Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
266 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Управленческая, оперативная и бухгалтерская отчетность. Можно ли автоматизировать с помощью BI?

В материале подробнее рассказываем о том, какие виды отчетов бывают в компании, и насколько BI может снизить риски ошибок при подготовке финансовой, управленческой или бухгалтерской отчетности.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Цели любого бизнеса — рост прибыли и масштабирование. Для достижения этих целей нужно поддерживать прозрачность всех процессов и точность ведения отчетности, так как на ее основе становится возможным принятие правильных управленческих решений.

Но часто происходит так, что отчетность в компании формируют неделями или месяцами. Это связано с тем, что каждое структурное подразделение обычно собирает данные для отчетов вручную из разрозненных информационных систем, Excel — таблиц и других источников.

Для того, чтобы снизить риски ошибок в отчетах, стандартизировать их форму и ускорить их предоставление, можно автоматизировать отчетность с помощью BI-системы.

BI-отчеты — это наборы дашбордов с таблицами, графиками, диаграммами и виджетами. Они объединяют информацию о финансовых результатах и показателях эффективности всех подразделений, предоставляя ее в наглядной форме.


В материале подробнее рассказываем о том, какие виды отчетов бывают в компании, и насколько BI может снизить риски ошибок при подготовке финансовой, управленческой или бухгалтерской отчетности.

Как классифицируется отчетность, и можно ли ее автоматизировать с помощью BI?

Отчетность компании делится на группы в зависимости от вида, содержания, назначения, степени обобщения данных.

Рассмотрим подробнее каждый вид корпоративной отчетности, разберем, какие из них можно автоматизировать с помощью BI и покажем примеры дашбордов с отчетами в BI-системах.

Дашборд — это представление наиболее важных метрик с помощью таблиц, графиков и диаграмм, сгруппированных по смыслу на одном экране в понятной для пользователя форме.

Современные BI-платформы предоставляют self-service инструменты для аналитики данных, позволяющие бизнес-пользователям из разных подразделений компании самостоятельно создавать визуализации на основе данных, собирать их в дашборде и анализировать информацию в разных разрезах: по времени, подразделениям, сотрудникам, продуктам и т. д.

Какие существуют виды отчетности?

1. Оперативная отчетность

Оперативные отчёты используются для оперативного контроля и мониторинга текущих целевых показателей хозяйственных операций. Каждая компания сама определяет состав оперативной отчетности в зависимости от специфики деятельности и целей.

Это может быть выписка с лицевого счета, отчет о движении денежных средств в кассе за день, мониторинг отгрузки, оценка выполнения плана продаж и т. д.


Выписка по счету

Создание и настройка оперативной отчетности обычно реализована на этапе документирования хозяйственных операций в информационной системе и не автоматизируется с помощью BI.

2. Аналитическая отчетность

На основе объединенных данных из оперативных отчетов формируется аналитическая отчетность.

В рамках аналитических отчетов рассчитываются аналитические показатели: рентабельность, ликвидность, маржинальность, ROI, ROE, отклонения, сравнения по периодам/продуктам и другие.

К аналитическим отчетам относятся, например, отчеты по динамике запасов, дебиторской задолженности, LFL — like-for-like и ABC-XYZ анализ, план-факт анализ продаж, сегментация клиентов.

Этот вид отчетов дает операционным директорам на местах информацию, необходимую для принятия решений и планирования деятельности компании и подразделений.


ABC-XYZ анализ в BI

Дашборды в BI-инструментах не только помогают автоматизировать сбор данных для создания аналитической отчетности, но и визуализируют показатели в виде понятных графиков и диаграмм. Кроме того, с помощью BI можно выгружать данные в удобных форматах или автоматически рассылать отчеты по email для всех сотрудников.

3. Cтратегическая отчетность

Стратегические отчеты готовятся для топ-менеджмента компании и сфокусированы на оценке и анализе долгосрочных целей и стратегий бизнеса.

