редакции Выбор
Игровой метамаркетплейс PlayBuy. От идеи до запуска
О создании такого стартапа мы и поговорим в нашей статье.
Современные технологии развиваются. Мы наблюдаем повсеместное внедрение и использование искусственного интеллекта, дополненной реальности, рост популярности к виртуальной реальности. За последние годы прогресс в области иммерсивных технологий стал заметен не только в теории, но и на практике.
Технологии для маркетплейсов: 3D, дополненная реальность, интеграция с игровыми механиками и виртуальными мирами. Звучит как научная фантастика? Возможно, но предпосылки для такого развития событий уже существуют.
Почему метамаркетплейсы — это будущее?
На основе исследований, отраслевых отчетов, статистических данных (Grand View Research, Statista, Newzoo, Web of Science, отраслевые отчеты: BCG: The Metaverse Opportunity, PwC: The Metaverse, Deloitte: The Metaverse in 2023, Gartner: Top Strategic Technology Trends и др.) можно сделать вывод, что рынок метавселенных будет расти с каждым годом, а маркетплейсы, традиционно функционирующие в физическом и онлайн-пространстве, трансформируются под влиянием современных технологий, используемых в метавселеных. Они могут стать платформами для создания уникального потребительского опыта, где бренды могут продавать как цифровые, так и физические товары.
Внедрение виртуальных миров, геймификации в маркетплейсы способствует повышению вовлеченности. Интерактивные элементы и возможность персонализации создают опыт, стимулирующий изучать ассортимент товаров, вести диалог с брендом. 3D-модели и возможность виртуального осмотра позволяют покупателю получить полное представление о товаре. Представление о продукте и осознанное решение о покупке ведет к снижению количества возвратов, экономии средств для продавца, снижению загрязнения окружающей среды. Инклюзивная среда: цифровые аватары, общение внутри маркетплейса, онлайн-покупки с друзьями и онлайн-знакомства делают PlayBuy универсальной площадкой, доступной для каждого.

3D маркетплейсы предлагают совершенно иной подход к онлайн-торговле, решая многие проблемы, присущие традиционным платформам.
Крупные компании активно внедряют технологии для увеличения популярности платформ и удержания интереса пользователей. Вот несколько примеров:
- IKEA внедрила примерку товаров в AR;
- Nike, Gucci запустили виртуальные миры для демонстрации товаров;
- Alibaba использует VR/AR технологии в своих маркетплейсах Taobao и Tmall;
- Willberries анонсировал примерку ряда категорий товаров в AR.
Создание отечественного метамаркетплейса
Под влиянием научных исследований, прогнозов и перспектив мы решили создать принципиально новый продукт на рынке e-commerce, включающий иммерсивный опыт, персонализацию, геймификацию.
Мы хотели создать не просто маркетплейс, но пространство, которое позволит пользователям совершать осознанные покупки, взаимодействовать с другими людьми, посещать виртуальные выставки и др. Проведя необходимые исследования для утверждения гипотез (в ведущих аналитических центрах Востока и России) были выявилены две области с огромным ростом — e-commerce и геймификция. С развитием ИИ технологий наши планы стали реализуемы.
Мы прошли путь от поиска инвесторов, сбора команды, разработки приложения до запуска метамаркетплейса. Сделав прототип 3D маркетплейса получили софинансирование для запуска проекта. В течение последних двух лет мы разрабатывали приложение PlayBuy, исследовали рынок, изучали целевую аудиторию, наращивали команду, общались с перспективными партнерами, получили поддержку АСИ в сфере «Деловая активность и предпринимательство».
В середине 2025 года мы планируем запустить метамаркетплейс PlayBuy в виде мобильного приложения. В будущем планируем выпустить web-версию и VR-версию PlayBuy для реалистичного восприятия торгового центра и полного погружения в мир PlayBuy.

Что мы увидим внутри мобильного приложения PlayBuy?
- 2D и 3D версия: покупайте там, где удобно.
- Полностью интерактивные 3D пространства, где можно перемещаться по магазинам с помощью цифрового аватара, общаться с друзьями, знакомиться с новыми людьми;
- Покупатели могут исследовать товары в виртуальном мире, вращать их, приближать, рассматривать детали;
- Геймификация: возможность играть в игры внутри маркетплейса. Превращение выбора и приобретения товаров в увлекательную игру с наградами и достижениями;
- Товары в дополненной реальности (AR);
- Социальная инфраструктура внутри виртуального торгового центра: концерты, выставки, презентации;
- Возможности покупать реальные товары в виртуальном мире;
- Нейропродавцы, способные проконсультировать покупателей и помочь с выбором

Создавая метамаркетплейс PlayBuy мы стремимся принести миру пользу и новые технологические решения. Следующим этапом развития проекта PlayBuy является масштабирование в других странах. Играть и покупать со всеми людьми мира, обсуждать и знакомиться на основе интересов покупок — это снятие барьеров и доступная среда для всех.