Главное Свежее Вакансии   Проекты
😼
Выбор
редакции
1 078 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Зачем стартапы идут в акселератор?

Отвечает гендиректор и управляющий партнер Global Venture Alliance Замир Шухов.

Акселераторы являются сегодня связующим звеном между стартаперами, венчурными инвесторами, корпоративными и государственными заказчиками. Они помогают решить проблемы обеих сторон на инвестиционном рынке. Со временем понятие акселератора стало шире, и теперь под ним подразумевают специальные программы, где с помощью отлаженных техник и инструментов оказывают содействие росту стартапа.

Пожалуй, ключевая проблема стартапа — это отсутствие или недостаток опыта на рынке инвестиций. Нередко команда обладает уникальной идеей, но ей недостаточно собственных ресурсов для создания и тестирования технологии. Бывает и по-другому: продукт уже готов, но у стартапа недостаточно компетенций для его внедрения и старта продаж. Чтобы реализовать идею, найти спонсоров, заключить контракт с корпорацией и выпустить проект на рынок, стартапы проходят программу акселерации. Она помогает создать и/или протестировать существующую бизнес-модель, «допилить» конечный продукт, а также получить содействие от коучей, менторов, экспертов и заказчиков программы.

Давайте пройдем по каждому из пунктов отдельно и раскроем топ-7 поводов для стартапа пойти в акселератор:

1. Экспертиза


Экспертиза, которую акселератор может дать стартапу, — это в первую очередь первоклассные эксперты рынка. Они сопровождают программу и могут передать свой опыт, в том числе став ментором. Во время прохождения акселератора каждый стартап получает личного ментора. Участие в акселераторе дает вам отличный шанс встретиться с экспертами из самых разных индустрий, которые помогут вам определить и проработать слабые места вашего проекта и дадут действенные и актуальные советы. Так стартапы за три месяца проходят путь, на который вне среды акселератора потребовались бы годы. Качественный акселератор привлекает уникальных экспертов и за время программы может «оказать» стартапу экспертную оценку на десятки тысяч долларов.

Очень важно понимать, что тот объём экспертной поддержки, который стартапы получают в акселераторе, может стоить порядка десятки тысяч долларов, если переводить экспертизу в реальные деньги. Это огромное количество человекочасов высококвалифицированных специалистов.

2. Обучение и квалификация своей команды


Часто в команде отсутствуют необходимый опыт, навыки и компетенции: начиная с составления правильной бизнес-модели и работы с целевой аудиторией, маркетинга и продаж, заканчивая привлечением инвестиций. В свою очередь акселерационные модули помогают структурировать знания. Методология акселератора прежде всего состоит из экспериментов, а также итеративного, «гибкого» подхода к разработке технологии и тестированию бизнес-модели. Не нужно забывать и о другом преимуществе акселератора — его программе обучения. Многие акселераторы включают в себя образовательные программы: лекции, нетворкинг-часы, оценку рынков и demo-дни для того, чтобы научить стартаперов правильному ведению бизнеса, подготовке питчей, позиционированию и продвижению себя и своего продукта на рынке с максимальной эффективностью.

Акселератор ускоряет процессы тестирования гипотез, потому что учит стартап делать это правильно на основе передовых методологий. Другими словами, тот путь, который стартап проходит самостоятельно в течение 8-12 месяцев, в акселераторе занимает всего 2-3 месяца.

3. Нетворкинг


Одна голова хорошо, две лучше, а 15 голов могут решить практически любую задачу. Сочетание правильно подобранных людей и соревновательных элементов дает поистине взрывной рост проекту. Стартаперы могут договориться о сотрудничестве между собой. Пользу для молодых стартапов (особенно, если это первый стартап) трудно переоценить. В короткое время предприниматели знакомятся с огромным количеством людей в индустрии и становятся частью коммьюнити. Акселераторы позволяют вам познакомиться с другими стартаперами, рыночными экспертами и инвесторами и получить полезные контакты на несколько лет вперед. По опросам фаундеров, записная книжка увеличивается в среднем на 30-50 новых полезных и ценных контактов, которые они получают во время работы акселерационной программы.

4. Единые цели в команде


Довольно часто мы видим внутреннюю расфокусировку, когда фаундеры тянут компанию в разные стороны и мечутся между сегментами B2B и B2С. Акселерационная программа помогает сфокусироваться на цели и результате, отсеять все ненужное и двигаться всем вместе, то есть ускоряет процесс. Но уже давно известно, что жизненный цикл стартапа — полтора года. Если за 18 месяцев стартапу не получается получить прибыль, найти инвесторов или добиться каких-то значимых результатов, то такой проект сгорает из-за своей нерентабельности. Акселератор помогает в разы быстрее протестировать и проанализировать идею и спрос, а также продукт и бизнес-модель, выявить и устранить недостатки, а в случае необходимости — переориентироваться и сменить курс.

Примерно у 30% стартапов, проходящих акселератор, кардинально меняется бизнес-модель, то есть они совершают так называемый pivot. Примерно у такого же количества происходит резкое изменение в метриках и показателях благодаря единым целям, фокусировке и отбрасыванию нерелевантных задач в рамках акселерационной программы (другие продукты, какие-то дополнительные активности, на которые стартап тратит дополнительное время и энергию).

5. Ресурсы


Акселератор дает стартапу площадку и широкий доступ к технологиям, лабораториям, оборудованию для тестирования своих гипотез. Проведение customer development, формирование и тестирование бизнес-модели и ее ценности для инновационного рынка, growth hacking — лишь то немногое, что может дать акселератор.

6. Новые возможности


Выход на потенциальных клиентов, инвесторов, в том числе и государственных заказчиков. Говорят, если на стартапе стоят печати известных акселераторов, отношение к стартапу совсем иное — и это действительно так. В качестве завершения программы большинство акселераторов устраивают Demo Day, куда они приглашают инвесторов и представителей корпораций, поэтому не стоит недооценивать возможность с ними познакомиться и представить свой проект — если не сейчас, то в будущем такие знакомства точно смогут вам пригодиться.

В одном из наших акселераторов в области Tech, за программу стартапы подписали договоры и сделали предпродажи почти на 10 миллионов рублей. Это очень хороший показатель для начинающих компаний.

7. Инвестиции


По итогам акселератора у стартапа есть высокий шанс на реальные финансовые вложения, крупные контракты и гранты, которые можно получить на развитие и рост своей технологии. Иными словами, если перед стартапом стоит цель стремительного роста и развития, а также быстрого выхода на рынок, прохождение акселератора может стать тем самым «волшебным пинком», который поможет вам сделать первый шаг на пути к успеху.

Говоря про инвестиции, мы стараемся вести статистику и общаемся с фаундерами стартапов, которые завершили наши программы. Благодаря аналитике можно сказать, что в течение 1,5 лет после акселератора около 30% стартапов, успешно завершивших программу, поднимают раунд инвестиций (это могут быть инвестиции от 100 $ долларов до нескольких миллионов). В качестве хорошего примера можно привести выпускников акселерационной программы PepsiCo Lab Accelerator — компанию E-Contenta (платформу распространения контента в формате нативной рекламы на базе AI). После окончания акселерационной программы стартап получил новый раунд инвестиций, открыл офис в Польше и работает над масштабированием продаж и партнерскими программами. За три года команда проекта успела поработать с такими известными брендами, как Beeline, Megafon, Whiskas и др.

Читайте также:

Кризис может убить 41% стартапов за три месяца: результаты исследования

Падение малой розницы остановилось: новые данные сервиса «МойСклад»

Что покупают люди на карантине

Четыре урока кризиса от основателя «Теремка»

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.