Главное Свежее Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
1 411 4 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Все свои: как делать бизнес с друзьями и не поссориться

Генеральный директор и соучредитель компании «Ориент Системс» Сергей Лебедев рассказал, почему бизнес лучше делать с друзьями и родственниками

b_5bf3cc51961e1.jpgПервого сотрудника знал с пеленок

Одна из заповедей бизнеса гласит: не делай друзей партнерами, врагами останетесь. Но это не мешает новичкам пробовать, обжигаться и становиться сильнее. И снова работать с друзьями. Потому что не дружба виновата, а люди такие попадаются.

Мы тоже не испугались этой заповеди 4 года назад и основали с другом-коллегой «Ориент Системс». Пока интуиция подсказывает, что всё cделали правильно.

Работая по найму, мы с партнером столкнулись с общей болью стагнацией, а нам хотелось личностного и профессионального роста. Кроме того, хотели экспериментировать с навигационным оборудованием на российском рынке и находить новые решения. О том, чтобы взвешивать «за» и «против» дружеского бизнеса, даже не задумывались. Так, полтора года работали вдвоём в гаражном формате: пробовали, подбирали, создавали, искали клиентов и продвигались.

После того, как на льготных условиях получили офис, решили взять первого сотрудника. Тут дружеская волна нашего бизнеса продолжилась. Избранником стал мой друг, с которым мы вместе с пеленок. Взяли его, конечно, не из-за нашей детской дружбы. На первых порах он соглашался работать почти бесплатно, за интерес и обучение, понимая, что дело стоит усилий и веря в общий успех задуманного. Затем наш небольшой коллектив оброс менеджером по продажам и инженером, которые тоже пришли не со стороны. Это были проверенные временем и общими проектами знакомые моего партнера.Тем временем, моя собственная жена исполняла роль моей главной помощницы, что также было очень удобно и надежно. Но, когда она ушла в декрет, пришлось стандартным образом подбирать новую сотрудницу. Через hh.ru я нанял человека со стороны, но уже через месяц мы расстались не было единого понимания процессов, не сошлись характерами и так далее. В итоге стал работать с сестрой жены, и снова всё стало на места: «свои» лучше «чужих»: внимательнее, надежнее и понятливее. В очередной раз убедился в этом. Кстати, всех сотрудников собеседовал я и уверяю, строго оценивал их профессиональные возможности и компетенции.

Как обойтись без конфликтов и создать самодостаточный коллектив

Сейчас у нас в компании нет лишних людей. И это выигрышная позиция вот почему:

не надо тратить время и деньги на поиск персонала;

не надо тратить ресурсы на обучение, тк берем готовых специалистов, понимающих сферу;

не надо тратить энергию на знакомства и межличностные отношения.

Когда берешь на работу друга или знакомого, ты в принципе понимаешь, чего стоит ждать от человека, а чего не стоит, особенно если с ним уже был пройден определенный путь и ты видел его в различных жизненных ситуациях. Знаешь, каких проявлений можно ожидать.Чтобы избежать конфликтов, лучше всего строить бизнес с человеком отличного от тебя типажа и изначально делать жесткое разделение труда. У нас в компании именно так: у меня административный функционал, у партнера технический. Сферы наших интересов, по сути, не пересекаются, поэтому нет и споров.

Обычно дружбу и дело рушит борьба за лидерство, мы же стараемся дополнять друг друга и выстраивать лучшую стратегию альянс друзей. Я постоянно всех подгоняю и мотивирую на работу, он же объединяет наш коллектив и умеет к каждому обратиться с добрым словом. Упрощенно, как кнут и пряник.

С партнером у нас равенство, поэтому сложностей в общении и не возникает, тяжелее общаться с другом детства, который является подчиненным. Чтобы наши личные отношения не мешали работе, я с самого начала твердо разделил понятия дружбы и сотрудничества. С тех пор не даю ему поблажек и привилегий и отношусь ровно так же, как ко всем сотрудникам; иногда ругаюсь, но он не обижается. Кроме того, у нас в компании так сложилось, что мой друг напрямую подчиняется моему партнеру, а друзья партнера мне. Нет прямого конфликта интересов, что, безусловно, смягчает потенциальную силу трения.

