Не заставляйте их думать: дайте пользователям “Instagram”
Всем чмоки в этом чате. Мы браузер Orbitum. Мы существуем с 2013 года, сейчас мы будем рассказывать вам о том, насколько легко (на самом деле сложно) делать свой браузер. Мы используем движок Chromium, поэтому наш браузер очень быстрый и безопасный. А сверху мы добавили торрент-плеер, чат для социальных сетей, аудиоплеер и оформление профилей в соцсетях.
История первая: как мы делали кастомизацию за пользователя
Конечно же, мы гики и технари и мы любим всё пробовать, испытывать и затачивать под себя. И мы не удержались от того чтобы сделать кастомизацию браузера “для себя” - с обилием настроек и управлением сотней параметров. Сейчас она выглядит уже совсем не так, но по порядку.
Сейчас у нас есть дизайнеры, которые следят за новинками кино, моды, спорта, игр и рисуют новые темы. Мы их заливаем в наш каталог - оттуда их качают пользователи. Все темы бесплатные.
Два года назад мы решили, что будет круто дать пользователю возможность самому создавать темы. Ведь все сервисы хотят быть ближе к пользователю, подстраиваются под него или дают ему возможность самому решать как им пользоваться. Вот и мы решили не отставать и выкатили конструктор тем.
Работал он очень просто - юзер загружает своё изображение, выбирает цвет шрифта, элементов интерфейса соц.сети, сохраняет и получает тему, которую может сразу же применить.
Наши пользователи хорошо восприняли новую возможность, охотно начали создавать свои темы.
Но как всегда есть “но”. Мы собрали данные по продолжительности жизни тем, и вот что мы увидели.
По оси абсцисс указаны айдишники тем, а по оси ординат количество дней, которое “тема” созданная пользователем жила у него до того, как он сменил её на другую готовую из каталога. Получается, что пользователи в большом количестве создают темы, но буквально через пару дней меняют свою уникальную сделанную собственными руками тему на готовую из каталога. Почему?
Давайте отправимся с вами в увлекательное путешествие по пользовательским темам.
Мы видим, что у юзеров возникают некоторые трудности с созданием красивых тем. Что в целом нормально, так как любой человек не обязан быть дизайнером или разбираться в сочетаниях цветов. В итоге пользователи получают тему пусть и свою, но которой абсолютно невозможно пользоваться. Потому что от неё болят глаза, а еще больше начинает страдать душа при постоянном созерцании ужатой по высоте сексуальной крошки. Как следствие, они быстро устают от своей темы и меняют на приятную готовую тему.
Мы долго обсуждали, что делали с этим конструктором, потому что очевидно стало, что это не лучшее, что мы сделали в браузере. Кто-то голосовал за то, чтобы вырубить его вообще и забыть как не взлетевшую функцию. Кто-то предлагал набрать фокус-группу юзеров и думать как развивать конструктор дальше. В итоге мы остановились на золотой середине - решили немного перепилить конструктор и запустить его ещё разок.
История вторая: как мы переделывали то, что мы сделали
Как мы его перепилили? Если у юзера не получается достигнуть желаемого результата, значит либо мы недоработали управление, либо у юзера не хватает каких то навыков. То, что наш первый конструктор сложен в освоении поверить невозможно, а то, что у юзера не хватает навыков подобрать цвета, например, поверить гораздо легче. На Coursera типичный курс по работе с цветом для людей творческих профессий занимает 6-8 недель, это то, чему надо учиться. Пользователь учиться не будет, значит нам надо что-то сделать за него.
Этим “что-то” оказался сделанный нами дизайнерский набор. Мы написали скрипт, который дал юзеру 8 цветовых сочетаний шрифт/ui на основе загруженного им изображения.
Далее, если он хочет, он уже может подтянуть параметры темы по собственному желанию.
Что мы видим? Тему с полноразмерной сексуальной крошкой!
Пользователи отлично восприняли новый конструктор.
Как изменился срок жизни темы? Почти в 10 раз! Поскольку теперь юзеры создают темы, которые не выжигают им глаза, то они и пользуются ими дольше, а меняют когда надоедают и хочется чего то новенького.
График показывает рост количества созданных пользователями тем с момента запуска нового конструктора.
Более того, мы видим что пошёл рост количества установленных пользовательских тем. То есть юзеры стали создавать темы, которые стали нравиться другим пользователям и те охотно забирали их себе.
В замечательном сериале “Американская семейка” есть герой Филл. У него есть набор своих жизненных правил, которые он называет Филл-о-софия. Они смешные и очевидные, но позволяют вынести ценный урок.
Чему мог бы научиться Филл в этой истории?
- Пивот нужен не только для разворота, но и для поворота.
Любой хороший стартап продумывает пивот для проекта в целом. Но как мы видим не менее полезной практикой может оказаться планирование пивота для новых функций, которые вы запускаете. Хорошо, если менеджеры проекта думают не в стиле “а если не получится, сдадим на мясо”, а относятся к неудаче как к ступеньке по достижению хорошего результата.
- Делайте Instagram для тех, кто любит Instagram
Пользователю не всегда нужен полнофункциональный инструмент с высокой степенью свободы функций. Но ему всегда нужен инструмент достижения цели. Помните об этом и делайте не инструмент для реализации навыков пользователя, а для достижения его цели.
- Если жизнь даёт вам лимоны - делайте из них лимонад. И жизнь такая - “Чёё?”
Анализируйте и используйте плохой опыт. Как бы не банально звучало, но многие отрезают функции не воспринятые пользователями. Тем самым лишая себя почвы для создания хороших функций.