Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
979 1 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Почему нужно уметь врать

В некоторых профессиях ложь более приемлема, чем в других. Умение врать здесь даже приветствуется и повышает вашу привлекательность при найме. Об этом – в материале Кристин Ро из BBC.

b_5d138d740c7ea.jpg

Я хочу признаться: я вру, много вру. Я обманываю, чтобы прекратить и начать разговоры, чтобы пощадить чьи-то чувства или еще как-то опростить свое существование на работе и вне ее.

Все знают, что коллеги нам врут. Не может у них всегда все быть хорошо, нельзя бесконечно быть полной энтузиазма и неизменно радоваться за коллег, которых повышают в обход тебя.

Но как насчет тех случаев, когда обман не касается каких-то сиюминутных обстоятельств, а становится характеристикой той или иной позиции? Новое исследование показало: укоренению лжи как атрибута некоторых профессий способствует убеждение, что люди с гибкими представлениями о правде лучше справляются со своей работой.

В целом к вранью на работе относятся плохо: если кто-то врет, скорее всего, этот сотрудник неважно справляется со своей работой. Обман отравляюще действует на культуру доверия командной работы. Однако недавняя работа американских ученых Брайана Гуниа и Эммы Левайн показала, чтоу этого правила есть исключения –работы, которые принято считать ориентированными на продажу, а не на клиента. К ним относятся, например, профессии в сфере продаж и инвестиций.

Участников исследования – более 500 студентов бизнес-направлений и пользователей платформы Mechanical Turk – попросили ранжировать ряд работ в зависимости от степени ориентации на продажу. Также надо было оценить успешность предполагаемых сотрудников на этих работах. Для этого респондентам предлагались различные сценарии, например: «при оформлении расходов Джули завышает стоимость поездки на такси» или «Джеймс прикидывается, что ему нравится яхтинг, чтобы понравиться начальнику-яхтсмену».

Выяснилось, что респонденты воспринимали людей, которые врут, как более успешных в профессиях, ориентированных на продажи. Именно на эти должности они охотнее бы наняли таких людей. К примеру, 84% участников опроса выбрали вруна на позицию, которую воспринимают как ориентированную на продажи. На позиции, которые респонденты назвали более клиентоориентированными, нанимать они в 75% случаев предпочитали честных сотрудников.

Впрочем, стоит заметить, что участникам опроса платили слишком мало, а платформы для прохождения опросов вроде Mechanical Turk обвиняют в злоупотреблениях. Результаты от этого не перестают быть любопытными, но теряют в показательности. К тому же нет однозначного ответа, как убеждения респондентов соотносятся с конкретными действиями кадровиков, которые принимают решение о приеме сотрудников на работу.

Левайн объясняет, что для исследования специально брали студентов только бизнес-направлений: это повышало вероятность того, что обнаруженные стереотипы будут и у действующих сотрудников. Оказалось, что будущие управленцы «действительно могут считать, будто успех на этих работах зависит от способности обманывать, а это убеждение будет влиять на их решения при найме сотрудников в будущем».

Но с другой стороны…

С другой стороны, врать – это естественно. «В природе повсюду обман», – писал в своей книге философ Дэвид Ливингстон Смит. Вирусы обманывают иммунную систему своих носителей, хамелеоны используют камуфляж, чтобы обдурить хищников. Люди – не исключение, в том числе и в рабочее время. К примеру, кадровики знают, что большинство соискателей преувеличивают свою квалификацию.

К тому же в некоторых профессиях умение врать жизненно важно, подтвердят полицейские, работающие под прикрытием. Иногда с враньем ассоциируется профессия дипломата. Обман даже может быть частью стратегии компании: например, когда колл-центр получает инструкции не раскрывать страну расположения компании, чтобы не натолкнуться на предрассудки пользователей.

Если смотреть шире, определение того, что считать враньем, начинает размываться. В сфере услуг, особенно в профессиях, связанных с эмоциональным трудом, от сотрудников часто требуют маскировать свои настоящие чувства. Задумайтесь, вы бы хотели, чтобы бортпроводница честно сказала, что из-за турбулентности стоит волноваться, чтобы бармен признался в своем презрении к вам, а психолог поделился, что работа с вами нагоняет на него тоску?

В некоторых профессиях нужна демонстрация приветливости, пусть не всегда искренняя, и в силу этого вызывающая стресс. По словам Левайн, «люди считают тех, кто способен контролировать свои эмоции, более компетентными, чем тех, кто делать этого не умеет». Искажение эмоций считается признаком рационального поведения. Особенно это касается инфлюенсеров в соцсетях, у которых границы искренности размываются искусством торговли.

Ложь во благо

Иногда безобидная ложь может даже восприниматься как что-то хорошее. «В ходе работы я выяснила, что многие люди приветствуют и поощряют, когда врут для их блага», – объясняет Левайн. Например, сотрудники предпочитают, чтобы коллеги не давали им обратную связь, которая только их расстроит.

Ложь на благо общества, то есть такую, которая должна кому-то помочь, обычно оправдывают тем, что высказывающий ее не получает никаких преимуществ. Он врет из соображений заботы о ближнем.

Возможно, влияние здесь оказывает культурный фон. Исследования показывают, что представители сообществ с развитым коллективизмом чаще врут, чтобы сохранить репутацию и защитить благополучие коллектива. Психолог Мишель Гелфанд из Мэрилендского университета провела эксперимент, поместив более 1,5 тыс. студентов из восьми разных стран в условия деловых переговоров, в которых помогает умение врать. Участники из стран с более высоким уровнем коллективизма (Ю.Корея, Греция) врали больше, чем представители стран, в которых традиций коллективизма нет (Австралия, Германия).

Еще одно соображение заключается в том, что «нестандартное мышление иногда связано с нарушением правил»,– говорит Гелфанд. Некоторые исследования даже указывали на связь между креативностью и нечестностью, объясняя это тем, что люди из творческой среды легче справляются с обоснованием своей лжи.

Несмотря на то, что небольшой обман не всегда критичен, для эффективной работы все же надо, чтобы люди могли доверять друг другу. Делают ли меня лучше безобидная ложь, которую я себе позволяю? Скорее всего, нет, но и переживать из-за этого не стоит. Как говорит Левайн, «нас слишком беспокоит то, что о нас думают другие люди, и часто нам нет дела до того, говорят ли они правду».

Источник

-1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Naddi Pavlova
интересно, спасибо))
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.