимо запустить творческое мышление. Это можно сделать быстро и эффективно.
Разрушьте нейронные связи
Наш мозг бережёт энергию. Он создаёт устойчивые нейронные связи, чтобы в привычных ситуациях находить решения мгновенно. Если бы вам нужно было каждый раз осмысливать, как вы ходите, ездите на велосипеде или играете в футбол, вы не смогли бы выполнить эти действия.
Способность «вешать ярлыки» спасает нам жизнь, позволяя на автомате распознать опасное животное во внезапно выскочившем пушистом звере. Но эта же способность порождает стереотипное поведение и мешает выйти за рамки привычного.
В книге Даниэла Канемана «Думай медленно — решай быстро» описаны две системы нашего мозга. Первая срабатывает автоматически, мгновенно. Например, когда вы видите яблоко — вы сразу думаете, что это яблоко, хотите вы того или нет. Но если бы яблоко было необычного цвета или формы, в работу подключилась бы вторая система. Именно она принимает решения в нестандартных ситуациях и создает новые нейронные связи.
Мысль Канемана в том, что первая система эффективна, но имеет множество искажений и иногда вводит нас в заблуждение. Чтобы действительно докапаться до сути и найти крутые решения, нужно научиться думать медленно и разрушать устойчивые нейронные связи.
Вот несколько забавных упражнений, которые мы используем в работе.
«Паста вашей личности»
Все мы в детстве экспериментировали с едой: солили кашу, размешивали варенье в супе. Но со временем (и неудачными решениями) выработали четкое представление о том, что с чем стоит съесть.
Мы предлагаем нарисовать пасту, отражающую вашу личность.
Вот, например, мой вариант: это паста с горьким шоколадом, потому что я сластена, пармской ветчиной — я люблю путешествовать, мороженым — люблю детей, и пиццей — знак того, что у меня часто в гостях друзья. Это веселый способ рассказать немного о себе и пофантазировать.
«А если нет?»
Это отличное упражнение на разрушение привычных связей. Задайте команде вопрос-провокацию: «Перчатки всегда продаются парами. А если нет? Что бы это могло быть? Часы всегда показывают точное время. А если нет? Что бы это могло быть?»
На одном из тренингов мы услышали решение задачи «А что, если бы в автомате продавали воду без бренда, что бы это могло быть?» Участники предложили продавать воду по завышенной цене (все мы покупали бутылочку Aqua Minerale в Шереметьево), но часть стоимости должна была уходить в благотворительные компании. Бутылки предложили отмечать брендами различных фондов.
Интересно то, что компания-поставщик воды, услышав эту идею, взяла ее на вооружение и сейчас готовит первый проект благотворительной поддержки фондов с использованием своих рекламных поверхностей.
«Диалог из ассоциаций»
Слепые ассоциации — это когда я называю слово, а вы быстро говорите первую ассоциацию: «картошка — крахмал, рубашка — голубой».
Предложите участникам поговорить друг с другом на «тарабарском». Начинать предложения можно с привычной фразы: «Я думаю, что..», «Давай сделаем…», «Возможно, нам следует...». Заканчивать — словом-ассоциацией к сказанному ранее. «Я думаю, что картошка» — «Возможно, нам следует крахмал».
Диалоги получаются очень веселые и, разрушая привычные связи, мы ненадолго дисквалифицируем своего внутреннего критика.
Создайте нейронные связи
Так же, как разрушение привычных стереотипов приводит к появлению новых идей, вы можете делать упражнения на создание новых — совершенно неожиданных — связей.
Компания Foursquare в своем блоге описывает необычное упражнение на развитие творческого мышления. Сотрудники в случайном порядке вывешивают по стене названия разных предметов и потом придумывают истории, как одно превращалось в другое, чтобы всех их объединяла общая ситуация или событие. Так рождаются спонтанные сюжеты.
Развивайте моторику
Творчество отлично запускается через действия моторики: используйте Lego Serious Play (уникальную методологию работы с идеями), стикеры, бумагу или придумайте что-то необычное. Так вы даете мозгу понять, что его творческие идеи реализуются в жизни, подкрепляя творческое мышление.
Для одного тренинга мы используем baby-car — детские игрушки, на которых можно покататься, и из которых участники создают что-то совершенно новое.
Спровоцируйте передачу идеи
Майкл Вольф — легенда мирового брэндинга — как-то сказал: «Отличные идеи губит неспособность людей отказаться от хорошей идеи». Мы решили сконцентрироваться на этой фразе и наблюдали за командами, одна из которых работала только со своими идеями, а другая — с идеями других людей.
Результаты нас удивили. Мы были уверены, что люди с удовольствием развивают только свои идеи. Оказалось, что когда вы вынуждаете команду не просто обмениваться идеями, а полностью отдавать их, брать в работу чужие, вы получаете более качественные результаты.
Мы «прилипаем» к своим идеям. Если я придумала что-то и представила это в голове, то мне сложно изменить свою позицию. Например, мне бы хотелось, чтобы вот эта деталь была желтой, и я иду на сессию не чтобы найти крутое решение, а доказать, что оно должно быть «желтым».
Если мы запускаем процесс передачи идей (например, один человек формулирует идею, другой делает прототип) — начинаем «расклеиваться» и, самое важное, начинаем слышать друг друга.
«Искусство отчуждаемо». Только когда люди научатся отдавать идеи, на их место начнут приходить новые.
Наслаждайтесь
Ну и конечно, еще один пункт: веселитесь! Юмор и позитивный дух помогают раскрыть творческий потенциал каждого человека и вовлекают нас в работу.
Одному клиенту мы составили список положительных мотивирующих формулировок: «молодец», «отличная идея», «вот это результат» — целый лист А4. Его заданием было произносить и отмечать минимум три из них на каждом собрании. Результат не заставил себя ждать: люди мгновенно включались в поиски новых решений. Теперь такой листочек есть у каждого руководителя в компании.
Основатель GoPro Ник Вудман придумал идею камеры для спорта, потому что не смог сфотографировать себя во время серфинга. Основатель IKEA Ингвар Комрад придумал компанию, когда ему пришлось открутить ножки у стола, чтобы загрузить его в автомобиль.
Идеи лежат под ногами, стоит только позволить себе их разглядеть.