Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
1 695 1 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Исследование: тренды удаленной работы осени 2021 года

Rubrain.com, управляющая 15 000 удаленных специалистов, предлагает главные, по ее мнению, тренды этой осени. Cамая свежая статистика о том, как рабочее место изменилось (к лучшему?) для работодателей и сотрудников. Специально для Spark.

До этого целый год удаленная работа находилась на развилке. Перед организациями стояло два варианта: либо попробовать вернуть всех в офис, как было до 2020 года, либо попытаться ввести гибридный график. Но развитие штамма Дельта в Европе и США (а в России еще и объявление нерабочих дней в октябре-ноябре) сделало выбор за работодателей. Глобальное возвращение в офис пришлось опять отложить до лучших времен. В результате еще большее число компаний решили, что продлевать аренду пустых офисов не стоит. И сделали окончательный выбор в пользу удаленки.

Ключевые цифры, показывающие, что происходит в 2021 году:

  1. 16% компаний в мире теперь на 100% удаленные.
  2. 85% руководителей считают, что наличие команд с удаленными сотрудниками становится новой нормой.
  3. 77% удаленных специалистов говорят, что они чувствуют себя более продуктивными, работая из дома.
  4. 44% компаний не разрешают удаленную работу.
  5. Годовой доход у дистанционных работников в США и Европе в среднем на $4000 выше, чем у других работников.
  6. 74% работников говорят, что наличие возможности работать удаленно снизит вероятность того, что они уйдут из компании.
  7. Три главные проблемы для сотрудников, связанные с удаленкой, это: сложности с отключением от интернета после работы (22%), одиночество (19%) и недостаток общения с коллегами (17%).

Далее чуть подробнее, с выводами:

1. Возвращение в офис? Сотрудники говорят «нет, спасибо»

Судя по результатам опроса, выпущенного в Business Insider, 41% удаленных сотрудников хотели бы никогда не возвращаться в офис (по сравнению с 29% в начале 2021 года).

Опросы также показывают, что 48% сотрудников будут продолжать работать удаленно даже после пандемии, независимо от того, позволит им это их нынешний работодатель или нет. То есть, если не позволит — они планируют уволиться, и найти другую компанию.

Возможно, поэтому количество онлайн-запросов о поиске удаленной работы за последние 2 года увеличилось на 460% по данным Glassdoor.

Молодое поколение становится самым решительным сторонником работы из дома:

  1. 69% людей младше 40 лет говорят, что согласны на сокращение зарплаты ради возможности работать удаленно.
  2. Каждая пятая сотрудница в возрасте до 40 призналась, что отказалась бы от работы или уволилась, если бы её работодатель не предлагал ей возможность работать из дома.

То есть, большинству людей не терпится вырваться куда-то в люди, но только не тогда, когда разговор заходит о выходе в офис.

Доходит даже до активных действий. Так, этим летом Apple объявила о своих планах по возвращению в офис. Планировалось, что с начала сентября сотрудники будут работать из дома только 2 дня в неделю, а 3 дня в неделю — из офиса Apple Park. В ответ на это сотрудники провели внутренний опрос, и оказалось, что 60% из них не хотят работать в офисе. А 36,7% заявили, что им придется покинуть компанию. Результаты этого опроса вместе с открытым письмом были направлены Тиму Куку и VP по персоналу Дейдре О’Брайен. В итоге от возвращения в офис пришлось отказаться.

2. Удаленная работа становится популярной среди работодателей

Опросы последних лет показывали заметную разницу между мнениями сотрудников и владельцев компаний. Большинство новых «удаленщиков» с самого начала говорили, что предпочитают дистанционный формат работы, который дает им больше личной свободы, экономит их деньги и позволяет не тратить время в транспорте. В то же время работодатели до последнего держались за старый и хорошо проверенный офис — взять тех же Apple и Google. Их главным аргументом было то, что только в офисе можно развивать пресловутую «корпоративную культуру».

Но в последние месяцы даже работодатели начинают изменять свое мнение, и видят все больше плюсов в удаленном труде.

Согласно недавнему исследованию:

  1. 27% работодателей заявили, что их команда стала более продуктивной после того, как стала работать удаленно.
  2. 77% компаний значительно снизили свои расходы, просто разрешив больше удаленной работы.
  3. компании получают в среднем на $2000 (150 000 рублей) больше прибыли за каждого сотрудника, который начал работать удаленно.

В итоге 47% руководителей компаний согласились и дальше разрешить своим сотрудникам работать удаленно на постоянной основе — даже после того, как пандемия утихнет.

Параллельно с этим растет популярность аутсорсинга и аутстаффинга. Глобальный рынок аутсорсинга в этом году достиг $92,5 млрд. В Британии 1 из 4 сотрудников теперь работает в штате аутстаффинговой компании, которая сдает его в аренду конечным работодателям, или находит себе работу через рекрутинговое агентство.

3. В поисках оптимального решения для работы из дома

По данным Bloomberg, компании могут повысить производительность на 4,8%, просто предложив своим сотрудникам хотя бы один «удаленный» рабочий день в неделю.

