редакции Выбор
Интернет-магазин с нуля: что, кому, как и когда делать, чтобы непременно «взлететь»
Невнимательные профессионалы фыркнут, мол не изложено ничего нового, а новичкам укажем путь, который предстоит пройти, чтобы приступить к реализации товаров через Интернет. Без лишних предисловий и расшаркиваний изложим очерёдность вопросов, на которые предстоит дать ответ:
1. Цель:
- как видите ресурс через 3-5 лет: собираетесь избавиться или готовы управлять?
- сколько хотите зарабатывать — не фантазируйте лишнего;
- на кого ориентируетесь — образец для подражания.
2. Товар:
- наладите собственное производство, закупите у локального продавца, попробуете импорт?
- как выберите поставщика: условия закупки, отсрочка платежей, объёмная скидка;
- по каким принципам сформируете ассортиментную матрицу?
3. Ценообразование:
- какова рекомендуемая розничная цена поставщика?
- в чём ориентация на конкурентов и покупателей?
- как рассчитаете себестоимость и наценку?
4. Нормативы:
- ФЗ «О защите прав потребителей», ФЗ «О персональных данных» — разместить политику конфиденциальности на сайт, ГК РФ статья 494 — добавить публичную оферту на ресурс, ГК РФ раздел VII — о соблюдении авторских прав, ФЗ «О рекламе», ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»;
- Письма Роспотребнадзора от 08.04.05 № 0100/2569-05-32 и от 12.10.07 № 0100/10281-07-32;
- Постановления Правительства РФ № 2463 от 31.12.20 и № 515 от 26.04.19.
5. Востребованность:
- регулярность и сезонность: товары перманентного (шампунь, скатерти, постельное бельё) или сезонного (самокат, кондиционер, обогреватель) спроса, изделия пиковых продаж (ёлочные украшения, валентинки, школьные принадлежности);
- причины интереса: цена, уникальность, высокое качество, удобство заказа?
- кого хотите видеть в покупателях, и кто будет заинтересован?
6. Складское помещение:
- как доставлять товар до склада, и сколько это стоит?
- условия хранения — температура, влажность;
- габариты и фасовка.
7. Размах:
- региональный — домашняя территория и прилежащие;
- федеральный — перечислите округа;
- международный — укажите страны.
8. Анализ конкурентов:
- практическое пользование, сравнение на личном опыте;
- история, обороты, интернет-ресурсы;
- косвенные соперники.
9. Скидки:
- определите, как действовать при скоплении неликвида или распродаж у конкурентов;
- продумайте систему лояльности и участие в сезонных акциях;
- решите принципиальный вопрос: пойдёте ли на уступки.
10. Разработка сайта:
- покупка домена, оплата хостинга, приобретение квоты облака, SSL-сертификат;
- выбор подрядчика или самостоятельная разработка;
- дизайн, вёрстка, тексты, процедура оплаты.
11. Наполнение ресурса:
- выбор параметров парсинга для построения таблиц сравнения;
- съёмка видео, написание обзоров;
- фотографирование товара.
12. Оплата:
- интернет-транзакция или наличными при получении;
- подключение платёжных систем;
- онлайн-касса.
13. Связь:
- телефон — лучше бесплатный для клиентов;
- почта — желательна доменная;
- мессенджеры.
14. Дополнительное ПО/сервисы:
- электронный документооборот, ЭЦП — отталкивайтесь от того, чем пользуются контрагенты;
- как вести бухгалтерию, складской учёт и надо ли для этого специальный софт?
- CRM — интеграция с интернет-магазином или встроенная в него.
15. Уведомления о заказе:
- звонок менеджера — подключение call-центра или собственные менеджеры;
- email-рассылка — настройка почтовых служб, дизайн;
- смс-рассылка — специальный сервис.
16. Доставка:
- определение логистических расходов для магазина;
- сторонняя или собственная курьерская служба;
- кто компенсирует — покупатель или продавец?
17. Упаковка:
- самостоятельная или фулфилмент;
- выбор способа и материалов;
- определение затрат.
18. Возврат:
- кто оплачивает затраты на доставку — клиент или магазин?
- условия с соблюдением законодательства;
- шаблоны документов.
19. Гарантии:
- определение затрат, включая стоимость доставки;
- кто и где осуществляет ремонт или замену?
- что ещё входит в обязательства?
20. Персонал:
- определение основных бизнес-процессов;
- расходы на команду — офис, зарплата;
- люди — кто за что отвечает?
21. Прочие расходы:
- налоги, банковское обслуживание, комиссии за переводы платежных систем;
- оформление юридического лица, открытие счёта;
- связь, бензин, канцтовары.
22. Непредвиденные ситуации:
- продумайте возможные сценарии: сбой поставок, нетрудоспособность, нарушение договорных обязательств контрагентами, чрезвычайные ситуации;
- подготовьте решения: альтернатива вашему товару, кадровый резерв, страхование, охрана, денежный запас;
- определите точку невозврата: в какой момент будете вынуждены остановиться.
23. Безопасность:
- настройка и проверка корректности настройки сайта и смежных сервисов;
- если ресурс на аутсорсе, сохраните за собой доступ;
- регулярные бэкапы.
24. Аналитика:
- разберитесь с Google Search Console и Яндекс.Вебмастером;
- освойте Google Analytics и Яндекс.Метрику;
- заглядывайте на Similarweb.
25. Соцсети:
- используйте функцию магазина везде, где это возможно;
- укажите на сайте максимум переходов на профили;
- определите, кто будет вести страницы.
26. Контент:
- решите, кто будет делать: писать, снимать фото и видео, рисовать графику;
- согласуйте план и регулярность;
- давайте пользу покупателям.
27. Оптимизация сайта для поисковых систем:
- проверьте дубли и битые ссылки, пропишите мета-теги;
- добивайтесь понятности интерфейса;
- не брезгуйте микроразметкой.
28. Первые клиенты:
- как найдёте экспертов по заданной тематике, чем привлечёте?
- сможете ли сделать с ними полезный материал без рекламы?
- что предпримите для распространения материала?
Сознательно не затрагиваем платные методы продвижения. Каждый сам выбирает путь: залить деньгами Сеть в надежде, что холодная аудитория среагирует на рекламное послание, или планомерно и методично приносить пользу людям, делая любимое дело с огоньком на пять с плюсом.