редакции Выбор
Задача комьюнити-менеджера — построить деревню
Комьюнити-менеджмент это, в каком-то смысле, попытка натянуть сову на глобус. То есть масштабировать принципы сообществ (общин численностью человек до 200), такие как "все знают всех", внутреннюю повестку, обряды, ритуалы, вплоть до замкнутного экономического цикла когда один лечит, а другой латает портки, на масштабные системы из тысяч и сотен тысяч людей.
Сообщество при этом не меняется. Оно все равно ограничено нашей способностью поддерживать социальные контакты.
Чем вовлеченнее участник, тем больше он и другие похожи на общину, закрывающую потребности внутри себя за свой счет и с соседними общинами торгующая бусами и ракушками в обмен на киноварь и лекарственные растения.
Какое бы сообщество вы ни строили, вы не убежите от ограничения в пару сотен активных участников. Больше — не будут вовлечены, не будут знать всех, не будет того уровня доверия, который нужен, чтобы община по-настоящему специализировалась в чем-то.
Ядро всегда будет небольшим. Все остальные будут формировать собственные ядра и вы в них лидером НЕ БУДЕТЕ.
Аграрная революция привела к оседлости и запасам, письменность привела к тому, что сотрудничать стало возможным даже с незнакомцами, потом была создана иерархия и законы, отражающие то, как должно быть справедливо.
Интернет снова растаскивает нас по общинам, возвращает к привычному нам строю.
Я все пытался понять, почему комьюнити-менеджмент с приходом интернета расцвел как дисциплина, ведь механика древняя как мир?
А потому что задача КМа — сформировать деревню. Даже если ее участники живут за тысячи километров друг от друга.
И это все равно, при любом раскладе, самом удачном — будет деревней, а не нацией, страной и прочими интерсубъективными конструктами.