редакции Выбор
Как действуют решатели, или 69 правил траблшутинга
Проживаем на автопилоте: знаем, что делать вечером, завтра, на выходных. Привычная рутина, отточенные движения, ленный мозг. Вспыхивающие идеи обсуждаем с друзьями и близкими, но дальше болтовни дело не идёт. Вопрос не в ресурсах, страсти и решимости – проблема в бессистемности.
Увлекаемся доказыванием, фокусируемся на себе, выпячиваем эго. Мечтаем о масштабе, рассуждаем о репутации, заученно поедаем бизнес-ланч. Время идёт, грандиозности не происходят, хотя окружающие поддерживают на словах. Возможности не появляются, продажи не случаются, бизнес «не летит».
Попробую помочь собственными правилами:
- Не работайте без запроса. Дожидайтесь заказчика с ресурсами, а прочих полагайте мечтателями.
- Постройте модель. Упростите ситуацию до приемлемого уровня без потери значимых компонент.
- Проверьте: ту ли задачу решаете? Переформулирование уточнением снимает 80% сложностей.
- Восстановите хронологию событий. Момент обрамляют «до» и «после» – разберитесь с ними.
- Клиент не повторит. Не уповайте на разъяснения – схватывайте на лету, обдумывайте тут же.
- Избегайте додумываний. Лучше тактично и деликатно переспросить, чем действовать наугад.
- Дополните очевидные пробелы. Используйте упущенные параметры, не нарушая пп. 6 и 12.
- Поместите информацию в голову. Начинайте рассуждение почувствовав, что ухватили суть.
- Зарисуйте диспозицию. Схематизация даже очевидных вещей активизирует креативность.
- Важно каждое слово. Оговорки не случайны – вслушивайтесь, ловите упущенный смысл.
- Преамбула – элемент проблемы. Считайте предварительный разговор существенным.
- Не замутняйте данные. Введение самовольных переменных путает и сбивает с пути.
- Самонадеянность – источник ошибок. Проверяйте исходные данные и начальные предпосылки.
- Нашли вариант – отработайте следующие. Продуктивные начинаются после 4 удачной попытки.
- Наука заканчивается на примерах. Ушли от абстракций к конкретике – понизили масштаб бесед.
- Очевидное = посредственное. Додумались быстро – выкиньте в корзину: другие тоже так могут.
- Не усложняйте сверх меры. Навороченные методы – признак слабых догадок, найдите обход.
- Правило 80/5/15. 80% времени отведите пониманию ситуации, 5% – решению, 15% – продаже.
- Клиент кивать не обязан. Заказчик иной культуры или другой нации бывает непредсказуем.
- Солвер один – проверок несколько. Отработайте множество конструктивных альтернатив.
- Откажитесь от мозговых штурмов. Непродуктивное времяпровождение – мыслите сольно.
- Контролируйте поведение. Кабинеты, переговорные и лифты снабжены видеофиксацией.
- Стройте систему. Ищите не разовую фишку – проектируйте магистраль сильных решений.
- Имитируйте припоминание. Решите, что знали выход, но забыли и пытаетесь вспомнить.
- Следите за мотивацией. Прочувствуйте драйв от задачи, не фокусируйтесь на награде.
- Отслеживайте ход мыслей. Наблюдение за рассуждениями покажет момент «затыка».
- Усложните задачу для сильного решения. Стремитесь устранить проблему как класс.
- Нарушайте осознанно. Изучайте правила досконально, чтобы задействовать к пользе.
- Ценен не ответ, а верный ход мыслей. Наброски алгоритма практичнее презентации.
- Работайте на виду. Созвоны, помощники и переносы встреч роняют градус общения.
- Приближайте озарение. Затянутое рассуждение создаст нечёткие цепочки мыслей.
- Не попугайствуйте. Применение ранее удачного подхода не гарантирует побед.
- Нюансы важны. Упущенное второстепенное быстро становится блокирующим.
- Отбросьте внешний инструментарий. Многое решаемо прямо за столом.
- Лишних знаний нет. Всё пригодиться, если заранее размещено в голове.
- Хорошее решение лучше двух идеальных. Единственный выход подразумевает следующий шаг.
- Фиксируйте состояние незнания. Оглашая предложение, убедитесь, что у других догадок нет.
- Мало решить – предстоит убедить. Внедрение оплачивается щедрее оригинальных советов.
- Уверены – настаивайте. Будьте в меру напористы, чтобы не сокрушаться «я же говорил/а».
- Явно представьте решение. Формализуйте передачу знаний, написанием ответа «от руки».
- Объясняйте дважды. Первый раз – убедиться в понимании, второй – для сокращения пути.
- Не рассуждайте догадками. Иначе клиент присвоит нахождение решения себе.
- Взвешивайте признаки вместе. Раздельность рушит цельную картину.
- Не процентите. Вознаграждение зависит от находчивости, а не размера бизнеса клиента.
- Обеспечивайте перспективу. Работайте не «в моменте», формируйте доверительность.
- Бартер неприемлем. Не меняйте проблему заказчика на сбыт случайно доставшегося.
- Берите аванс. Бесплатные усилия не ценятся – объявите стоимость.
- Ставьте на себя. Демонстрируйте, обучайте, контролируйте.
- Не сулите лишнего. Тщательно думайте до произнесения.
- Не торгуйтесь. Снижают гонорар, но не требования.
- Обучитесь скоронавыкам. Стенографируйте, протоколируйте и читайте молниеносно.
- Материализуйте знания. Книги, статьи и видео продают быстрее посредников.
- Работайте над именем. Бренд гарантирует премию: ценят, кого помнят.
- Равняйтесь на лучших. Найдите чемпионов, действуйте по их шкале.
- Излагайте ясно. Сделайте речь, письмо и сообщения однозначными.
- Создайте легенду. Заботьтесь не об отзывах, а о восторженности.
- Концентрируйтесь на проблеме. Многозадачность – самообман.
- Не мельтешите. Праздность – показатель невостребованности.
- Будьте заметны. Пусть ваше имя приходит на ум первым.
- Включите критическое мышление. Судите себя строже.
- Не работайте ради скуки. Сникните, потеряете лоск.
- Не жертвуйте. Победа хороша, но не любой ценой.
- Постоянно читайте. Умные мысли ищите в книгах.
- Живите полной грудью. Сколько там осталось?
- Совершенствуйтесь. Всегда, везде, постоянно.
- Научитесь отдыхать. Свежий вид привлекает.
- Неприятности одновременны. Привыкайте.
- Сформулируйте принципы. Не отступайте.
- Станьте интересны. Будут звать.
Не зря выбрал из сотни 69 правил: думать – сексуально. Полагаете иначе? Предъявите результат.
Олег Брагинский [https://www.facebook.com/obraginsky], основатель «Школы траблшутеров» [https://braginskyoleg.com]