редакции Выбор
Как открыть косметологию премиального уровня

Начали с обязательных документов, но безжизненные цифры бизнес-плана не возбуждали воображение, бездушные нормативы пугали противоречиями, исключительность навевала опасения первопроходцев. А хотелось флёра, лёгкости, уюта, чтобы влюбиться в проект.
Жизнь в замысел вдохнула Ксения Фомина, архитектор-дизайнер и ученица Школы траблшутеров. Идеи превратились в яркие наброски, на которых материалы подчеркнули статусность, сценарное освещение разделило пространство и роскошь стала осязаемой.
Энтузиазм подогревали принятое заказчицей решение не экономить на ремонте и дизайнерские находки, создающие дополнительную ценность простым вещам. Окупаемость на бумаге подкрепляла оптимизм. Слоганом стало: «Лучшим услугам — современный дизайн!»
Ожидали выиграть в стоимости проверенной бригадой: без переделок и срывов сроков. Качественными аналогами заменили дорогие оригиналы, получили лучшие цены благодаря наработанным отношениям с поставщиками. Преференции безвозмездно передали заказчице.
Выбранное место
хорошо подходило под косметологию: привлекательный район города рядом с
центром, удобная транспортная доступность, большая площадь, удачная
конфигурация. Малое количество несущих стен позволило создать компактную и
логичную планировку: Рис. 1. План с размещением мебели и
экспликацией Зонированием разделили пространство на тамбур, коридор и дюжину
частей, которые объединили в четыре группы: встреча клиента и зона ожидания,
кабинеты и процедурные, лекционный зал, бытовые помещения. Рис. 2. Ресепшен Первое, что должен увидеть клиент: сотрудников, встречающих
его улыбкой. Поэтому стойка администраторов размещена напротив входа, а крупный
логотип компании «парит» за их спиной на белой, подсвеченной стене, мягко
подсказывая: вы в правильном месте. Рис. 3. Зона ожидания Площадь общественного пространства регламентируется
нормами. Уют создавали стилистическими решениями: удобная мебель и элегантный декор
скрашивают недолгое время ожидания комфортом, оставляя у гостей приятное
послевкусие необременительного ожидания. Рис. 4. Хранение вещей Вместительный
гардероб обустроили недалеко от входа, в отдельном не просматриваемом
помещении: посетители будут спокойны, оставляя вещи. Если ставить шкаф у входа,
возникнет столпотворение и дискомфорт. Позаботились и о зеркале: Инстаграм увидит
селфи с хэштегом. Продумали зону
(рис. 4) с фотогеничными ракурсами, запоминающимися элементами декора и
вариантами отделки: создают желание запечатлеть момент и поделиться эмоциями. Рис. 5. Стенд с продукцией Разложив косметологические
и сопутствующие товары, позаботились о возможности поддержания достигнутых
результатов и экономии времени на поиски средств по уходу. Оборудовали витрину
в просматриваемом, доступном месте. Рис. 6. Пространство
для малышей Игровая зона привлечёт мам, которым не с кем оставить
ребёнка. Разместили её рядом с зоной ожидания и стойкой ресепшен. Детская
комната не требовала лицензирования. Не было и нормативов, регулирующих её функционирование.
