Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
Выбор редакции:
94 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Глубокая аналитика цен для торговой сети. Как BI-приложение помогло сократить штрафы за несовпадение ценников с ценами на кассах

Рассказываем, как специалисты Qlever Solutions разработали для крупной торговой сети BI-приложение для глубокой аналитики акционных цен отслеживания ошибок при смене ценников в залах.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Клиент

Российский франчайзи крупнейшей в мире сети розничной торговли из порядка 15 000 магазинов, расположенных в 48 странах. В супермаркетах представлены продукты питания, напитки, хозяйственные товары, продукция собственного производства.

Ситуация

Чтобы удержать клиентов в условиях высококонкурентного рынка торговая сеть прибегает к стимулирующему ценообразованию.

Категорийные менеджеры сети регулярно запускают промоакции, распродажи, скидки и бонусные программы для всего ассортимента товаров в разных магазинах.

Порой рынок меняется так стремительно, что принимать решение о запуске новой акции необходимо здесь и сейчас. 

Для всех промо-активностей менеджеры формируют в 1С документы-регистраторы предложений на акции, согласно которым цены обновляются в зале и в кассах. Регистратор 1С — это таблица с информацией и описанием разрезов, в которых она хранится. Возможности системы 1С недостаточно широки для того, чтобы автоматизировать ценообразование и синхронизировать изменения цен в зале и в кассовой системе.

К тому же, у менеджеров нет возможности свести все данные в единый формат и анализировать цены из регистраторов в виде сводных отчетов.

Это приводит к ошибкам при смене ценников и потерям денег для торговой сети.

Акции запускают невовремя

Для того, чтобы запланировать новые акции и проанализировать динамику цен в будущем, менеджерам приходится вручную просматривать регистраторы 1С по каждой активности. Ручной труд отнимает у сотрудников ценное время и тормозит запуск новых акций. Компания теряет покупателей, которые успевают купить товар по выгодной цене у конкурента.

Акционная цена оказывается выше регулярной

Категорийные менеджеры вынуждены внимательно сверять фактические и акционные цены на тысячи номенклатур товаров.

Человеческий фактор и предыдущие ошибки, допущенные при вводе цен в 1С, приводит к тому, что менеджер случайно выставляет акционную цену выше, чем обычная цена на товар.

Цены в кассе не соответствуют ценникам

Еще одним следствием обилия документов становится путаница в ценах на кассе и в торговом зале. 

Иногда коммерческий отдел принимает решение срочно изменить условия акции. Например, прекратить месячную акцию на неделю раньше, так как в новых условиях спроса это принесет больший экономический эффект. 

Менеджер вносит информацию о завершении акции в 1С, и технически в системе формируется два документа на один и тот же товар, в одном и том же магазине, на одну и ту же дату, но с разной ценой.  На кассу поступает обновленная цена на товар, а в торговом зале остается старый акционный ценник.

Покупатель рассчитывает приобрести товар со скидкой, на кассе слышит более высокую сумму, и ситуация заканчивается, в лучшем случае, испорченным настроением и потерянной продажей. 

Бывают и более неприятные исходы таких ошибок. 

Закон о защите прав потребителей и Гражданский кодекс признают ценник публичной офертой, то есть договором сотрудничества, который должен быть соблюден.

В противном случае, покупатель может подать на ритейлера в суд, и предприятие розничной торговли оплатит до 50 000 руб. штрафа за продажу товара по цене выше, чем указанно в ценнике. Торговые сети ежедневно реализуют миллионы товаров, и штрафы за ценники могут исчисляться сотнями тысяч.

Сотрудники зала получают невыполнимые задачи

Кажется, что проблему штрафов можно решить своевременной заменой ценников, но порой ошибки в акциях и слишком частая смена цен в системе приводят к невыполнимым задачам для мерчандайзеров.

Например, согласно задвоившимся документам выходит, что мерчандайзерам нужно поменять 5000 ценников в разных магазинах сети за один день или 1700 раз изменить цену на один товар за месяц.

