Как создавать UTM-метки для разных рекламных систем — 3 работающих способа
Евангелист eLama Павел Баракаев объяснил в материале для ppc.world, из чего состоят UTM-метки, зачем они нужны и чем отличаются статические и динамические параметры меток. А еще он поделился тремя оптимальными способами создать UTM-метки и честно перечислил их плюсы и минусы.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Центральная часть digital-маркетинга любой серьезной компании — это аналитика. Ведь крайне важно понимать, какие рекламные каналы, кампании и креативы приносят бизнесу деньги, а какие — лишь показы. Чтобы пробрасывать данные о рекламных кампаниях в систему аналитики, необходимо использовать UTM-метки. Это наиболее простой и доступный способ передачи информации о рекламных кампаниях и объявлениях в Яндекс Метрику и Google Analytics.
Из чего состоит UTM-метка
Логика работы UTM-меток очень простая. Вы добавляете к обычной внешней ссылке хвост с переменными и параметрами.
Переменные — это значения, которые пишутся до знаков «=». Условно говоря, это поля, которые вам нужно заполнить, чтобы система аналитики поняла, откуда пользователь пришел на сайт.
Параметры — это значения, которые прописываются после знаков «=». Они содержат информацию о рекламной кампании или иные данные, которые позволят идентифицировать источник трафика.
Классическая пятерка переменных в UTM-метке:
utm_source — источник кампании, канал, из которого пришел пользователь;
utm_medium — тип трафика, дополнительная информация об источнике;
utm_campaign — данные о названии рекламной кампании;
utm_content — контент ссылки, часто содержит заголовки объявлений или баннеров;
utm_term — дополнительная информация о переходе на сайт.
Минимально нужно задействовать первые три переменные, остальные — опционально. Можно добавлять свои переменные, но не все системы аналитики корректно их распознают.
Разбор UTM-метки и всех ее составляющих
Допустим, вы ведете трафик на сайт elama.ru с рекламы ВКонтакте. С метками ссылка будет выглядеть так:
utm_source=vk значит, что источник трафика — это VK, социальная/рекламная сеть ВКонтакте. Если вы планируете использовать другие рекламные системы, то можно использовать параметры google, yandex, tiktok, mytarget и так далее.
utm_medium=cpc означает, что тип трафика — cpc (cost per click), платный трафик с оплатой за клики. Тип трафика не обязательно должен быть платным — это могут быть:
переходы с email-рассылок — тогда ставим параметр email,
ссылка в посте в социальной сети — тогда поставим параметр post и так далее.
Хорошая статья в справке Яндекса о том, как Метрика понимает параметры меток.
utm_campaign — это данные о названии нашей рекламной кампании. Например, мы можем использовать параметр promo для всех промокампаний или задействовать более конкретные параметры. Для рекламной кампании на 8 марта написать 8march, для Нового года — ny2022. По этим данным мы поймём, что трафик имеет отношение к этой маркетинговой активности.
utm_content отвечает за визуальное содержимое креатива. Обычно в этой части метки описывается контент рекламного баннера. Предположим, на нашем баннере изображен автор статьи на белом коне. Тогда метку можно использовать такую: utm_content=knight_on_a_white_horse.
utm_term содержит дополнительную информацию о переходе на сайт. Чаще всего сюда зашивают ключевое слово или другую характеристику, которую по разным причинам не стали вписывать в предыдущую метку.
Статические и динамические параметры меток: когда и какие лучше использовать
Параметры меток глобально бывают двух видов:
статические,
динамические.
То, что было в примерах выше — это статические параметры. Вы сами их придумываете, сами записываете. Если у вас планируется небольшое количество рекламных кампаний и креативов, например, три—пять кампаний, в каждой из которых по столько же объявлений, то статические метки вполне подойдут. Если же намечается большая структура кампании, то лучше задействовать динамические метки. Их суть в том, что сами рекламные системы прописывают в них нужные данные — вы лишь оформляете шаблон.
Для согласования внутри отдела меток стоит использовать таблицы, например, такую. Каждый специалист в ней прописывает метки, которые планирует использовать.