редакции Выбор
Практика открытых зарплат: когда знаешь, сколько платят коллегам
Все больше компаний по всему миру принимают решение раскрыть данные о зарплатах сотрудников. Научные эксперименты подтверждают, что сотрудники, которые знают о размере зарплаты коллег, работают лучше, чем те, кто не осведомлен. Мотивация выше, когда нет подозрений, что коллеги получают больше, работая меньше.
При этом прозрачность в этой сфере нередко раскрывает массу проблем, связанных со справедливостью оплаты труда. В ряде стран начали законодательно обязывать компании отчитываться о зарплатах мужчин и женщин, чтобы исключить дискриминацию. Издание Business Insider сделало обзор того, к чему приводит раскрытие данных о зарплатах сотрудников.
Опыт Дании: мужчинам перестали повышать зарплату
В Дании еще в 2006 году компании, в которых работает 35 и более человек, обязали отчитываться о зарплатах мужчин и женщин. Исследователи из ряда ведущих мировых университетов проанализировали данные в динамике и выяснили, что в 2003-2008 годах в компаниях, которые были обязаны отчитываться, разрыв в средней зарплате мужчин и женщин сократился с 18,9% до 17,5%, тогда как в компаниях, не обязанных раскрывать данные, соотношение почти не поменялось.
Любопытно, что сокращение разрыва произошло отнюдь не за счет повышения зарплаты женщинам. Вместо этого крупные компании замедлили рост зарплат сотрудников-мужчин. При этом снизилась производительность, но выручка не упала, поскольку сократились расходы на зарплаты.
Опыт Великобритании: разрыв увеличился
Еще одно недавнее исследование показало, что обнародование сведений о зарплате не приводит к сокращению разрыва, по крайней мере, сразу. В 2017 году в Великобритании компании, в которых работает как минимум 250 сотрудников, обязали отчитываться о среднем уровне зарплат мужчин и женщин. Планировалось, что это побудит сокращать разрыв в уровне зарплат. Тем не менее, первые результаты удивили: в 40% случаев разрыв только увеличился. Возможную причину специалисты увидели в том, что компании стали нанимать больше женщин на младшие должности.
Опыт США: в госсекторе разрыв меньше
Скоро международный опыт придется учитывать и американским компаниям. В начале марта 2019 года суд обязал администрацию Дональда Трампа вернуть требование раскрывать данные зарплатах представителей разных полов и рас для компаний, в которых более ста сотрудников. Такое требование предложил ввести предыдущий президент США Барак Обама, а Дональд Трамп выступил против, объясняя свою позицию тем, что это слишком обременительно для бизнеса.
Исследование 2014 года показывает, что в США в частном секторе разрыв в зарплатах между мужчинами и женщинами составлял 18%, тогда как в государственном секторе – всего 11%. Возможная причина такой разницы в том, что данные о зарплатах в госсекторе доступны, тогда как частные компании такую информацию не раскрывают.
Опыт Buffer: зарплаты в онлайн-таблице
Компанию Buffer, которая разработала сервис планирования для публикаций в соцсетях, нередко называют самой открытой в мире. Зарплаты своих примерно 80 сотрудников она раскрывает публично, как и формулу их расчета. По словам основателя и главы компании Джоэля Гасконя, средняя зарплата мужчин и женщин равна, но на самом высоком уровне остается разрыв. Он объясняет это тем, что среди сотрудников, которые дольше всего работают в компании, больше мужчин, поскольку на ранних этапах Buffer нанимала неравномерно. Гасконь говорит, что повлиять на это можно, если изменить процесс найма.
Опыт Truss: четкие критерии
В компании Truss, где работает 58 человек, все знают зарплаты друг друга. Главной загвоздкой на этом пути для компании стало то, что оценка сотрудниками своей работы отличается от менеджерской оценки. По словам операционного директора компании Дженнифер Лич, прежде чем обнародовать зарплаты в 2015 году, сотрудникам предоставили четкую информацию о требованиях к разным уровням эффективности.
Опыт GoDaddy: копай глубже
Интернет-компания GoDaddy, у которой 8 тыс. сотрудников, не раскрывает точные цифры, но рассказывает сотрудникам, как их зарплата соотносится с зарплатами их коллег, а также подсказывает, что им надо сделать, чтобы добиться повышения. Когда в 2015 году компания проанализировала распределение зарплат, казалось, что все в порядке: сотрудницы получали в среднем даже чуть больше, чем сотрудники-мужчины.
Потом отдел кадров копнул глубже – и оказалось, что при схожих уровнях зарплаты многие женщины на аналогичных должностях работали дольше мужчин. «Если смотреть на каждую отдельную позицию, оплата была равная», – рассказала Business Insider Моника Бэйли, которая отвечает за работу с кадрами в GoDaddy. При этом у женщин продвижение по карьерной лестнице проходит дольше, а это влияет на заработки, объяснила она.
Для более справедливого распределения зарплат GoDaddy стали уведомлять менеджеров, когда сотрудник работает в одной и той же должности определенное количество времени, чтобы он мог оценить готовность сотрудника к повышению. В результате женщин стали повышать на 30% чаще.