Глубокая аналитика цен для торговой сети. Как BI-приложение помогло сократить штрафы за несовпадение ценников с ценами на кассах
Клиент
Российский франчайзи крупнейшей в мире сети розничной торговли из порядка 15 000 магазинов, расположенных в 48 странах. В супермаркетах представлены продукты питания, напитки, хозяйственные товары, продукция собственного производства.
Ситуация
Чтобы удержать клиентов в условиях высококонкурентного рынка торговая сеть прибегает к стимулирующему ценообразованию.
Категорийные менеджеры сети регулярно запускают промоакции, распродажи, скидки и бонусные программы для всего ассортимента товаров в разных магазинах.
Порой рынок меняется так стремительно, что принимать решение о запуске новой акции необходимо здесь и сейчас.
Для всех промо-активностей менеджеры формируют в 1С документы-регистраторы предложений на акции, согласно которым цены обновляются в зале и в кассах. Регистратор 1С — это таблица с информацией и описанием разрезов, в которых она хранится. Возможности системы 1С недостаточно широки для того, чтобы автоматизировать ценообразование и синхронизировать изменения цен в зале и в кассовой системе.
К тому же, у менеджеров нет возможности свести все данные в единый формат и анализировать цены из регистраторов в виде сводных отчетов.
Это приводит к ошибкам при смене ценников и потерям денег для торговой сети.
Акции запускают невовремя
Для того, чтобы запланировать новые акции и проанализировать динамику цен в будущем, менеджерам приходится вручную просматривать регистраторы 1С по каждой активности. Ручной труд отнимает у сотрудников ценное время и тормозит запуск новых акций. Компания теряет покупателей, которые успевают купить товар по выгодной цене у конкурента.
Акционная цена оказывается выше регулярной
Категорийные менеджеры вынуждены внимательно сверять фактические и акционные цены на тысячи номенклатур товаров.
Человеческий фактор и предыдущие ошибки, допущенные при вводе цен в 1С, приводит к тому, что менеджер случайно выставляет акционную цену выше, чем обычная цена на товар.
Цены в кассе не соответствуют ценникам
Еще одним следствием обилия документов становится путаница в ценах на кассе и в торговом зале.
Иногда коммерческий отдел принимает решение срочно изменить условия акции. Например, прекратить месячную акцию на неделю раньше, так как в новых условиях спроса это принесет больший экономический эффект.
Менеджер вносит информацию о завершении акции в 1С, и технически в системе формируется два документа на один и тот же товар, в одном и том же магазине, на одну и ту же дату, но с разной ценой. На кассу поступает обновленная цена на товар, а в торговом зале остается старый акционный ценник.
Покупатель рассчитывает приобрести товар со скидкой, на кассе слышит более высокую сумму, и ситуация заканчивается, в лучшем случае, испорченным настроением и потерянной продажей.
Бывают и более неприятные исходы таких ошибок.
Закон о защите прав потребителей и Гражданский кодекс признают ценник публичной офертой, то есть договором сотрудничества, который должен быть соблюден.
В противном случае, покупатель может подать на ритейлера в суд, и предприятие розничной торговли оплатит до 50 000 руб. штрафа за продажу товара по цене выше, чем указанно в ценнике. Торговые сети ежедневно реализуют миллионы товаров, и штрафы за ценники могут исчисляться сотнями тысяч.
Сотрудники зала получают невыполнимые задачи
Кажется, что проблему штрафов можно решить своевременной заменой ценников, но порой ошибки в акциях и слишком частая смена цен в системе приводят к невыполнимым задачам для мерчандайзеров.
Например, согласно задвоившимся документам выходит, что мерчандайзерам нужно поменять 5000 ценников в разных магазинах сети за один день или 1700 раз изменить цену на один товар за месяц.
Это невозможно физически, а значит, категорийный менеджер совершил ошибку, когда вносил данные о промо-активности в 1С.
***
Из-за возникающих ошибок, категорийным менеджерам сети стало сложно проводить ценовые эксперименты и эффективно управлять ассортиментом товаров.
Руководство сети приняло решение о разработке аналитического приложения, которое позволило бы:
- Получить детальную аналитику по ценовой политике компании
- Отслеживать фактические цены и цены на кассе
- Анализировать количество допущенных за период ошибок в ценах в зависимости от торговой точки или товара
- Своевременно передавать информацию об изменениях в филиалы сети
Проект был реализован компанией Qlever Solutions на базе существующей в сети BI-системы.
Решение
Источником данных для приложения стали БД 1С.
Преобразование данных для приложения происходит поэтапно (Extract, Transform, PreCalc).
Аналитическое приложение, разработанное специалистами Qlever, наглядно демонстрирует сводную информацию о допущенных ошибках в акционных ценах, а также более детализированную информацию о фактических, регулярных, акционных ценах, ценах на кассе для каждого товара.
Первый лист Приложения представляет собой информационную панель с визуализациями основных показателей:
- Общее количество изменений регулярной и акционной цены
- Количество ошибок в акциях, при которых акционная цена на товар оказалась выше регулярной
- Динамика изменения акционных и регулярных цен по периодам в виде графиков
- Круговая диаграмма общего количества изменений цен с разбивкой по категориям товаров
- Таблица Изменение цен по магазинам, где максимальное количество изменений по каждому магазину подсвечивается ярко-красным цветом
- Столбчатая диаграмма с накоплением с разбивкой по типам ошибок для каждой торговой точки
- Таблица Количество ошибок по номенклатурам с детализацией изменений цены и ошибок по каждому товару сети

Второй лист Приложения представляет собой конструктор с возможностью фильтрации
Глубокая детализация в таблице позволяет исследовать цены по разным выборкам:
- Сеть магазинов
- № Магазина
- Населенный пункт
- Торговая площадь
- Тип магазина
- Класс магазина
- Поставщик
- Вид ассортимента
- Группа магазинов
- Тип акции
- Дата
- Год
- Месяц
- Неделя
- Категория
- Подкатегория
- Группа
- Подгруппа
- Товар
- Код товара

Особенностью приложения является отображение данных в календаре не только за прошлый период и текущий день, но и согласно плану акций за будущий период в 3 месяца.
Полученные результаты
В результате работы команды Qlever Solutions, заказчик получил инструмент для глубокой аналитики акционных цен всех магазинов сети.
Приложение позволяет отслеживать динамику цен в разных разрезах и эффективно планировать дальнейшие акции для каждой конкретной торговой точки и товара. Визуализация количества разных типов ошибок и анализ в разрезах конкретных товаров и подразделений демонстрирует, в какой торговой точке чаще всего меняли цены и ошибались в назначении акционных цен.
На основе аналитики руководители могут обратить внимание на конкретный магазин и оптимизировать эффективность работы как ответственных категорийных менеджеров, так и мерчандайзеров на местах.
Оперативное отслеживание, сверка и отправка актуальных данных директорам магазинов и в кассовые системы помогли сократить количество ошибок с несовпадением цен на кассе и в ценнике в 1,87 раза, а значит, минимизировать риски штрафов за неверно указанные цены.
Дальнейшим шагом в управлении качеством данных для компании станет внедрение DWH (КХД)— корпоративного хранилища данных.
КХД предоставит единый доступ к данным о продажах и запасах на складах по всей сети и повысит конкурентные преимущества компании на рынке.
Источники и стек технологий
BI (Qlik), 1C
Функциональные области
Категорийный менеджмент, Управление продажами, Управление торговлей
