редакции Выбор
Рынок e-commerce сегодня и завтра: тренды, продвижения и ожидания клиентов
По данным из открытых источников, только за 3 года (с 2017 по 2020) объем рынка электронной торговли превысил 4,5 трлн долларов и, как утверждают эксперты, это далеко не предел. По ближайшим прогнозам, в 2021 году обороты онлайн-продаж достигнут 4,9 трлн долларов, а к 2024 году вырастут до 6,4 трлн долларов.
Главным преимуществом данной сферы являются простота и комфорт для клиентов, скорость и безопасность. Сегодня любой онлайн-пользователь можно выбрать и оплатить новый холодильник или брендовую сумку, имея смартфон, мобильный интернет и 10 минут свободного времени, независимо от местонахождения.
Если раньше покупки в интернете были главным образом уделом молодежи до 18 лет, то сейчас ими активно пользуются все, кому от 25 до 45. Причем, этот тренд вызван не «продвинутостью» покупателей, а благодаря усилиям маркетологов, которые все больше ориентированы на увеличение возрастного порога. Еще одна тенденция — покупка с помощью мобильных устройств, а не ноутбуков или десктопов. Мобильность и доступность покупок дополнительно «подстегивает» рынок.
Тренды-2022
Основными трендами e-commerce, которые в 2021 году определяли развитие отрасли и не потеряют актуальности и новом году, стали:
- краткосрочные прогнозы: возможность долгосрочного прогнозирования канула в лету «благодаря» коронавирусу и связанным с ним ограничениям;
- автоматизация всех рабочих процессов;
- постоянный учет и контроль коммуникации с клиентами;
- эффект присутствия в интернете, по ощущениям близкий к офлайн-магазинам;
- развитый клиентский сервис;
- омниканальные модели миграции клиентов из офлайн в онлайн и обратно, а также их развитие;
- аналитические инструменты деятельности и возможностей компаний;
- продвижение в соцсетях, с помощью электронной почты, нативной рекламы и статей в СМИ;
- новые технологии и обучение;
- четкая идентификация компании на рынке;
- измеряемость инструментов и показателей;
- бизнес-отношения нового формата.
Как отмечают опрошенные онлайн-платформой PRNEWS.IO эксперты и участники рынка электронной коммерции, важными трендами также являются:
- сбор данных;
- прогнозирование;
- качество клиентского сервиса;
Инструменты продвижения: эффективные и не очень
Говоря об инструментах, которые помогают эффективно удерживать, привлекать клиентов и развивать бизнес в сфере онлайн-коммерции, то сегодня это:
- продвижение с помощью соцсетей;
- работа с инфлюенсерами;
- контекстная, нативная и таргетированная реклама;
- онлайн-вебинары, конференции и другие онлайн-мероприятия;
- видеоконтент на YouTube;
- диджитал-, перформанс-маркетинг;
- контент-маркетинг (продвижение в СМИ);
- директ-маркетинг;
- SEO.
Эксперты рекомендуют компаниям уходить от вендор-лок решений и посредников во взаимоотношении бренда и клиента, и, наоборот, концентрироваться на развитии собственной it-составляющей.
Самыми неэффективными инструментами продвижения по итогам прошлого года названы:
- офлайн-, баннерная, радиореклама;
- нишевые выставки;
- ивенты.
Чего хотят онлайн-покупатели?
Покупательские потребности на протяжении прошлого года изменились незначительно. Это по-прежнему:
- ассортимент;
- цена;
- разнообразие и удобство вариантов оплаты;
- качественный сервис;
- низкая стоимость и высокая скорость доставки.
Современные покупатели лучше реагируют на персонализированные предложения. Во многих случаях они перестали игнорировать различные каналы коммуникации и начали более требовательно относиться к взаимодействию с брендом на самых разных уровнях (вплоть до внешнего вида курьера и его манеры общения).
По словам СМО в PRNEWS.IO Александра Нигматулина, вместе с онлайн-торговлей трансформируется и банковская сфера: "В конкурентной борьбе за клиентов банки идут на беспрецедентные шаги. Раньше для того, чтобы приобрести в кредит, например, холодильник, необходимо было сделать много движений и потратить немало времени.
К счастью, в последние два-три года большинство банков максимально оцифровались, заранее просчитали кредитный рейтинг и выделили конкретному человеку определенную сумму, которую выдадут быстро и без вопросов".
Заключение
Онлайн-покупатели через призму собственного опыта покупок в интернете стали более требовательны к брендам, что, в свою очередь, должно мотивировать бизнес внедрять новые инструменты, расширять ассортимент, улучшать сервис, вводить адекватное ценообразование, совершенствовать логистику.
Не потеряют актуальности такие факторы, как автоматизация, контроль качества, омниканальность и информационный контакт с клиентом там, где ему удобно.