Главное Свежее Вакансии   Проекты
Продвинуть свой проект
😼
Выбор
редакции
1 785 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Искусство как бизнес: что происходит с российским арт-рынком

Основатель сервиса Vivart Василий Мазанюк о том, как инвестировать в искусство и не потерять деньги.

За 2018-й объем продаж русского искусства на аукционах во всем мире вырос на 10%, а внутри страны упал почти на 25%. Причина — ухудшение экономической ситуации в стране. Несмотря на это, арт-рынок России обладает большим потенциалом: российский покупатель и инвестор только начинает осознавать ценность индустрии

Для многих понятия «бизнес» и «искусство» не пересекаются. На деле это не так: по данным отчета Arts Economics, в 2017 году объем мирового арт-рынка составил почти 64 млрд долларов, что на 12% больше, чем в 2016-м. Драйвером роста стали продажи дорогих работ от 1 млн долларов, что вполне типично для индустрии.

Безусловные лидеры рынка — США (доля рынка составляет 40%), Китай (21%) и Великобритания (20%). Россия пока не в топе, но это еще не значит, что здесь некому продавать и покупать искусство.

b_5d5d34c0c49bd.jpg

Как выглядит российский арт-рынок

В декабре 2017 года команда аналитиков из проекта InArt представила годовой обзор российского рынка современного искусства. Она насчитала 20,3 миллионов евро — на такую сумму международные аукционы и галереи продали работ российских художников. Звучит внушительно, но до лидеров индустрии российскому рынку еще далеко, несмотря на интересных молодых авторов и растущий интерес общества к арт-индустрии.

Что это значит? Отечественный арт-рынок еще формируется. За последние годы в Москве появились Музей современного искусства, Мультимедиа Арт Музей, ГЦСИ, Галерея на Солянке, «Винзавод», «Гараж» и примерно тридцать частных галерей, но не появилось новых коллекционеров. Тех, что есть, рынок скорее рассматривает как людей интересующихся, а не как сознательных арт-инвесторов.

У российских покупателей очень разный средний чек: кто-то приходит за недорогим домашним декором, а кто-то может приобрести один предмет за 5-10 тысяч евро и больше. Есть и фанаты, для которых коллекционирование не роскошь, а настоящая страсть. Они могут копить целый год и за раз потратить все сбережения.

В Европе и США арт-рынок живет давно. Там существует настоящая культура коллекционирования, которую в России еще предстоит развить — в том числе и через бизнес.

Предмет искусства как инвестиция

Главная особенность инвестиций в искусство в том, что инвестор никогда не потеряет всё: арт-объекты не так часто теряют в цене, а с годами и популярностью автора только дорожают. Но если инвестор хочет действительно зарабатывать на арт-рынке, ему нужно:

  • разбираться в трендах и уметь определить, кто из молодых художников перспективен — то есть чьи работы принесут деньги;
  • анализировать историю торгов на аукционах и в галереях, чтобы понимать, что сейчас продаётся и почему;
  • уметь проверять подлинность произведений искусства или найти эксперта — частного специалиста или сотрудника аукциона.

Конечно, инвестиции в искусство бывают непредсказуемы — картина за 100 000 рублей через пять лет может стоить и 5 000 рублей, и миллион. Например, в начале августа один швейцарский аукционный дом продал картину неизвестного автора за 6,5 млн долларов — просто покупатель решил, что её написал Сандро Ботичелли 500 лет назад. Цена объекта зависит от бренда художника, возраста полотна и даже прошлого владельца. Если говорить о картине, то материалы, рамка, сюжет или техника живописи на стоимость не влияют.

Инвестору, который вкладывает в искусство, следует набраться терпения — заметные изменения цен на картины происходят в течение 5-7 лет. Старые картины дорожают ещё дольше, а иногда, наоборот, дешевеют. То же самое относится к плакатам, фотографиям, книгам, скульптурам и другим произведениям искусства. Исключения тоже есть: например, картины Пабло Пикассо, которые в последнее время не торгуются дешевле 100 000 долларов.

Инвестиции в искусство также помогают разнообразить портфель и диверсифицировать риски. Причем входной порог на рынок искусства может составлять менее 10 000 рублей.

Сколько нужно денег, чтобы инвестировать в искусство

Французская компания Artprice публикует ежегодный рейтинг картин, которые принесли инвесторам больше всего денег. Из рейтинга видно, что для высокой маржи не обязательно вкладывать миллионы долларов. Например, вот картины из рейтинга 2018 года:

b_5d5d33902607f.jpg

Чтобы не выбирать картины, можно вложить деньги в индексы компаний, которые инвестируют в искусство. В этом случае компания распределяет инвестицию равномерно между всеми своими активами, то есть инвестор вкладывает сразу в десять, сто или тысячу произведений искусства. Как правило, для инвестиции в индекс достаточно и тысячи рублей — например, индекс Artprice стоит 12 евро.

Вы решили купить предмет искусства. Чек-лист

1. Найдите искусствоведа, оценщика или проверенный сервис. Эксперт убережет от неудачных покупок, подскажет реальную и прогнозируемую стоимость произведений искусства, поможет проверить подлинность картин. На специализированных сайтах или сервисах эксперты рынка заранее подбирают картины, исходя из их эстетической составляющей и потенциала автора.

2. Помните о рисках. Объект может подорожать в сотни раз, но может и обесцениться. Вы в любом случае остаетесь с тем предметом искусства, который вам понравился, но если хотите заработать, нужно изучать рынок, следить за трендами и не вкладывать все сбережения в одно полотно (даже если это Пикассо).

3. Полюбите искусство. Зарабатывать непросто, если инвестор не увлечен объектом своих инвестиций. Если вы решили связать бизнес с искусством, подпишитесь на тематические журналы, следите за выставками в мировых арт-галереях, общайтесь с художниками на разных мероприятиях. Это поможет лучше понимать искусство и зарабатывать больше.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать
Комментарии