Главное Свежее Вакансии   Проекты
Продвинуть свой проект
😼
Выбор
редакции
391 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Постановка целей по технике SMART

Как выбрать правильное направление и грамотно подойти к постановке цели? Ведь без цели в жизни ты будешь работать на тех, у кого она есть, считает предприниматель и бизнес-тренер Алексей Воронин. Spark публикует отрывок из его новой книги.

В издательстве «ЭКСМО» недавно вышла новая книга Алексея Воронина «Бизнес-инсайты. Весь опыт российского ментора №1 в одной книге». Автор — эксперт по масштабированию и развитию бизнеса, основатель нескольких диджитал-проектов, в т.ч. онлайн-касс LifePay. Spark публикует отрывок из новой книги.

b_5cc818ad7cfb3.jpg

«Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра»

Известный американский бизнес-консультант Стивен Кови в книге «Семь навыков высокоэффективных людей» сказал: «А что вы выбираете на каждый день: часы или компас?» Конечно, часы многим из нас кажутся важнее, ведь надо везде успеть. А компас ассоциируется только с походами и путешествиями.

А вот у Джека Воробья (простите, капитана Джека Воробья) был компас, но не простой, ориентирующий по сторонам света. Он указывал направление к самому большому желанию Джека, к его мечте. И не важно, сколько времени понадобится, чтобы добраться до цели. Главное — нужное направление. Вот тут и задумаешься невольно о расстановке приоритетов: что же важнее — время или правильное направление? Часы покажут, что опаздываешь на встречу, но не скажут, что партнер может сбить вас с истинного пути. Так что не забывайте о своем внутреннем компасе, который никогда не врет. Всегда сверяйтесь со своим указателем направления, не давайте другим дезориентировать вас.

Что служит компасом? Банальная вещь — цель. Но я всегда говорю: «Увы, без ТЗ результат — ХЗ». Все просто: если не понимаешь, какую критериально очевидную цель поставить, то это означает, что в жизни не существует роста, соответственно масштабирование невозможно.

Очень мудрую вещь сказал однажды мой партнер Александр Ручьев (президент компании «Мортон»):

«Если ты ставишь долгосрочную стратегию, то ты не будешь размениваться на краткосрочные тактические выигрыши, даже если в текущем моменте тебе это несет доход, потому что вдолгую ты все равно проиграешь».

Это означает, что цель должна быть глобальной, должна нести глобальные изменения, быть декомпозирована на задачи и, самое главное, приносить удовольствие и радость от того, что делаешь. А в каком случае цель приносит удовольствие и радость? Когда понимаешь, что ты даешь людям! Потому как масштабирование ради денег не стоит ничего; масштабирование же для того, чтобы вырасти в себе и вырастить себя, точно — «да».

Конкретный практический пример: у кого на первом месте ценностей любовь? Тем, у кого на первом месте любовь: как нам с точки зрения этой основной ценности развивать бизнес?

Правильно: любовь к клиенту, любовь к сервису, любовь к продукту, любовь к тому, что ты делаешь. А что такое любовь? Это отдача: энергии, заботы, ласки, это и есть духовная любовь. В любом случае ты даешь внимание как одно из проявлений любви и заботы. Как думаешь, если начнешь внимательно общаться с сотрудниками, что произойдет в компании?

Как минимум снизится текучка, увеличится КПД, они будут говорить: «Ну да, что-то заработная плата небольшая, но такой шеф — огонь: знает обо мне все, общается». Следующим уровнем идет осознанная любовь, когда это качество и его проявление транслируются осознанно.

Как понять, что ты развиваешься?

Если же у тебя нет цели в жизни, то ты будешь работать на тех, у кого она есть, причем во всех смыслах этого слова: на сотрудников, партнеров, свою семью, на любых других людей. Ведь ты не будешь понимать, что для тебя хорошо на самом деле. Как понять, что ты развиваешься? Получаешь результат, потому что наша судьба — это действие, а не обстоятельство. Действие должно давать критериально очевидный результат в любых единицах измерения (рублях, килограммах, квадратных метрах). Это слова одного из моих учителей — Анны Семеновны Спиваковской, доктора психологических наук, заслуженного профессора МГУ.

