Логика построения BI-приложения. Методология DAR (Dashboard, Analysis, Reporting) для правильного проектирования дашбордов
Анализ данных — это исследование бизнес-процессов для принятия эффективных решений. В процессе анализа происходит обработка и интерпретация разноформатных данных о клиентах, транзакциях, конкурентах, процессах и операциях.
Корректная и эффективная интерпретация большого объема данных в исходном виде практически невозможна, поэтому для наглядного и понятного каждому представления данных в бизнес-аналитике используют визуализации: диаграммы, графики, таблицы, карты.
Как правильно визуализировать данные, чтобы принимать эффективные решения?
Узнайте, как создавать эффективные визуализации, которые раскроют природу данных и помогут выявить скрытые в них закономерности
В BI-системах (системах бизнес-аналитики) визуализации объединяются в листы. Несколько листов, отражающих конкретную предметную область: продажи, производство, дебиторскую задолженность, процесс реализации проекта — называются аналитическим приложением.
Количество листов в аналитическом приложении и их содержание определяют логику аналитического приложения. Структура приложения может как значительно упростить восприятие данных, позволяя быстро находить нужную информацию, так и усложнить процесс анализа, если приложение построено хаотично. В этой статье расскажем о методологии DAR для разработки аналитического приложения на основе дедуктивного способа познания. Восприятие — это психический процесс, позволяющий сформировать целостный образ предметов и явлений с задействованием внимания, памяти, мышления, эмоций, прошлого опыта. Восприятие завершается узнаванием. Существует два типа восприятия информации: Восходящее восприятие максимально естественно для человека при изучении новой информации. Когда информация становится уже знакомой, подключается нисходящее восприятие. Мы все обладаем практически одинаковыми механизмами восприятия, а также используем индукцию и дедукцию — методы мышления, основанные на логике. В дедукции вывод строится от общего к частному, что приближено к восходящему восприятию. Важно использовать эти знания о восприятии и логике при разработке аналитических приложений. Когда пользователь впервые видит аналитическое приложение, он не знает, что именно ждет его в результате, поэтому задача разработчиков приложения — учесть его восходящее восприятие и максимально эффективно продумать его путь от общего изучения информации к решению конкретных задач. Чтобы подтолкнуть пользователя к дедукции при работе с новыми для него данными, была разработана специальная методология проектирования аналитических приложений — DAR. DAR (Dashboard, Analysis, Reporting) — методология разработки аналитического приложения на основе дедуктивного способа познания — от общего к частному. Методология была впервые предложена компанией Qlik, международным лидером в области BI (разработали платформы Qlik Sense и QlikView). В дальнейшем ее стали использовать как стандарт при построении аналитических приложений на базе других BI-платформ. Согласно методологии DAR пользователю приложения последовательно предоставляется ряд листов с визуализациями: Каждый уровень листов имеет свои особенности и правила для разработки. Лист уровня дашборд — первый лист приложения, целевой аудиторией которого являются преимущественно топ-менеджмент и руководители. На дашборде должны быть отображены только ключевые показатели эффективности (KPI) по предметной области, не более 10 показателей на лист. Цель дашборда — обозначить текущий статус и высокоуровнево идентифицировать проблемы в предметной области, например, в продажах. Дашборд предлагает к изучению базовые визуализации и минимум интерактивности. Типовые вопросы, на которые поможет ответить дашборд: Ключевая информация, продемонстрированная на общем дашборде далее детализируется на листах уровня анализа. Они содержат графики и таблицы, которые помогают ответить на вопросы, возникшие на листе Dashboard. На этом уровне проводят сравнительный анализ, анализ ABC-XYZ, анализ «что, если», каждый лист посвящен одному предмету анализа, бизнес-области или задаче. На листах для анализа больше графиков, добавлены обычные и сводные таблицы. Листы интерактивны и содержат достаточно фильтров для ответа на любой вопрос. Вопросы, на которые помогут ответить листы анализа: Последний уровень приложения включает в себя листы отчетности с максимальной детализацией данных, которые обычно отображены в виде таблиц с фильтрами. Помимо фильтров в таблицу можно добавить индикацию цветами, например, допустимые значения подсвечивать зеленым, а значения ниже плановых — красным. Отчеты должны учитывать все возникающие у пользователя в процессе изучения приложения вопросы для принятия обоснованных бизнес-решений. Для маркетинга: Для продаж: Для проектных работ:
Методология DAR может применяться как при последовательном изучении листов (дашборд — аналитика — детализированный отчет), так и при начале анализа с любого листа, но в любом случае с такой же иерархией: от обобщенных данных к деталям. DAR необходима для улучшения пользовательского опыта при работе с аналитическим приложением. Правильная структура приложения облегчает исследование данных и способствует быстрому принятию решений на основе данных. После определения набора листов в соответствии с методологией можно переходить к прототипированию — компоновке объектов визуализации на каждом листе. О том, как расположить визуализации в соответствии с правилами композиции читайте в следующих статьях Qlever.Как работает восприятие
Методология DAR (Dashboard, Analysis, Reporting)
Дашборд (Dashboard)
Анализ
Отчет
Примеры реализации методологии DAR
***
Нужно наглядное аналитическое приложение для решения бизнес-задач?