редакции Выбор
Как стартапы и малые бизнесы используют краудфандинг для продвижения своих продуктов
Краудфандинг — мощный инструмент для стартапов и малых бизнесов, позволяющий не только привлечь финансирование, но и протестировать рынок, сформировать лояльную аудиторию и получить ценную обратную связь. Однако, как и любой инструмент, краудфандинг имеет свои плюсы и минусы, и его успешное использование требует тщательной подготовки.
Как обычно мы задались несколькими вопросами, которые решили задать экспертам рынка в краудфандинге:
1.Какие плюсы и минусы?
2.Какие есть платформы для краудфандинга?
3.Как подготовить бизнес для привлечения инвесторов?
4.Приведите примеры успешных проектов.
Плюсы и минусы краудфандинга для стартапов и малых бизнесов
Максим Жигарев, соучредитель компаний ЯБкупил и MaxElite:
Плюсы:
Финансирование: Очевидный плюс — получение необходимых средств для запуска или развития бизнеса. Это особенно актуально для стартапов, которым сложно получить традиционное банковское кредитование.
Маркетинг и продвижение: Успешная краудфандинговая кампания — мощный инструмент маркетинга. Она привлекает внимание СМИ, потенциальных клиентов и инвесторов. Размещение информации о продукте на краудфандинговой платформе позволяет донести информацию до целевой аудитории без больших затрат на рекламу.
Обратная связь: Прямое взаимодействие с потенциальными клиентами позволяет собрать ценные отзывы о продукте, выявить его сильные и слабые стороны еще до запуска массового производства. Это помогает доработать продукт и минимизировать риски.
Формирование сообщества: Успешная кампания формирует лояльное сообщество вокруг бренда, заинтересованное в развитии проекта и готовое к дальнейшей покупке продукта. Это особенно важно для построения долгосрочных отношений с клиентами.
Доказательство концепции: Успешный сбор средств служит доказательством жизнеспособности бизнес-идеи и привлекает внимание потенциальных инвесторов.
Минусы:
Высокая конкуренция: На краудфандинговых платформах большая конкуренция, и выделить свой проект среди множества других — непростая задача.
Риск неудачи: Не все кампании оказываются успешными. Если цель не достигнута, затраченные на подготовку и продвижение средства могут быть потеряны.
Зависимость от платформы: Успех кампании зависит от правильного выбора платформы и соблюдения ее правил.
Потенциальные юридические сложности: Необходимо тщательно проработать юридическую сторону проекта, чтобы избежать проблем с законодательством.
Затраты времени и ресурсов: Подготовка и проведение краудфандинговой кампании требует значительных затрат времени и ресурсов.
Какие есть платформы для краудфандинга?
Директор коммуникационного агентства «Старлайт» Вадим Скосырев:
В России существует несколько краудфандинговых платформ, каждая из которых имеет свои условия размещения и свою комиссию за пользование, но наиболее популярными стали Planeta.ru и Boomstarter.
- Planeta.ru — самый известный российский сервис. Общая сумма собранных платформой средств достигла 2 253 116 257 рублей, а пользователями стали 1 442 783 человека. Платформа размещает проекты на своей странице бесплатно, но за каждый успешный сбор взимается комиссия. Если же проект наберет менее 50% от изначально запрашиваемой суммы, деньги возвращаются инвесторам.
- Boomstarter —сервис с платным размещением проекта. Платформа позволяет размещать два типа проектов «Всё или ничего» (если фаундер не собирает запрашиваемую сумму к конкретной дате, он не получает ни копейки из собранных средств) и «До цели» (собирается минимальная сумма, необходимая для реализации проекта).
Иностранные системы:
- Kickstarter: Фокусируется на творческих проектах.
- Indiegogo: Более универсальная платформа, принимающая проекты разных направлений.
Виталия Янко (коммерческий директор в ИТ с 2007 года, в венчуре с 2019 года, основатель сообщества успешных ИТ экспортеров ExportNow и сообщества SPB Founders), также добавляет: «Если целиться в займы, то лендинговые платформы занимают львиную долю рынка (их более 80 было на начало 2024 года, сейчас уже более 100). Лидерство Jetlend бесспорно. Активно растут займы и в околобанковских проектах. А вот краудинвестинг-платформы типа Bizmall тоже одалживают деньги для исполнения контрактов небольшими российскими брендами. Платформы типа Brainbox.vc дают возможность акционировать начинающие технологические бизнесы.»