Что такое рубли? Это — бизнес, изменения. Что такое кг? Это совокупность здоровья, в том числе массы тела, физической формы и энергии. Да-да, нет ничего смешного. Кому-то нужно набрать массу, кому-то похудеть и привести себя в порядок; все зависит от контекста, от имеющейся цели. Но движешься ты в ту или иную сторону, зависит от того, действуешь ли ты или нет, потому что действие должно рождать изменения. Как обычно происходит?

«Я действовал, я пытался, я старался», — так говорят мне участники тренингов и разборов. А результатов-то нет. Почему? Потому что результат зависит от того, происходят какие-либо изменения жизни или нет. Если изменения заметны, если научишься их контролировать, то это означает, что ты получил инструмент, научился масштабированию себя и бизнеса. Становится меньше расходов? Отлично, все удалось. Если нет, то ты не развиваешься. Если эффективность улучшается, то развитие налицо. То же самое и с семьей, квадратные метры — это совокупность семейных обстоятельств.

Частый вопрос касается того, как двигаться к своей цели быстрее и эффективнее. Он хорош тем, что касается практически всех: и тех, кто держит свое дело, и тех, кто только мечтает об этом.

Поиск цели как игра в пиньяту

В Мексике есть детская забава — игра в пиньяту. Ею развлекаются на днях рождения или любых других праздниках, где много детворы. Пиньята — это большая, очень красочная полая игрушка, сделанная из папье-маше, чаще в форме лошадки. Полость игрушки набивают конфетами, подвешивают бумажную лошадь на веревке к потолку, а ребенку дают палку и завязывают глаза. Для пущего задора именинника раскручивают, чтобы он потерял пространственную ориентацию.

Под крики и улюлюканье собравшихся ребенок пытается палкой сбить пиньяту, чтобы добраться до находящихся в ней сладостей. Иногда я вижу, что достижение цели у человека стало игрой в пиньяту: он просто наугад лупит палкой по воздуху. Чем чревата такая ситуация? Выгоранием и последующей апатией. Вот ты, вот палка, вот где-то под потолком лошадь; один удар, второй, третий, а конфет все нет и нет. Можно иметь какую угодно большую цель, кучу ресурсов, массу энергии и все это растратить впустую просто потому, что все приложенные действия были хаотичны и не структурированы.

У меня тут случилась дискуссия на одном из разборов. Вопрос стоял такой: правильно ставить одну цель и добиваться ее или сразу несколько, и, может быть, какая-то из них «выстрелит»?

Помню, меня сразу смутило наличие этого «может быть» в теме про цель. Идти к цели, надеясь на «авось», «поживем — увидим», — это очень по-русски!

Цель — это же не прогноз от Росгидрометцентра, который то ли сбудется, то ли опять старое оборудование подведет. Целей не может быть десять или двенадцать.

Я силюсь представить, но не могу, просто не могу даже придумать, какой совет я дам человеку, у которого цели — зарабатывать миллион в квартал, стать известным шахматистом и чтобы волосы не выпадали.

На тренингах постановке цели у нас посвящен целый блок. Да, именно блок, потому что одним советом тут не обойтись. Цель — это не так просто, как кажется. Известный пример — деньги как цель. Спрашиваешь: «А зачем тебе деньги? 12 млн рублей в год тебе достаточно? Что ты с ними будешь делать? Положишь перед собой купюры и будешь смотреть?» Нет, оказывается, хочется просторный дом, комфортную машину, хорошую школу для детей.

Выходит, сами купюры уже и не цель вовсе. Если научиться ставить правильные, истинные цели, которые действительно важны, то и прийти к ним можно будет в разы быстрее. Одна из самых распространенных техник, которую обязательно знать всем, — SMART. Следуйте всем этапам, чтобы правильно поставить цель, ведь это уже 90% успеха ее достижения.

S — цель конкретна: где, когда и с кем ты ее достигнешь и что конкретно получишь?

M — цель измерима: количественное измерение с конкретными критериями, по которым понятно, что цель достигнута. Например: сумма, процент, килограммы.

A — цель достижима: ее можно достигнуть, но требуется приложить усилия. Цель зависит от тебя, экологична (не нарушает законы, этику, мораль).

R — цель актуальна: цель важна для тебя, понятно, для чего она необходима.

T — цель конечна во времени: к какому числу она будет достигнута.

Еще один важный шаг: умение декомпозировать свою цель на простые, конкретные, понятные шаги. Пройти определенный временной отрезок и снова декомпозировать.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Популярные за неделю
Показать следующие
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать
Комментарии