Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
275 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Что влияет на эффективность руководителя и почему плыть по течению не выход

Руководитель показывает отличные результаты. Его отдел — один из лучших. Но однажды его будто подменяют: у него снижается мотивация, вовлеченность в процесс, он становится тревожным, нерешительным и начинает плыть по течению...
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

В чем причины снижения эффективности руководителя?

В последнее время ко мне часто приходят начинающие и уже опытные руководители команд, чтобы разобраться, почему результаты работы ниже ожидаемых.

Ольга Шеина, Исполнительный директор «Профиланс Групп», профессиональный коуч ICF

Какие причины снижения продуктивности они озвучивают:

  • устал или выгорел;
  • команда плохо работает;
  • внешние причины: пандемия, кризис, борьба с конкурентами, подрядчик подводит и пр.

Однако за этими причинами кроются более глубинные. Например:

  • непонимание целей: зачем, куда идти и что дальше делать;
  • отсутствие личной нематериальной мотивации: зачем мне достижение цели, что может двигать меня вперед через возникающие сложности или другие задачи;
  • страх перед амбициозной целью: выход на новый рынок, масштабирование, запуск нового продукта или, например, страх не справиться с увеличившимся количеством клиентов.

В результате снижается мотивация, вовлеченность в процесс. Руководитель перестает проявлять инициативность, минимизирует встречи с командой и решает плыть по течению. Это всё — не выход. Чтобы решить проблему, нужно понять суть.

Поиск истинной причины снижения эффективности

Если проблема с мотивацией возникла у вас, то есть эффективный метод понять истину. Задавайте вопросы и честно отвечайте на них.

Привожу для вас примеры вопросов, которые могут помочь заглянуть внутрь себя:

  1. Какова моя цель?
  2. Зачем мне это?
  3. Почему для меня это важно?
  4. Что я чувствую, когда думаю об этом?
  5. Что мне мешает в достижении цели?
  6. Если бы этого не было, что бы я делал(а)?

Определив причину снижения эффективности, сможете понять, как решить проблему.

Если причина в отсутствии мотивации, стоит разобраться, в какой момент и почему она снизилась.

Часто причина — непонимание глобальной цели. Например, встречи с подчиненными нужно проводить раз в месяц, но руководитель не понимает, зачем тратить на это время, если можно пообщаться на планерке или написать сообщение. Только когда он поймет глобальную цель (допустим, снижение конфликтов в коллективе, поиск и взращивание талантов), то начнет проводить такие встречи эффективно.

Приведу более наглядный пример. Если просто поставить задачу ходить в фитнес-центр 3 раза в неделю, то через какое-то время тренировки могут сойти на нет. А теперь давайте попробуем разобраться в истинных причинах.

— Зачем мне спорт?

— Чтобы выглядеть подтянутым, снизить вес.

Снова задаем вопрос:

— Зачем это мне?

— Чтобы чувствовать энергию в течении дня.

— И зачем эта энергия?

— Чтобы быть эффективным в течении дня, успевать делать запланированные задачи и активно проводить время после работы.

Смысл похода в фитнес-центр сразу меняется. Поэтому очень важно понимать, зачем вы делаете то или иное действие. Когда будет понятна глобальная цель, продуктивность работы повысится.

Если быть эффективным мешает страх, стоит подумать и составить план, как его преодолеть.

Вероятно, у вас уже были ситуации, когда вы шли вперед, несмотря на страхи. Подумайте, что в этот момент помогало, что поддерживало. Распишите детали, укажите сроки и ответственных. Либо обозначьте возможные риски и составьте план А и Б на случай непредвиденных ситуаций.

Когда разберетесь с внутренней причиной снижения продуктивности, подумайте, что поможет контролировать ситуацию в дальнейшем и избегать эмоциональных качелей от состояния «Я все могу» к состоянию «Мне бы отдохнуть».

Далее расскажу о нескольких важных компетенциях руководителя, которые влияют не только на его личную эффективность, но и на эффективность отдела.

6 главных компетенций эффективного руководителя

Умение делегировать и четко ставить цели

Задача руководителя — сохранение собственной эффективности в работе с подчиненными. И здесь большую роль играет делегирование задач: умение грамотно распределять их в команде напрямую влияет на результат. Причем важно не просто передать задачу сотруднику, но и делегировать ответственность. Необходимо донести смысл и ценность ее выполнения, а еще лучше — дать ему возможность самому выбрать путь к достижению цели.

Например, стоит задача «Изучить сервис» или «Запустить рекламную кампанию». В этой ситуации вы, как руководитель, можете сказать:

"Чтобы это сделать, надо:

  • составить план;
  • поставить срок;
  • поговорить со специалистом, уточнить информацию, позвонить;
  • расписать детали и указать, в каком формате получится предоставить информацию".

Такой способ постановки задач используют не только начинающие и неопытные руководители, но и управленцы с большим стажем. Однако он подходит не для всех сотрудников. Он оптимален для джунов — начинающих специалистов. Если же вы хотите, чтобы сотрудники работали самостоятельно, гораздо эффективнее поставить задачу в таком виде: «Нужно проанализировать сайт конкурента и понять, почему пользователи выбирают именно его компанию. Как с помощью решения этой задачи мы поможем всей команде работать эффективнее? Срок выполнения — до конца недели».

