редакции Выбор
Как мы превратили хобби в бизнес
Спонтанный стартап
Все привет, меня зовут Катя Самаркина. Полтора года назад мы с подругой Аней создали небольшое дело по разработке индивидуальных ежедневников в книжном переплете. Произошло это очень спонтанно.
Как-то внезапно выяснилось, что мы обожаем формат еженедельника. Т.е. те записные книжки, где на развороте целая неделя, и что очень бесят телефонные коды в начале типовых блокнотов.
В этот же вечер решили, что обе мечтаем создать для себя индивидуальный ежедневник и даже уже чертили какие-то макеты страниц. Через день договорились встретится и все обсудить и... сделать компанию по разработке индивидуальных ежедневников. Это на самом деле наверно самое спонтанное занятие в моей жизни. Как из этой случайной встречи за две недели появилcя проект padMe, непонятно до сих пор.
Что мы делали перед запуском?
Аня чертила макеты страниц, подгоняла под размеры, подбирала шрифты, верстала два первых еженедельника (для неё и для меня), рисовала логотип, оформляла соцсети. А я создавала небольшой сайт и ездила, звонила и писала типографиям и искала кто возьмётся изготовить нам эти ежедневники, для которых мы все готовили.
Появление padMe скорее везение, чем что-то ещё. У нас в городе Красноярске очень много типографий, но 99 процентов из них отказались выполнять такую работу. У кого-то нет технической возможности (книжный переплет, который мы решили делать, самый сложный из всех), у кого-то гигантские машины заточены на партии от 100 штук и прежде,чем они сошьют ровно один ежедневник, "приладятся", необходимо три ежедневника точно таких же закосячить.
В общем, из тех, кто согласился взять такой заказ, сумму называли 5000 рублей за одну штуку при условии, что мы сами верстаем макет. Если сами купим все материалы и привезём, им только напечатать и сшить, то 3000 за экземпляр. Конечно это получалось экономнее, но все-таки было дорого. Ведь при такой себестоимости за сколько мы сможем продавать наши ежедневники? А ведь работы по поиску заказчиков и отрисовки макетов будет полно. И мы конечно очень любим ежедневники, но все таки не готовы работать за бесплатно. А при стоимости в 6000 рублей круг потенциальных заказчиков резко сокращается.
Обложку мы для себя выбрали даже не натуральную кожу, а хороший переплетный итальянский кожзам. Но все-таки было понятно, что за такую стоимость не очень охотно будут покупать.
В общем, я ездила два дня по типографиям и пыталась разобраться, где купить материалы, какие они вообще нужны и отчего зависит стоимость. Я вообще даже близко не представляла ответов на все эти вопросы, поэтому записывала практические каждое слово работников типографии.
Выход
В процессе общения мой запрос к типографиям трансформировался, потому что я успела съездить в магазины поставщиков материалов для профессиональной полиграфии и узнала, что они очень лояльны к единичный заказам, а бумагу даже готовы продавать листами!
Поэтому приезжая в типографию я уже узнавала цену только за работу, т.е. Печать и сборку из купленных нами материалов.
Ценник не менялся.
А потом, я вспомнила, что в отдалённом районе города в моем университете есть маленькая типография, которая не имеет ни сайта, ни менеджеров, а всем управляет её владелец и сам же работает. Я позвонила ему (если честно уже больше особо и не кому было). И он назначил цену всего 600 рублей за эту работу.
На следующий день, я уже все закупила и мчала к нему.
Как проект стартовал для наших друзей
Мы запланировали запустить проект в середине февраля, выбрали дату и конечно же типография задержала производство. Но мы все равно самоуверенно опубликовали первую запись в своих аккаунтах в соцсетях и аккаунте padMe.
А через день уже забрали блокноты и начался новый этап: фотографирование, красивое позиционирование себя в Интернете и поиск клиентов.
Лично мне очень повезло с друзьями, все первые блокноты мы сделали для моих друзей. Они дружно ринулись их заказывать и очень поддержали. Сначала делали по себестоимости, чтобы отработать схему и наработать портфолио. Потом чуть-чуть начали наценять, чтобы осталось на два стаканчика кофе (мы работали поначалу всегда в одной и той же кофейне и получается, учитывая, что всегда что то покупали, по сути работали в минус).
Свои деньги в проект решили не вкладывать принципиально. Если чего-то хотим, ищем заказчиков и с заказов покупаем. И нам удалось. Мы год проработали по такой схеме и даже выдавали себе зарплату.
Полгода мы работали и даже не пытались превратить padMe в серьёзный бизнес. В тот момент для нас это было приятное хобби, прокачка каких-то своих навыков и возможность чуть-чуть заработать. А в сентябре Аня решила перестать заниматься изготовлением ежедневников, мы решили, что я попробую сохранить идею.
Новогодняя буря
За октябрь у меня собралась команда из четырёх человек, где каждый занимался своим делом. Все были очень неопытны, а начались предновогодние заказы и конечно мы справлялись прям на грани. Некоторое количество заказов даже откровенно слили, из за того что не успевали.
На тот момент нашим максимум оказалось 25 блокнотов в месяц. Но мы усовершенствовали и автоматизировать систему заказа. Над её улучшением работаем до сих пор. Пережили Новый год и затишье после него. Поучаствовали в первой выставке-продаже в своём городе. Пережили потерю ещё одного человек из команды. И завели очень хорошего друга и технического консультанта.
Выручка проекта на индивидуальных заказах сейчас достигла 50 тыс. руб. в месяц, но мы придумали, как значительно увеличить доходы.
Создание попутного производства
Мы пришли к тому, что в этом месяце обустраиваем свою небольшую мастерскую с уже настоящим типографским обородуванием, у нас отладились многие процессы, мы готовы к большим проектам. Также мы решили расширить ассортимент и оставить бренд padMe как индивидуальные блокноты в книжном переплёте.
Это действительно уникальная штука для рынка. Все-таки мы очень верим, что индивидуальный блокнот как будто подталкивает человека жить так, как хочется и заниматься тем, что действительно важно. И хочется дать такую возможность как можно большему количеству людей.
А попутно мы готовим к запуску мастерскую блокнотов padMasters, в которой будет изготавливать любые виды блокнотов в любых количествах. Хотим специализироваться на тиража интересных блокнотов около 50 штук, этот рынок достаточно свободен. Планируем сотрудничать с блогерами и тренинг-центрами. А также хотим запустить интернет-магазин тематических блокнотов. В этом направлении ещё пока готовим все к запуску. Учимся и изучаем рынок. И, конечно, строим огромные планы.