Позаботились об обзорности, отделив стеклянной перегородкой: подавит звуки оживлённых
забав и телевизора с мультиками: Рис. 7. Вид детской
комнаты Главное в игровом помещении: занять ребёнка как можно дольше,
пока мамы нет рядом. Поэтому дизайн и наполнение сделали безопасными и привлекательными для
самостоятельных развлечений малыша: мебель индивидуального дизайна, игры — спокойные
и развивающие. Рис. 8. Активности для
деток Воздушный интерьер стилизован под сказочную деревушку с
беседкой, уютным вигвамом и домиком-кухней, парящими среди облаков и невесомых
шаров-светильников. Пол игровой отличается: для безопасности использовали
ламинат. В остальном материалы и стилистика соответствуют концепции: две стены
выкрашены в основной цвет и декорированы молдингами, отделка колонн имитирует
покрытие декоративным бетоном. Рис. 9. Косметологический
кабинет Интерьеры
процедурных отрицают ассоциации с медучреждением: царит приятная и
расслабляющая атмосфера. Предусмотрели музыкальное сопровождение: установили
колонки в кабинетах. На экране — фотоподборка-презентация с услугами, этапами
выполнения и результатами. Во время процедур включаются расслабляющие видеоклипы. Рис. 10. Косметологический
кабинет Коммуникации водоснабжения и отопления в эстетических целях спрятали
в короба. Стилистику выдержали единой цветовой гаммой: покрасили карнизы,
плинтуса и горизонтально расположенные молдинги в один тон с напольным
керамогранитом Calacatta. Добавили трековые споты с рассеянным светом. Корпусную
мебель, элементы декора и осветительные приборы заказали в едином цвете и дизайне. Рис. 11. Кабинет
маникюра и педикюра Под косметические
и лечебные процедуры с ногтями спланировали отдельный кабинет на два рабочих
места. Для удобства предусмотрели неплотную ширму: разделяет пространство и
создаёт ощущение приватности, не нарушая объёма помещения. Рис. 12. Кабинет
маникюра и педикюра Из-за небольшой высоты потолков не смогли использовать
систему промышленной вентиляции и кондиционирования. Приточно-вытяжная
вентиляция в комбинации с использованием настенных кондиционеров вписалась в
нормативы. В кабинетах установили очистители воздуха и обеззараживающие лампы. Рис. 13. Лекционный
зал Проведение обучающих мастер-классов расширило круг мечтающих
зайти в гости. Просторный зал привлекает не только стремящихся поправить здоровье
и внешность, но и специалистов эстетической и аппаратной косметологии, желающих
обменяться профессиональным опытом. Рис. 14. Лекционный
зал с места спикера В аудитории установили корпусную мебель с раковиной, хорошее
освещение, проектор для демонстрации продающих и обучающих презентаций, предусмотрели
множество розеток для размещения косметологических аппаратов. Рис. 15. Лекционный
зал перед практикой йоги Основной профиль клиники — оказание косметологических услуг,
а не проведение занятий. Высок риск, что большую часть времени самая большая
площадь будет пустовать. В свободные часы хозяйка придумала проводить занятия
по йоге и пилатесу: теперь можно сдавать помещение в аренду с почасовой оплатой. Рис. 16. Санузел Продумывая дизайн, не оставили без внимания туалетные
комнаты: по требованиям СЭС их должно быть не меньше двух. Интерьер выполнили в
стилевой концепции. Керамогранит Calacatta переместился на стены, пол и мебель сымитировали
древесину европейского ореха, потолок подсветили по периметру. Рис. 17. Зона
раковины Позаботились о мелочах: зеркало с подсветкой,
приятный аромат, автоматические дозаторы с мылом и кремом для рук, бумажные
полотенца.
