53% российских компаний восстановились после COVID-кризиса
После пандемии 27% российских компаний собираются перейти на удаленный режим работы, 53% организаций удалось восстановить обороты после кризиса, а 24% — сократить затраты на офис, показало новое исследование разработчика CRM-системы «Простой бизнес». Опрос позволил выяснить, как отечественные компании пережили пандемию. В исследовании приняли участие 412 представителей организаций малого и среднего бизнеса (руководители, сотрудники). Это уже второе исследование, которое компания проводит, чтобы выяснить, как COVID-кризис отразился на деятельности отечественного бизнеса. Если первый опрос был сфокусирован на том, как компании справлялись с пандемией, то второй — на том, как они ее пережили и что планируют предпринять в дальнейшем для восстановления бизнеса.
На вопрос «Планируете ли вы в будущем переход на удаленный режим работы?» 27% респондентов ответили утвердительно, 52% — отрицательно (частично — 22%). После весенней пандемии собираются перейти на дистанционный формат работы компании из сфер: оптовая и розничная торговля (22%), консалтинг и информационные услуги (15%), IT (10%), строительство и архитектура (9%), а также организации, оказывающие образовательные услуги (7%).
Практически или совсем не планируют работать в удаленном формате организации, представляющие сферу безопасности, юридических услуг, недвижимости, страхования, а также гостиничный, ресторанный бизнес, салоны красоты.
На вопрос «Сократили ли вы затраты на офис по сравнению с прошлым годом?» 61% респондентов ответили отрицательно, 24% — положительно. Частично снизили расходы на офис 15% участников исследования.
Среди направлений бизнеса, представителям которых удалось сократить затраты на офис после отмены режима самоизоляции по сравнению с прошлым годом: оптовая и розничная торговля (16%), консалтинг и информационные услуги (15%), IT, строительство и архитектура (по 9%), ремонт (8%), образование и недвижимость (по 6%).
Респондентам
из сферы гостиничного бизнеса, ресторанной отрасли, салонов красоты, а также
компаниям, занимающимся стройматериалами, страховыми, типографскими и
юридическими услугами, затраты на офис сократить практически или совсем не
удалось. На вопрос
«Удалось ли восстановить обороты компании после отмены режима самоизоляции?»
53% компаний ответили «Да», 28% — «Частично», 19% — «Нет». Вернуться к
прежним оборотам удалось 25% организаций оптовой и розничной торговли, 17%
производственных предприятий, 10% ремонтных компаний, 8% строительных и
архитектурных организаций, а также компаниям, занимающимся консалтингом,
медицинскими услугами и недвижимостью. Среди аутсайдеров — организации отрасли
туризма, спорта и отдыха: 62% респондентов данной сферы восстановить обороты не
удалось. Кроме того, пострадали компании, оказывающие услуги в сфере
безопасности, экспертно-оценочной деятельности, страхования, развлечений, а
также типографии, фотостудии и организации, занимающиеся стройматериалами. При этом 100%
опрошенных интернет-магазинов удалось вернуться к прежним оборотам, тогда как в
сфере производства эта цифра достигает 61%, строительства и архитектуры — 59%,
недвижимости, рекламы и PR — 58%, IT — 56%. Также частично удалось
восстановиться предприятиям сферы торговли (54%), гостиничному, ресторанному
бизнесу и салонам красоты (43%), консалтинговым компаниям (41%). Респонденты,
представляющие сферу развлечений, отметили, что половина из них смогла
вернуться к прежним оборотам (еще 50% удалось это сделать частично). Предыдущее
исследование «Простого бизнеса», проведенное среди представителей российского
бизнеса в период режима самоизоляции, показало, что 57% опрошенных полностью
или частично перешли на удаленку во время карантина. При этом 70% компаний
надеялись восстановиться после кризиса. Тогда оптимистичные прогнозы
высказывали предприятия из сферы торговли, производства, консалтинга,
строительства и архитектуры, ремонта и бытовых услуг. Интересно, что IT-сфера
стала отраслью, которой даже в кризис удалось увеличить число клиентов. По
данным исследования, 62% респондентов не планировали отказываться от офиса и
снижать затраты на его аренду, тогда как 16% респондентов рассматривали
возможность такого отказа. Напомним,
ранее по просьбе компаний «Просто бизнес» снял ограничения по количеству пользователей
в бесплатной базовой версии CRM, чтобы упростить переход на дистанционку и
предотвратить потери. Сейчас в бесплатной версии могут работать организации,
ставшие новыми пользователями программы, с любой численностью штата. Базовая версия
«Простого бизнеса» позволяет бесплатно и быстро организовать совместную
удаленную работу через удобные CRM-инструменты: онлайн-лента задач и проектов,
онлайн-контроль работы персонала, чаты и коммуникации, диаграмма Ганта,
клиентская база, электронный документооборот, календарь, возможность создать
сайт-визитку, база знаний. Можно также воспользоваться мобильными приложениями
для iOS и Android. Новые пользователи базовой версии могут рассчитывать и на
оперативную техподдержку. Чтобы начать
работу в бесплатной версии «Простого бизнеса» прямо сейчас, достаточно стать
новым пользователем программы: зарегистрироваться на
сайте «Простого бизнеса» и скачать CRM.