Но опрошенные ими эксперты говорят, что идеальными для продуктивности будут два или три дня в неделю, выделенные для удаленной работы (конечно, если специфика бизнеса такое позволяет).

Откуда такой рост производительности? Дело в том, что, как говорят 78% сотрудников, дома они больше сосредоточены на своих задачах, а в офисе их чаще отвлекают.

Хорошая новость для компаний состоит в том, что большинство сотрудников могут без проблем работать по гибкому графику. А невероятные 99% опрошенных согласны трудиться удаленно до конца своей жизни — даже если бы это значило, что они будут наняты на неполный рабочий день. То есть, гибкость в плане найма для компаний тоже повышается.

В связи с постепенным изменением мнения работодателей и почти единогласным выступлением в пользу удаленной работы со стороны сотрудников впервые за два года начинает казаться, что тренд не остановить. Аналитики за рубежом теперь говорят, что 62% людей в возрасте от 22-65 лет отныне будут трудиться дистанционно как минимум часть своей рабочей недели.

4. Создание культуры доверия

Чтобы компании и их сотрудники могли в полной мере воспользоваться преимуществами удаленной работы, нужен прочный фундамент, основанный на культуре доверия.

Менеджеры и руководители не должны постоянно следить за каждым человеком, используя программы (InterGuard, iMonitorSoft, HubStaff и т.д.) — они всё равно без особого труда обходятся, а мотивация у сотрудников теряется. Нельзя постоянно отвлекать людей от работы уведомлениями в Slack или мессенджерах. Учеными было доказано, что достижение искомого «состояния потока» занимает минимум 10-15 минут. Если сотрудник отвлекается на что-то (например, на сообщение) в течение этого времени — полностью погрузиться в свою работу у него не получится.

С другой стороны, доверие должно быть и со стороны сотрудников. Они должны понимать, что даже если за ними на удаленной работе пристально не следят, это не значит, что можно работать, сложа руки. В идеале, конечно, в компании есть система, поощряющая конкретные результаты. Но даже в таком случае определенный уровень доверия с обеих сторон должен быть.

Эксперты в сфере удаленной работы, опрошенные NBC — Эндрю Челленджер, Джуэлл Паркинсон и Рэй Ван, — подчеркивают, что виртуальный офис является продуктивным только тогда, когда компания прикладывает целенаправленные и заметные усилия по установлению доверительных отношений. Любые попытки быть жесткими в отношении того, как люди работают из дома, обычно имеют неприятные последствия и ведут к быстрому выгоранию или массовым увольнениям.

С другой стороны, если доверие есть, 83% сотрудников говорят, что работают более продуктивно, когда трудятся удаленно.

Гендиректор Salesforce Марк Бениофф поддержал эту позицию в недавнем интервью Business Insider. Он говорит, что его команда Salesforce (56 000 полностью удаленных сотрудников) стала более продуктивной и успешной за время пандемии. Акции Salesforce в этом квартале принесли более высокую прибыль, чем ожидалось, и в целом сейчас находятся на историческом пике. Поэтому Бениофф говорит, что его компания останется удаленной на ближайшие годы, и в офис возвращаться не планирует.

Аналогичная ситуация и у Rubrain.com, крупнейшей полностью удаленной компании в России. У них даже нет собственного офиса, но за время пандемии количество сотрудников выросло почти в 3 раза — с 5 тысяч до 15 тысяч. При этом прибыль росла еще более высокими темпами — за счет аренды IT-команд и рекрутинга для таких компаний как «Яндекс», Сбербанк и X5 Group, которые пытались перестроиться на удаленку. То, что все рабочие процессы в компании поддерживали удаленный труд еще до пандемии, оказались огромным преимуществом.

«Большое увольнение»

При выборе стратегии компании на ближайший год важно учитывать то, что мы находимся в центре шторма, названного Great Resignation («Большое увольнение»). Люди сейчас массово увольняются с работы в поисках того, где «трава зеленее».

Количество свободных рабочих мест и на Западе, и в России — выше, чем когда-либо в истории наблюдений. Судя по осеннему отчету американского Бюро статистики труда, рекордное число людей бросают свою работу — по 4-4,5 млн каждый месяц. При этом на рынке открыто рекордное число вакансий — почти 11 млн. Недавно «Работа.ру» показали, что в России вакансий за этот год тоже стало больше на 70%. Стране в целом не хватает 1,7 млн работников. Даже обычным курьерам в Москве и Санкт-Петербурге теперь предлагают по 100 тысяч рублей в месяц (а автокурьерам — по 200 тысяч в месяц), и на них все равно дефицит.

Поэтому «в моде» — следить за благосостоянием своих сотрудников, и внимательно относиться к их нуждам. В том числе в плане того, в каком формате им больше нравится работать, и где они чувствуют себя лучше всего. Стратегии найма и удержания людей должны в значительной степени ориентироваться на удобную работу из дома (или наличие гибкого графика) как на один из плюсов работы в вашей компании.

+2
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Ira Pahomova
Хочется надеяться, что многие работодатели (а не только самые продвинутые и антитоксичные) реально поддержат этот тренд внимательного отношения к нуждам сотрудников.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.