Таким образом, вы обозначаете сотруднику цель и позволяете ему самому взять на себя ответственность. Он должен сам расписать шаги, необходимые для достижения цели. Только при передаче ответственности сотрудник начинает самостоятельно думать: «Как я могу получить результат и сделать это более качественно?».

Грамотное планирование задач

В моей практике был случай, когда компания начала быстро расти и возникло ощущение, что мы ничего не успеваем. Появилась зацикленность на одной мысли: проблема в плохом планировании, и, чтобы ее решить, нужно почитать книги по тайм-менеджменту. Но на самом деле, пройдя несколько обучающих мероприятий, я поняла, что ощущение «Я ничего не успеваю» может быть следствием не только плохого тайм-менеджмента, но и просто показателем слишком большой нагрузки. В таком случае решение — найм новых сотрудников, делегирование задач или их перераспределение.

Во всех остальных ситуациях грамотное планирование действительно выручает. Важно понимать, какие ключевые задачи вы планируете сделать на неделе, в течение месяца, т. е. на чем фокус. При этом всегда нужно закладывать дополнительное время на встречи, решение стратегических задач, аналитику, изучение отчетов, общение с командой — это будет занимать 80% вашего рабочего времени. Остальные 20% времени нужно выделить на решение непредвиденных, срочных вопросов, которые могут возникнуть в процессе работы.

Формирование эффективной работы с подчиненными

Если задача действительно серьезная и большая, есть много подводных камней и обязательства перед внешними заказчиками, стоит поставить контрольные точки. Так вы сможете синхронизироваться с командой и будете понимать, на каком этапе выполнения находится задача и успеваете ли вы в срок.

При этом если в процессе возникает проблема, сотрудники должны не просто озвучить ее вам как руководителю, но и предоставить решение. Например, в нашей компании процесс выстроен так: обращаясь к руководителю с проблемой, вопросом, специалист всегда прикладывает анализ ситуации и варианты решения.

Однажды, когда мы делали сайт, у маркетолога было одно видение сайта. Но, когда он начал все анализировать, то нашел решение лучше. После этого он обосновал свою позицию руководителю и объяснил, почему какие-то вещи стоит сделать иначе.

Такая организация рабочего процесса не только разгружает руководителя от выполнения дополнительных задач, но и взращивает идейных и эффективных сотрудников.

Стремление к саморазвитию, получению новых знаний и опыта

Руководителю важно развивать насмотренность: читать кейсы, обмениваться опытом с другими управленцами, компаниями, владельцами бизнеса, которые оказывались в подобных ситуациях, сталкивались с такими же проблемами.

Важно регулярно повышать собственные управленческие навыки: навыки формулирования задач, планирования работы, организации процессов, проведения переговоров, разработки эффективных решений, организации встреч, взаимодействия со смежными структурами и пр. Подумайте, каких компетенций вам не хватает или с какими проблемами вы сталкиваетесь в процессе работы. Как результат, сможете понять, какие курсы, тренинги или семинары вам могли бы помочь.

Также можно вести дневник управленческих решений и записывать, к какому результату они привели. Это позволит выявить интересные закономерности, даст понимание, что было эффективно, а что — нет, и поможет в дальнейшем принимать верные решения.

Но самой эффективной работой считается работа с наставником, ментором, тьютором или коучем. Важно, чтобы эти люди, как и вы, были из бизнеса и занимали управленческие должности. Тогда им будет проще поделится опытом и раскрыть ваш потенциал, подсказать, как поступить в той или иной ситуации.

Соблюдение баланса между работой и личной жизнью

Важно удерживать равновесие между работой и личной жизнью. А для этого нужно определить, что для вас наиболее ценно. Например, семья, здоровье, карьерный рост, духовное и личностное развитие, материальное благополучие. Баланс сохраняется, когда на каждый из пунктов вы тратите столько времени, сколько вам необходимо для счастья. Поэтому если вы давно собирались сходить в спортзал, посетить выставку, сводить ребенка в зоопарк, но постоянно откладываете это из-за плотного рабочего графика и, как следствие, чувствуете неудовлетворенность, самое время это сделать.

Умение слушать себя и свою интуицию

Достаточно простой, но важный момент — чувствовать и слышать себя, доверять интуиции. Управленческие навыки приходят только с опытом, и если вы совершили ошибку, то нужно проанализировать ситуацию, сделать выводы и найти решение.

Все перечисленные качества помогут руководителю создать комфортную рабочую атмосферу в коллективе и добиться максимальных результатов, сохраняя при этом собственную мотивацию, энергию и силы для работы.

Я знаю, как легко давать советы, составлять план действий и откладывать его на понедельник. Поэтому помните: главное — начать. Не заставляйте себя делать сразу что-то большое и сложное. Можно начать с малого и, двигаясь маленькими шагами, прийти к выдающемуся результату. Пусть медленно, но главное — без остановок.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.