Краткая пошаговая шпаргалка Ксении Фоминой для тех, кто
осмелится: 1. Разработка
бизнес-концепции: 1) анализ рынка: потребитель, город, конкуренты 2) перечень услуг и уровень сервиса 3) бюджет, сроки. 2. Подбор
помещения: 1) локация: походите по центру и людным улицам:
посчитайте прохожих утром, днём, вечером 2) расположение: подвальным помещениям жилых зданий
предпочтите первые этажи с изолированным входом и бизнес-центры 3) парковка: вместительная, эксклюзивная,
охраняемая, в бюджете. 3. Требования
к площади: 1) освещение 2) система отопления 3) автономная вентиляция 4) канализация, горячее и холодное водоснабжение 5) аварийный выход: один на площадь до 300 м2,
если работников менее 15 6) метраж: рассчитывается по нормам в
зависимости от числа специалистов. Совет: сначала найдите технолога — подскажет, что нужны
процедурные, кладовки, стерилизационные. Или от корки до корки изучите
нормативы и требования: косметология — медицинское учреждение. Проектирование и
планирование оснащения начинается до выбора помещения. 4. Технологический
проект Поручите проектирование клиники профильным специалистам,
имеющим опыт в создании подобных объектов: интерьерных решений будет
недостаточно. Он идёт в связке с технологическим в соответствии с СанПиНом и
СНиП. Первая встреча с технологом — с чем на неё идти? Определитесь
с перечнем оказываемых услуг: от этого зависит количество кабинетов, их общая
площадь и дополнительные помещения, необходимые по нормам. В процессе ремонта,
а тем более по его завершению перепрофилировать площади сложно, зачастую
невозможно. Основные требования к косметологическому кабинету в
соответствии с нормативными требованиями санитарно-эпидемиологической службы и
пожарной инспекции: 1) минимальная
регламентируемая площадь для одного специалиста — 12 м2, на каждое
кресло минимум 6 м2, на каждого последующего сотрудника 2 м2 2) делаете
инъекции или другие инвазивные процедуры: обустройте процедурный кабинет
площадью 16 м2. Или совместите кабинет врача-косметолога с
манипуляционной, тогда минимальная общая площадь составит 18 м2 3) для
операций с нарушением кожного покрова необходимы: комната ожидания от 6 м2;
раздевалка, техническое помещение для складирования материалов и инвентаря,
санузел 4) минимальная
площадь кабинета для медицинского массажа — 10 м2 5) минимальная
высота помещений по оказанию медицинских услуг — 2,6 м 6) освещение
представлено тремя видами: естественное дневное, основное искусственное,
местное — лампы 7) материалы,
используемые в отделке, должны быть моющимися и иметь сертификаты качества и
соответствия санитарно-гигиеническим нормам 8) покрытие
пола: керамогранит, кафель, кварц-винил; стены: краска или кафель; потолок:
краска 9) вентиляция:
естественная или искусственная 10) мебель
в кабинетах — моющаяся 11) спокойные,
тёплые оттенки. Совет: обратитесь за консультацией к специалисту
санитарно-эпидемиологической службы (Роспотребнадзор) по вашему району, если это
возможно. Некоторые требования допускают разное трактование. Требуйте от технолога: 1) технологическое
заключение: состояние до ремонта 2) архитектурно
строительный-проект 3) вентиляция
и кондиционирование 4) водоснабжение
и коммуникации 5) отопление Совет: не экономьте на разработке рабочей
документации: согласование объекта с Роспотребнадзором перед вводом в
эксплуатацию вскроет неучтённые тонкости — придётся платить дважды. 5. Дизайн-проект Считайте инвестированием в маркетинг, сервис,
клиентоориентированность и управление ожиданиями. Создайте привлекательный
интерьер, полностью положившись на вкус профессионала: самодеятельность — мать аляповатости
и частая ошибка наших широт. Дизайн-проект запускайте параллельно с этапом
архитектурно-строительного проектирования. Специалисты двух сфер должны
постоянно обмениваться данными и при необходимости вносить корректировки. Совет: выбирайте дизайнера по портфолио: творческие
личности не выдержат бесконечных правок, да и обойдётся это недёшево. Запросите
фотографии реализованных объектов, сравните визуализации с реализациями:
поймёте, насколько дизайнеру удаётся довести задуманное до конца. Важно, чтобы специалист имел практику работы с общественными
пространствами, а не специализировался только на жилых интерьерах. Выбирайте
вдумчиво: дизайнеры сотрудничают с инженерами-проектировщиками, технологами,
прорабами, поставщиками и другими смежными специалистами. Не пугайтесь сложностей; действуйте вдумчиво, но быстро;
планируйте тщательно, выбирайте — взвешенно. Черпайте силы, представляя
картинку вашей будущей клиники, — влюбитесь в проект. Используйте статью, как
шпаргалку — намечайте шаги, вникайте в детали.