В отличие от аналитической отчетности, стратегическая отчетность охватывает более широкий спектр показателей и факторов, которые могут повлиять на будущее компании.

Она включает в себя не только данные компании, но и внешние экспертные данные, статистику рынка и информацию о деятельности конкурентов. Это может быть:

  1. Анализ эффективности действующих стратегий, включая SWOT-анализ (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы)
  2. Анализ ключевых показателей эффективности (KPI), которые помогают оценивать прогресс в достижении стратегических целей
  3. Оценка рыночных условий, конкурентной среды и макроэкономических факторов, которые могут повлиять на выполнение стратегии
  4. Анализ внутренних ресурсов компании, включая человеческий капитал, технологии и финансовые ресурсы, необходимые для достижения целей


Динамика продаж и маржи по годам и подразделениям

Стратегические отчеты помогают выявить и оценить потенциальные риски, которые могут помешать выполнению стратегических инициатив, а также сформировать прогнозы роста и развития продуктов и услуг.

Такой вид аналитики называется предиктивная аналитика.

Предиктивная аналитика — продвинутая аналитика, в ходе которой пользователь получает ответ на вопрос «Что будет дальше?».

Для предиктивной аналитики используют математические модели, машинное обучение, интеллектуальный анализ данных и другие области искусственного интеллекта, которые прогнозируют неизвестные события в будущем.

Больше о видах аналитики мы рассказываем на нашем курсе Qlik Beginner >>

Какие бывают отчеты по содержанию?

В зависимости от содержания отчетность делится на бухгалтерскую (финансовую), управленческую, налоговую.

1. Налоговая отчетность

Налоговая отчетность представляет собой набор документов, содержащих информацию только о расчете и уплате налогов физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

В состав налоговой отчетности входят налоговая декларация и налоговый расчёт авансового платежа.

Так как налоговая отчетность строго регламентирована, она формируется по установленной ФНС форме непосредственно в информационных системах — источниках данных о налогах. С помощью BI налоговую отчетность создавать нельзя.

2. Бухгалтерская отчетность (бухгалтерский учет, финансовая отчетность)

Бухгалтерская отчетность — это систематизированная информация о финансовом состоянии, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании.

Бухгалтерские отчеты формируются на основании аналитической отчетности и подтверждаются результатами инвентаризации.

В бухгалтерскую отчетность может входить:

  • Бухгалтерский баланс
  • Отчет о прибылях и убытках (P&L)
  • Отчет о движении денежных средств
  • Отчет о собственном капитале
  • Отчет о целевом использовании средств


Финансовые показатели

BI позволяет визуализировать отдельные метрики и проводить аналитику по финансовым данным компании: рассмотреть показатели в динамике, оценить отклонения и обратить внимание на критические показатели прибыли и убытков.

3. Управленческая отчетность (управленческий учет)

Управленческий учет — это система анализа финансовых показателей компании, которая используется для принятия руководством управленческих решений.

Структура отчета для руководителя включает в себя гораздо больше информации, чем бухгалтерский или налоговый учет.

Это все данные, которые нужны для принятия стратегических решений: аналитика по налогам, доходам, затратам, продажам, производственным процессам, персоналу, а также общая или в разрезе подразделений.

В зависимости от специфики деятельности компании управленческая отчетность может включать в себя разные показатели, необходимые только для внутренних нужд, поэтому ее форма не так строго регламентирована.

Основные объекты управленческого учета:

  1. Доходы и расходы, выявление направлений деятельности, которые их формируют
  2. Движение денежных средств (cashflow)
  3. Активы, их прибыльность и затратность
  4. Обязательства и кредитная задолженность
  5. Источники финансирования
  6. Финансовые результаты — выручка и прибыль (P&L, факторный анализ прибыли)


Дашборд анализа дебиторской задолженности

Разработка дашборда для руководителя в BI помогает автоматизировать управленческую отчетность.