Это невозможно физически, а значит, категорийный менеджер совершил ошибку, когда вносил данные о промо-активности в 1С.

 ***  

Из-за возникающих ошибок, категорийным менеджерам сети стало сложно проводить ценовые эксперименты и эффективно управлять ассортиментом товаров.

Руководство сети приняло решение о разработке аналитического приложения, которое позволило бы:

  1. Получить детальную аналитику по ценовой политике компании
  2. Отслеживать фактические цены и цены на кассе
  3. Анализировать количество допущенных за период ошибок в ценах в зависимости от торговой точки или товара
  4. Своевременно передавать информацию об изменениях в филиалы сети

Проект был реализован компанией Qlever Solutions на базе существующей в сети BI-системы.

Решение

Источником данных для приложения стали БД 1С.

Преобразование данных для приложения происходит поэтапно (Extract, Transform, PreCalc).

Аналитическое приложение, разработанное специалистами Qlever, наглядно демонстрирует сводную информацию о допущенных ошибках в акционных ценах, а также более детализированную информацию о фактических, регулярных, акционных ценах, ценах на кассе для каждого товара.

Первый лист Приложения представляет собой информационную панель с визуализациями основных показателей:

  1. Общее количество изменений регулярной и акционной цены
  2. Количество ошибок в акциях, при которых акционная цена на товар оказалась выше регулярной
  3. Динамика изменения акционных и регулярных цен по периодам в виде графиков
  4. Круговая диаграмма общего количества изменений цен с разбивкой по категориям товаров
  5. Таблица Изменение цен по магазинам, где максимальное количество изменений по каждому магазину подсвечивается ярко-красным цветом
  6. Столбчатая диаграмма с накоплением с разбивкой по типам ошибок для каждой торговой точки
  7. Таблица Количество ошибок по номенклатурам с детализацией изменений цены и ошибок по каждому товару сети


Второй лист Приложения представляет собой конструктор с возможностью фильтрации

Глубокая детализация в таблице позволяет исследовать цены по разным выборкам:

  1. Сеть магазинов
  2. № Магазина
  3. Населенный пункт
  4. Торговая площадь
  5. Тип магазина
  6. Класс магазина
  7. Поставщик
  8. Вид ассортимента
  9. Группа магазинов
  10. Тип акции
  11. Дата
  12. Год
  13. Месяц
  14. Неделя
  15. Категория
  16. Подкатегория
  17. Группа
  18. Подгруппа
  19. Товар
  20. Код товара


Особенностью приложения является отображение данных в календаре не только за прошлый период и текущий день, но и согласно плану акций за будущий период в 3 месяца.

Полученные результаты

В результате работы команды Qlever Solutions, заказчик получил инструмент для глубокой аналитики акционных цен всех магазинов сети. 

Приложение позволяет отслеживать динамику цен в разных разрезах и эффективно планировать дальнейшие акции для каждой конкретной торговой точки и товара. Визуализация количества разных типов ошибок и анализ в разрезах конкретных товаров и подразделений демонстрирует, в какой торговой точке чаще всего меняли цены и ошибались в назначении акционных цен.

На основе аналитики руководители могут обратить внимание на конкретный магазин и оптимизировать эффективность работы как ответственных категорийных менеджеров, так и мерчандайзеров на местах.

Оперативное отслеживание, сверка и отправка актуальных данных директорам магазинов и в кассовые системы помогли сократить количество ошибок с несовпадением цен на кассе и в ценнике в 1,87 раза, а значит, минимизировать риски штрафов за неверно указанные цены. 

Дальнейшим шагом в управлении качеством данных для компании станет внедрение DWH (КХД)— корпоративного хранилища данных. 

КХД предоставит единый доступ к данным о продажах и запасах на складах по всей сети и повысит конкурентные преимущества компании на рынке.

Источники и стек технологий

BI (Qlik), 1C

Функциональные области

Категорийный менеджмент, Управление продажами, Управление торговлей

Детальная аналитика ценообразования

Поможем вам извлечь максимальную ценность из данных

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.