Как подготовить бизнес для привлечения инвесторов?
Директор коммуникационного агентства «Старлайт» Вадим Скосырев
Известный московский арт-проект «Locus Solus», объединяющий в себе барахолку, антикафе и лекторий, в 2023 году объявил о своём расширении. Для ремонта и оформления площадей нового пространства потребовались финансы, которых у владельцев не хватало. Запуская краудфандинг на известной платформе, авторы напомнили потенциальным бэкерам, что «Locus Solus» — уникальное пространство, в котором создана антуражная атмосфера, а владельцы продвигают экологические идеи, адресно помогают питомникам, проводят мастер-классы и встречи с творческими людьми.
Перед запуском проекта по сбору средств, владельцы арт-пространства неоднократно «прогревали» аудиторию, напоминая о своей особенности.
Любой краудфандинг собирается на конкретную цель, поэтому арт-барахолка расписала, на что именно и в каком количестве будут потрачены средства. В списке — создание нового зала, покупка витрин для винтажной посуды и постройка зоны бесед для гостей.
Бэкеры могли вкладывать средства как безвозмездно, так и получить за них вознаграждение в зависимости от размера инвестиций, причём некоторые лоты существовали в единственном экземпляре. Среди них серебряное колье с жемчугом, хрустальная ваза с серебром, винтажная брошь, авторская фигурка от известного мастера. Также каждый инвестор мог получить сертификат на покупку в «Locus Solus».
На всём протяжении проекта фаундеры рассказывали о его продвижении и держали связь с аудиторией. Краудфандинг прошёл успешно: было собрано 324 % от изначально заявленной суммы, 810 тысяч рублей вместо 250.
Анализируя кейс, хочется отметить следующие правила подготовки и ведения краудфандинга:
- Начните «прогревать» целевую аудиторию перед запуском проекта.
- Расскажите об уникальности вашего бизнеса, объясните, почему следует вложиться именно в ваш проект.
- Подробно обоснуйте сумму, расскажите, на что потратите.
- Заложите комиссию, взимаемую платформой за услуги (если она не рассчитывается платформой самостоятельно).
- Держите обратную связь с аудиторией на всём протяжении сбора.
- Отчитайтесь по собранным средствам.
- Заплатите налоги.
Примеры успешных проектов
Йоханнес-Корнелиус Ростовский (кандидат экономических наук, научный сотрудник лаборатории прогнозирования ТЭК Института народнохозяйственного прогнозирования РАН):
1. Pebble Time — умные часы, собравшие более $20 млн на Kickstarter, доказавшие высокий спрос на носимые устройства.
2. Я лично был главным исследователем в проекте UVMask, инновационной защитной маске с УФ очищением в реальном времени во время пандемии ковида. Проект привлек более $5 млн на Kickstarter и Indiegogo всего за шесть месяцев.
3. Exploding Kittens: Карточная игра с уникальным юмором, собравшая около $8,8 млн, доказала, что нестандартные идеи могут стать вирусными.
4. Flow Hive: Ульи нового поколения, позволяющие собирать мед без беспокойства пчел, собрали $15 млн, показав силу экологически ориентированных проектов.
5. «Страдающее Средневековье»: Создатели популярного сообщества во «ВКонтакте» выпустили настольную игру по мотивам своих мемов. Они планировали собрать 110 тысяч рублей, но превысили цель почти в 90 раз, собрав около 10 миллионов рублей.
6. Биван — надувной диван: Российский стартап предложил портативный надувной диван, который можно быстро развернуть без насоса. Проект привлёк почти 4 миллиона рублей, значительно превысив изначальную цель.
7. «Лавка-лавка»: Фермерский кооператив собрал средства на открытие офлайн-магазина натуральных продуктов, объединив вокруг себя сообщество ценителей качественной еды.
8. Oculus Rift (Kickstarter): Шлем виртуальной реальности, старт которого был поддержан краудфандингом.
Гордимся кейсом импортозамещения «досок» Miro от онлайн-доски Flip, которые добежали до 10000 бесплатных пользователей, затем собрали 3,5 млн первого транша инвестиций за лето, а далее Битрикс проинвестировал в остаток раунда порядка 10-12 млн рублей. Так ребята закрыли весь сбор на 16,5 млн рублей, не особо и умея продавать себя инвесторам. Возможно, «виноваты» мы — я с 2012 года состоял в клубе успешных ИТ экспортеров, в который входит и основатель Битрикса Сергей Рыжиков (мы общаемся),