редакции Выбор
Как измерить эффективность сотрудника?
![](/upload/other/b_630f36dab474f.jpg)
Обычно такая потребность проявляется в кризисные моменты, когда управленец понимает, что срочно нужны какие-то корректирующие действия.
Мы считаем, что внедрение системы оценки эффективности сотрудников лучше начинать в спокойной обстановке, когда есть время на внедрение и налаживание процесса, выбор методики и ее вдумчивый анализ.
Критерии системы оценки эффективности сотрудников
На что стоит обращать внимание, если мы задумываемся, насколько компетентный и продуктивный персонал собран в команде:
1. Профессиональные компетенции, а также знания и навыки (hard skills).
2. Качество коммуникации и психологические особенности (soft skills).
3. Подсчет конкретных результатов работы.
4. Отдельные требования к начальствующим кадрам или персоналу, непосредственно не участвующему в производстве, но опосредованно на него влияющему.
Поэтому следующим логичным вопросом для нас станет: как это все посчитать, создавая гармоничную систему оценки эффективности сотрудников?
Методики оценки эффективности сотрудников
Среди множества одинаково
удачных и более-менее известных методов определения продуктивности сотрудников
в компаниях выбор, по нашему мнению, все же делается на основе личных
представлений об объективности исследования. Однако было бы хорошо узнать
подробности о каждом или даже попробовать их на собственном опыте, чтобы
однозначно понимать, что для вашей компании наиболее применимо. Навскидку можно
перечислить: РЕЙТИНГ Составление рейтингов и
рангов на основе каких-либо показателей как в положительную, так и в отрицательную
сторону. Например, можно еженедельно выявлять лидеров, обработавших лидов
больше остальных и анти-лидеров, которые допустили больше всего просрочек по
задачам. KPI KPI-метод внедрения количественных показателей и отслеживание их достижения. ОПРОСЫ Опросы «360 градусов»,
когда оценку сотруднику с разных сторон дают коллеги и руководители. ROI Подсчет ROI, который позволяет
оценить вклад работника в успех компании, и т.д. ROI (Return of Investment) — финансовый коэффициент, иллюстрирующий уровень доходности или
убыточности бизнеса, учитывая сумму сделанных в этот бизнес инвестиций. ROI обычно выражается в
процентах, реже — в виде дроби. Относительно эффективности персонала под ROI понимается коэффициент
возврата инвестиций в персонал, то есть отношение вознаграждения и других
выплат сотрудникам к доходу, который в финансовом выражении принесла их
деятельность в компании. Выбираем идеальную
систему оценки эффективности сотрудников В поиске подходящего для
вашего коллектива метода логичным будет попробовать несколько (если не все) из
перечисленных выше способов просто потому, что ваши знания и представления о
работе того или иного подхода могут разойтись с реальностью. Например, очень просто
подсчитывать метрики, скажем, сотрудников отдела продаж: практически любой из
нас навскидку перечислит пару-тройку показателей, отражающих их эффективность.
