Главное Свежее Вакансии   Проекты
Комментируемое:

Список ссылок временно недоступен
😼
Выбор
редакции
2 499 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Почему антикризисное управление может не спасти?

Основатель «Школы траблшутеров» Олег Брагинский о вреде антикризисных тренингов и курсов.

Медиапространство кишит тренингами, курсами, инструкциями на тему: «Как работать в условиях кризиса?» Со слушателем Школы Траблшутеров Владиславом Черновым попробуем разобраться, почему многие из них бесполезны или даже вредны. И какие ошибки допускаются приглашёнными консультантами.

Кризис — нестандартная ситуация, возникающая, как правило, неожиданно. Кормчий бизнеса 90% времени думает о текущих заботах: аренде, зарплате, продажах, операционной эффективности и отчётах, а на планирование, выявление рисков и угроз для предприятия время выделяется по остаточному принципу.

Самые большие сложности часто ожидают тех, кто до этого слишком быстро рос. Вчерашний фаворит гонки становится наиболее уязвимым перед лицом неочевидности. Собственнику и руководителю психологически сложно признать, что уже не молодец: изменились условия, а молодые конкуренты оказались зубастее.

Когда корабль дал течь, кличут спасателей. Это могут быть и коучи, и консультанты, и гуру маркетинга с цветными дипломами на иностранном языке. Перечислим признаки, присущие специалистам способным принести пользу, и рассмотрим какие позиции предприятия могут только ухудшить расклад.

Сначала осветим сторону заказчика:

  1. Психологическая неготовность. Кризис всегда внезапен: вчера купались в деньгах, и очередь клиентов обивала пороги, сегодня всё наоборот. Самое простое решение: подождать, вот-вот всё вернётся на прежние рельсы, а многие ассоциируют проблемы в бизнесе с собственной несостоятельностью.

    Часто ли начальство повышает квалификацию, обучает сотрудников, обменивается опытом со смежниками? Руководитель, работающий давно, привык к роли вечно правого в последней инстанции и не готов признавать, что обстоятельства взяли верх. Обстановка тем временем усугубляется.
  2. Замыленный взгляд. Иногда ленятся доставать скелеты из шкафа, пускать посторонних в бухгалтерию, менять отношения в коллективе, обострять конфликт. Знание каждого винтика предприятия даёт ложную уверенность, что консультанты не помогут, поэтому с приглашением затягивают.
  3. Разногласия учредителей и сотрудников. В период спада собственник несёт ущерб, увеличивает долги, теряет рыночные позиции, берёт риск. Сотрудники же ценят постоянство, и стремление к реструктуризации точно находится не на первом месте. В крайнем случае можно подать резюме и в другие компании.
  4. Готовность команды. Директор созрел, заключения подписаны, план намечен. Всё ли хорошо? Встаёт вопрос: готовы ли сотрудники к новым требованиям? Сколько времени уйдёт на внедрение модифицированных процессов, изменение ассортимента, и у кого хватит компетенций для этого?
  5. Внешняя среда агрессивна как никогда. Изменения происходят не в вакууме: дремлющие конфликты вылезут наружу, кредиторы возжелают возврата средств, банк заинтересуется сохранностью залога. Налоговая напряжённо ждёт платежей, команда смотрит на капитана с множеством немых вопросов.

На что обратить внимание при выборе консультантов, чтобы не потерять время, деньги и надежду:

  1. Практический опыт. Поинтересуйтесь, есть ли у экспертов своё дело, и каков его уровень. Теоретики вряд ли увидят тонкости и детали. Работа по западным стандартам ломается о «русский авось». Если специалист сыплет непонятными терминами — это скорее показатель инфобизнесмена.
  2. Практика в нескольких отраслях. Говоря о цикличности кризисов, забывают о разнице структур, последствиях и сроках выхода. Пережившие неприятности отточили гибкость мышления, а разносторонние навыки обогатили опыт, чтобы обозревать проблемы под всевозможными углами.
  3. Наличие команды. Реагирование обязано быть стремительным, изучать нюансы надо было вчера. Необходимы работающие модели, проверенные практикой. Одному человеку трудно совместить знания налогов, менеджмента, юриспруденции, бухгалтерии. Бригада справится быстрее.
  4. Срок работы спасателей. При кризисе ценится скорость достижения результата, счёт реабилитационных мер вместе с внедрением идёт на недели. Но консультантам важны долгие контракты, месяц на изучение, полгода на внедрение, хотя до апробации могут дожить не все.
  5. Удача в одном проекте не гарантия успеха в следующем. Часто авторитет гуру зиждется на книге, участии в проекте десятилетней давности. А кто знает, что явилось результатом успеха: грамотность и ум организатора или улыбка фортуны? Везение единожды не гарантия будущих побед.

Известен эффект «Японского лучника» который навскидку стрелял в забор, а потом дорисовывал мишени. Так и в бизнесе. Мало людей успешных во всём, не все мнения верные, не всё удастся воплотить, а правильное решение и реализация отнюдь не синонимы результата. Доля случая всё же велика, не ждите 100% гарантий!

Качества, которые помогут пережить бурное время с достоинством:

  1. Готовность к переменам. Взлёт цикличен, вечно не растёт никто.
  2. Диверсификация деятельности. Поможет закрыть кассовые разрывы.
  3. Отношения в семье и коллективе. Поддержка со стороны ценна именно сейчас.
  4. Формирование запасов. Не только деньги: повышается роль людей, связей, опыта.
  5. Ранняя подготовка. Проблема страшна, когда её не видно. Поможет анализ рисков и угроз.
  6. Уровень доверия. Придётся принимать непопулярные решения, важно чтобы вас слушали.
  7. Эмоциональная устойчивость. Умение отвлечься от забот на работе даст долгосрочные плоды.

Идеальный вариант: расти в любое время невзирая на обстоятельства. У кого так получается? Нам неизвестно. Кризис не всегда возможность заработать, важнее продержаться до лучших времён и выйти на плато раньше других. У тех, кто сохранит максимум ресурсов, выше вероятность выстоять до следующих передряг.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.