Финансовые данные из 1С, данные по продажам из CRM, планы в Excel и другая информация объединяются в дашборде и предоставляются руководителю в форме наглядных визуализаций расходов, маржинальной прибыли, доходов, динамики продаж и себестоимости.

На дашбордах можно отследить:

  1. Факторы роста и падения прибыли
  2. Точки сокращения расходов
  3. Движение денег по операционному и инвестиционному потокам
  4. Детализированные показатели задолженности до контрагентов
  5. Сравнение показателей с прошлыми периодами или бюджетом


Финансовый отчет с ключевыми показателями эффективности компании

Отчет PnL

Как отчеты классифицируются по степени обобщения данных?

В зависимости от уровня обобщения и детализации данных отчеты делятся на несколько типов:

1. Первичная отчетность

Первичная отчетность — это документы, которые формируются в информационных системах и фиксируют конкретные операции и факты хозяйственной деятельности.

К ним относятся накладные, счета-фактуры, акты и другие первичные документы, они же оперативные отчеты.

2. Сводная отчетность

Cводная отчетность — обобщает данные первичной отчетности и представляет агрегированную информацию по отдельным подразделениям или направлениям деятельности компании.

Например, это может быть сводный отчет о продажах за определенный период.

Сводная отчетность полезна для анализа и сравнения результатов работы различных подразделений компании.

3. Консолидированная отчетность

Консолидированная отчетность — это отчетность, которая объединяет показатели нескольких юридических лиц или подразделений компании в одну общую структуру.

Такой вид отчетности помогает оценить финансовое состояние группы компаний в целом.

Какие бывают отчеты по назначению?

По назначению отчетность может делиться на внутреннюю, предназначенную для нужд компании, и внешнюю, к которой относится, например, налоговая и бухгалтерская отчетность.

Для предоставления отчетов внешним пользователям BI-платформа позволяет выгрузить их в нужном формате (xls, pdf) или открыть доступ к конкретным дашбордам и листам по ссылке.

***

Интерактивная отчетность в BI позволяет оцифровать бизнес-цели компании, контролировать их достижение в реальном времени, не дожидаясь ежемесячного сведения стандартных отчетов.

Дашборды дают возможности многомерного анализа, финансового моделирования и прогнозирования сценариев с учетом влияния внутренних и внешних факторов.

Отчетность в BI:

  • Гибкая

Можно настроить отчеты в соответствии с требованиями компании, руководителей или внешних инстанций

  • Точная

Автоматизированный сбор данных из разных источников сокращает количество ошибок в расчетах бизнес-метрик при подготовке отчетов

  • Наглядная

Визуализация позволяет объединить сотни строк данных в одном дашборде, делая их понятными для любого пользователя

  • Стандартизированная

В BI-решениях возможна гибкая настройка шаблонов финансовой и управленческой отчетности под потребности бизнеса

  • Детализированная

Можно «проваливаться» в данные с помощью функциональности drill down и изучать информацию в разрезе лет, месяцев, регионов, продуктов, менеджеров и т. д.

  • Простая для обучения

Современные self-service BI платформы позволяют пользователю собирать отчеты способом drag and drop (перетаскивание) без привлечения ИТ

BI-система может помочь автоматизировать разные виды отчетов:

  1. Автоматически извлекать данные о транзакциях и формировать первичные документы за счет интеграции со всеми информационными системами компании (1С, ERP, CRM, кассовые системы, данные по продажам с маркетплейсов и пр)
  2. Быстро формировать интерактивные сводные таблицы и визуализации на основе актуальных данных
  3. Объединять данные различных дочерних компаний и подразделений в один отчет, обеспечивая единый наглядный формат представления информации

Надоели громоздкие таблицы и сводные отчеты в Excel?

Обсудим с вами подготовку наглядного дашборда для руководителя, который будет содержать все важные финансовые показатели в виде удобных графиков и диаграмм

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.