Мы стараемся создать концепцию самодостаточного организма. У каждого сотрудника есть свобода выбора: во сколько приходить, как одеваться и т. п., но что гораздо важнее за каждым из них закреплена своя зона ответственности, и за нее приходиться отвечать. А я, со своей стороны, учусь делегировать и доверять коллегам сложные рабочие процессы.

Чтобы сделать наш небольшой коллектив еще дружнее, периодически устраиваем развлечения для души. Это не официозные корпоративы с танцующей на столе бухгалтершей, это, например, шашлыки в беседке, подвижные игры или (совсем недавно) коллективные просмотры матчей ЧМ по футболу. Еще ближе пообщаться получается, когда летаем вместе в командировки или даже путешествуем.

Также я стараюсь держать руку на пульсе и постоянно общаться с ребятами не только по работе, чтобы постоянно быть в курсе их настроя. Мне важно быть уверенным, что они занимаются интересным для себя делом и видят свое будущее в компании. Пока всех мотивирует то, что мы ежедневно развиваемся и понимаем, в каком направлении двигаться.

Работа как индикатор дружбы

Рабочая атмосфера может быть конфликтной или нет в зависимости от того, с какими друзьями вы работаете. Дело не в самом факте дружбы, а в личных качествах друзей. Совместная работа всегда раскрывает их ярче и глубже, чем даже годы душевной дружбы. Она проявляет человека в самых экстренных ситуациях, обнажает все его уголки и трещины. Если карьера становится важнее отношений, если начинается соперничество, зависть, обиды и претензии, значит, такой он друг. Потому сотрудник, как и хороший друг, должен быть честным, добропорядочным и умеющим тактично вести себя и с клиентами, и с коллегами, и даже с коллегами-друзьями.

На данном этапе в нашей команде работают именно такие ребята, но я не любитель всё идеализировать, поэтому готов к тому, что каждый может измениться.

Если всё-таки вас на работе предал друг, которому вы безоговорочно доверяли, отпустите ситуацию, простите его и сделайте соответствующие выводы. Зацикливаться на этом нет смысла, так же, как и винить в предательстве факт самой дружбы.

Итого: как сохранить дружбу на работе

Конечно, нет стопроцентно работающих правил по сохранению вечной дружбы во время совместной работы, но лично мне помогают несколько простых правил:

  1. Понимать человека и принимать.Только когда ты четко понимаешь мотивацию человека, его мировоззрение и позицию, ты можешь ее принять. Даже если сам ее не разделяешь. Конечно, если этот человек не развивает конфликтные настроения в коллективе например, у нас все быстро поняли, что конфликты никому не нужны.
  2. Быть открытым и честным. Если в человеке что-то начинает не устраивать, лучше поговорить с ним об этом как можно раньше. Не тянуть, не намекать и ни в коем случае не обсуждать его с другими.
  3. И, самое главное, делиться "печенюшками" и шутить! Это почти всегда сглаживает обиды и решает ситуацию.
0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Teoretix
Новаторский подкаст-курс подготовки к ЕГЭ со встроенным чат-ботом и тестами!
Вячеслав Филиппов
Завидую. У меня вот вообще нет друзей, которые бы мне помогли с проектом. Я не шучу. Переехать в 25 лет с семьёй из своего города, а до этого учиться на филфаке, где друзья - девчонки, хорошие и весёлые, но далёкие от того, чем я занимаюсь. Так что реально завидую.
Ответить
Шаров Александр
Бизнес с другом длился год, потом пошли каждый своим путем
Ответить
Юрий Аванесов
а после не общаетесь с ним? т.е. бизнес разрушил дружбу или все таки сохранил?
Ответить
Шаров Александр
Бизнес не сохраняет дружбу, потому что возникает пересечение интересов и амбиций. Если кто-то готов быть на вторых ролях, тогда да, без проблем.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.