редакции Выбор
История создания частного детского сада и выбора своей ниши

Мне очень захотелось попробовать себя в предпринимательстве и увидеть весь процесс, от идеи до результата, получить обратную связь от потребителя созданного мною и командой продукта. Все, что у меня было, – это инженерно-экономическое образование, широкий бизнес-кругозор, опыт руководящей работы в девелоперском холдинге и желание попробовать себя в «полезном» предпринимательстве.
Как мы начинали
Вместе с мужем, который является моим главным соинвестором, соучредителем и идейным вдохновителем, мы изучили большое количество идей для бизнеса и пришли к тому, что именно удовлетворение потребности в качественных настоящих частных детских садах в Москве будет отличной предпринимательской идеей.
Проведенный маркетинговый экспресс-анализ показал, что в этом бизнесе на первом месте, возможно, как в никакой иной индустрии, стоит продукт. Именно его тщательнейшей разработке и позиционированию мы посвятили первые два года.
Мы сформулировали гипотезу, что, в отличие от большинства конкурентов, нам стоит первостепенное внимание уделить такому УЦП (уникальному ценностному предложению), как укрепление и поддержание здоровья воспитанников, а также двум нашим важным клиентам: малышам, ведь им должно быть хорошо, весело, интересно, и их родителям, для которых удобство и безопасность – самые важные показатели.
Рынок конкурентный, поэтому мы решили, что не будем использовать чужие модели построения бизнеса, и создали собственную.

Учитывая, что мы все же были совсем начинающими предпринимателями, нам требовалась некая опора, особенно в части позиционирования, и с учетом УЦП, описанного выше, мы приняли решение в качестве партнера привлечь известного доктора-педиатра Е.О. Комаровского, но стоит признать, что данное сотрудничество:
1. Не дало ожидаемого маркетингового эффекта.
2. Привело к затяжному и, стоит признать, надуманному стороной Комаровского конфликту, закончившемуся «ничьей» в суде.
Особое внимание уделили следующим аспектам:
1. Проект планировки детских садов. Учитывая все санитарные и пожарные нормы, мы разделили помещения на зоны по соответствующей деятельности: столовая, спальня, спорт, кухня и т.д.
2. Меню и питание. Я на собственном примере поняла, что здоровье ребенка зависит от того, что составляет его рацион. Поэтому для сада мы сразу отказались от идеи привозной кухни и оборудовали каждый филиал профессиональным пищеблоком. Составили меню из продуктов на цельнозерновой муке, исключив пшеничную, рассчитали норму сахара, не добавляя в рацион покупные соки, ввели большое количество овощей и фруктов, мяса, птицы и рыбы.
3. Образовательная программа. Продукт работы всей команды представляет собой микс базовых традиций, классической советской школы и современных веяний.
4. Расположение. Выбирали помещения рядом с парковыми зонами, зелеными массивами в пешей доступности.
Так в 2011 году был открыт первый филиал детского сада, который стал для нас «песочницей». С первого дня там работали 4 топ-менеджера, которые остались в нашей команде до сих пор. И все следующие 4 года мы пробовали, иногда ошибались, совершенствовались, оттачивали мастерство. В результате у нас появились:
– абсолютно четкая технология работы;
– образовательная программа;
– регламенты и технологические карты;
– корпоративная культура.
И только в 2015 году мы пошли на расширение и открыли 2 филиала детского сада My Sadik. А в 2016 году появилась наша первая начальная школа «Дари детям добро», где мы смогли объединить идеологию здорового образа жизни, концепции just-in-time (о которой расскажем ниже) и полностью реализовать собственные наработки в области начального школьного образования.

Как нам удалось наладить работу учреждений
Честно признаюсь, если бы не поддержка семьи, друзей на первых этапах – ничего бы не получилось. Поэтому если вы решитесь создать свой бизнес, то проанализируйте, кто из ваших знакомых может помочь.
- Мои родители работают в области производства питания и очень здорово помогли с разработкой рецептур, подбором поставщиков, выбором средств профессиональной дезинфекции.
- Друзья – собственники бизнеса, банкиры, управленцы – с первой минуты подключились в сфере маркетинга и рекламы. Сами раздавали рекламные листы и буклеты, финансово поддерживали в моменты «кассовых разрывов», проводили мероприятия для детей детского сада. Да что уж там – всей компанией дружно мыли, убирали помещения после ремонта, собирали игрушки и готовились к открытию.
- Моя семья – я, муж и сын, которому на тот момент был год, – работали круглосуточно. В первое время все, что касалось организации, делали сами: покупки игрушек, учебной литературы, технический надзор состояния помещения детского сада и прогулочной площадки, привлечение/поиск кадров, борьба с проверяющими инстанциями, лицензирование и пр.
Со временем пришло понимание, что бизнес – это только часть жизни. И нужно просто эффективно его инкорпорировать во все остальные ее аспекты.
Модель финансирования
Сначала FFF – Friends-Family-Fools. Брали потребительские кредиты в банках на себя с мужем, на близких друзей, родственников. Привлекали займы под безумные проценты (до 40% годовых) со всяких псевдовенчурных площадок.
Когда уже открыли 4 филиала, то выручка вышла за пределы 150 МР. В этот момент стало чуть-чуть проще. И интерес со стороны инвесторов возрос.
Проблемы, с которыми мы столкнулись
- Кадры.
Педагогическое сообщество сейчас переживает колоссальную стагнацию. Крайне тяжело сегодня искать сильных специалистов, особенно для школьников. Поэтому в течение первых 3 лет мы выстроили свою систему подбора, обучения и контроля работы персонала. Детально и понятно прописали должностные инструкции, составили короткие внутренние регламенты, чек-листы.
Для меня были и остаются значимыми два момента: чтобы сотруднику была понятна основная цель нашего бизнеса и чтобы ему было у нас интересно работать. Поэтому, помимо зарплаты и бонусов, сделали ставку на нематериальные ценности: личный профессиональный рост каждого, обучение и участие в семинарах, конференциях в России и за рубежом. И, как показывает практика, это работает, потому что из наших 4 топ-менеджеров 3 выросли с начальных позиций.
- Финансы.
Убедить инвесторов в том, что «простой детский садик и школа» могут стать отличным объектом для инвестиций, сложно. К тому же, мы НКО, а это – стоп-лист для кредитования в любых банках.
Мы не надеялись, что наши вложения быстро окупятся. В таком бизнесе 2–3 года – это минимальный рубеж, который дает понимание, в правильную ли сторону идем. Поэтому здесь нельзя торопиться и бежать за объемом. Необходим жесткий контроль качества. И если инвесторы просят более агрессивного роста и развития, то это значит, что они просто не понимают специфики бизнеса.

Ориентиры для тех, кто планирует открыть свое образовательное учреждение
- Каждый член команды должен четко понимать, к какому результату стремится компания и что необходимо для того, чтобы этого достичь.
- Контроль затрат и качества клиентского сервиса должен быть на первом месте.
- Необходима собственная выстроенная система подбора, обучения и контроля работы персонала.
- Потребуется налаженная обратная связь с клиентами для быстрого реагирования на возникающие сложности.
- Уделите внимание формализации и автоматизации бизнес-процессов.
- Оставьте иллюзии про красивых и классных маркетологов/рекламщиков, которые вам приведут клиентов за 3 копейки, – ваше участие потребуется, и огромное!