Однако проблемы начинаются, когда «оцифровать» мы пытаемся сотрудников, не
участвующих в создании продукции или в продажах. Но ведь это не значит, что данные
коллеги бесполезны. Именно поэтому, возможно, что именно сочетание методов
оценки эффективности позволит получить наиболее полную и объективную картинку. Какая помощь
руководителю есть у Октобит24 и Битрикс24 Если вы используете в
работе корпоративный портал на Битрикс24, то должны знать, что его потенциал в
плане исследования эффективности сотрудников огромен. Вот только несколько
примеров того, что можно сделать в «базовой» версии корпоративного портала и с
доработками для системы оценки эффективности сотрудников: • Стандартный модуль «Задачи
и проекты» содержит встроенные метрики подсчета эффективности по работе с
задачами, которые доступны руководителям в любое время. • В модуле «Задачи+» от Октобит24
предусмотрено поле с прогрессом по выполнению поручения. Соотнося процент
завершения поручения со временными тратами, вы получите информацию о
продуктивности сотрудника. • Модуль «Статистики» — огромное поле для сбора информации по количеству произведенного сотрудником. С его помощью можно создать показатели, подсчитывающие эффективность работы, назначить периодичность их сбора и регулярно отслеживать результаты. •
Модуль «Рабочий отчет» помогает регулярно
учитывать количество затраченного на работу времени, соотносить его с
завершенными задачами, показывает, сколько у сотрудника осталось незакрытых дел
к концу отчетного периода. Таким образом, система
оценки эффективности сотрудников может внедряться в компании с простых
инструментов. Затем можно подключать и более сложные, действуя точечно на те
места, где требуется дополнительная информация. 1. ПОМНИТЕ ОБ ОБРАТНОЙ
СВЯЗИ Ее нужно как давать, так
и принимать. Поэтому каналы коммуникации «сотрудник — руководитель» важны и
должны работать постоянно и в обе стороны. Если вы отмечаете снижение
эффективности, стоит дать знать об этом, чтобы у подчиненного была возможность
исправить ситуацию до наступления точки невозврата. Будет хорошо, если
руководящий состав компании будет обучен правилам формулировок обратной связи и
принятия ее от коллег. Этот навык предупредит возможные конфликты. 2.БОНУСЫ И
СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ Конечно, на ум при словах
«дополнительная мотивация» приходят денежные бонусы, однако не забывайте, что
не только ими ограничиваются способы воздействия на сотрудников. Неожиданные
небольшие подарки, награды за победы в импровизированных соревнованиях,
поблажки в рабочем графике, публичное признание заслуг — всё это позитивно
сказывается на персонале. Не игнорируйте
нематериальную мотивацию в работе своих сотрудников, но, конечно, и не
переусердствуйте с этими инструментами, так как засилье пропаганды порождает
антипатию ровно также, как отсутствие. Поощрение помогает сотрудникам ощущать
свою необходимость и значимость в работе. 3. ЗАНИМАЙТЕСЬ
ВНУТРЕННИМ ОБУЧЕНИЕМ Некоторые менеджеры
считают, что время на внутреннее обучение необходимо сократить или убрать этот
момент из работы вообще, отдав все на самоподготовку. Однако исследования
показывают, что в таком случае эффективность персонала как раз падает вместо
запланированного быстрого роста. Причины просты: чем
больше вы отдаете сотруднику на самостоятельное изучение и поиск, тем больше
времени он потратит на то, чтобы разобраться в материале и тем больше ошибок
совершит в процессе. Намного продуктивнее научить человека правильным
действиям, сформировать у него нужные вам навыки и в итоге не потерять в
эффективности. 4. АВТОМАТИЗИРУЙТЕ
РУТИННУЮ РАБОТУ Чтобы ваши сотрудники
занимались созидательным трудом и получали от этого больше приятных ощущений,
старайтесь облегчить их работу через внедрение современных ПО, инструментов,
технологий в работе. Это будет способствовать более разумному расходу времени и
сил самого ценного в вашей компании — человеческого актива и, конечно, в
перспективе сможет облегчить внедрение системы оценки
эффективности сотрудников. Здесь стоит напомнить,
что все внедрения в первую очередь должны избавлять от рутинной, повторяющейся
работы, которую можно заменить программным кодом или значительно упростить.
Нельзя через них допускать большего усложнения работы и появления у ваших и так
загруженных коллег дополнительных неприятных поручений. Система оценки
эффективности сотрудников в компании должна быть гармонично выстроена из особенностей
деятельности и с учетом персонала, собранного в команду. Хорошо будет, если вам
удастся построить среду, в которой сотрудники легко смогут видеть, по каким
критериям их оценивают, давать обратную связь как коллегам, так и руководству
без риска для себя, а также иметь возможность исправить возможные ошибки.