Главное Свежее Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
678 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

После ухода иностранных компаний и запрета социальных сетей: какие профессии в продвижении будут востребованы в ближайшем будущем?

С закрытием социальных сетей, специалисты, чьи профессии были особенно актуальны в последнее время (например, SMM-специалисты и таргелоги в Instagram), оказались не у дел.

Кроме того, с уходом иностранных компаний в РФ сократился спрос на специалистов в сфере маркетинга и рекламы. По данным сайта hh.ru, число вакансий снизилось на 44%.

Какие профессии будут востребованы в новой реальности, в каких нишам можно найти работу и вырасти даже в кризис, на какие площадки стоит обратить внимание — о перспективных направлениях расскажет эксперт по коммуникациям, руководитель PR-агентства, создатель «Школы пиарщика» — Дарья Осипова

Контекст или таргет? Приоритеты новой эры

Признание компании Meta экстремистской организацией и, как следствие, запрет соц. сетей Instagram и Facebook в России в марте 2022 года ознаменовали не только переход пользователей на новые площадки, но и глобальные перемены в маркетинге и PR-продвижении бизнеса.

В последние годы основная часть брендов и экспертов (личных брендов) сосредотачивалась в Instagram. Преобладала таргетированная реклама, предлагающая пользователям манящую картинку, что провоцировало зачастую спонтанные, эмоциональные покупки. Она позволяла быстро рассказать о продукции, мотивировала на импульсивные действия. Инстаграм был похож на торговый центр, в котором есть все: косметика, одежда, БАДы, услуги диетологов, нутрициологов, психологов и других специалистов — решения любых ваших проблем в разных сферах. Благодаря красивым фото удавалось подталкивать пользователей к приобретению на волне эмоций.

С уходом Instagram и Facebook и отключением таргетированной рекламы в них, произошла переориентация на контекстную рекламу, которая, в отличии от таргета, нацелена на уже сформированный запрос потребителя — пользователи пытаются найти ответы на свои запросы в поисковиках, реклама подстраивается под этот запрос, Она оперирует ключевыми словами и подразумевает, что у пользователя уже обозначилась потребность в тех или иных товарах.

Такое продвижение было особенно популярно 5-7 лет назад, но сегодня оно возвращается. Специалисты в этой сфере, в частности профи по контекстной рекламе, seo-продвижению, репутации в сети, поисковой выдаче, PR, снова в почете. Они действуют в рамках осознанного потребления, когда клиент совершает покупку не на эмоциях, а исходя из реальной необходимости.

Ситуация приводит к росту конкуренции среди предпринимателей. Задача маркетолога, таргетолога не только привлечь покупателей, но и посоветовать собственнику бизнеса, как улучшить качество товара, создать грамотную линейку продуктов, выстроить стратегию. Такой подход, в свою очередь, требует от специалиста погружения в специфику клиента и глубоких знаний в маркетинге.

Кроме того, огромное количество брендов, экспертов стало осваивать соц. сети ВКонтакте и Telegram, реклама и продвижение в которых тоже имеет свои нюансы. В результате, на рынке вакансий сформировался дефицит специалистов именно в этих соц. сетях и мессенджерах, так как специалисты из Instagram, которым пришлось срочно переучиваться для этой цели не подходят, а таргетологам и SMM-щикам приходится осваивать новые навыки.

Жизнь с чистого листа

Сложившуюся ситуацию часто связывают с уходом зарубежных компаний вследствие блокировки ведущих соц. сетей. Но это далеко не главная причина.

Вторая причина кроется в психологии: это естественная реакция на стресс, предприниматели в кризисной ситуации останавливают рекламу и расходы на пиар. Правда, с точки зрения стратегии так поступать неправильно. В этом отношении бизнес можно сравнить с серфингом. Когда идет «волна», приходится еще интенсивнее «грести» работать, вводить новые креативные решения, актуальные предложения для клиента, предпринимать еще больше действий, чтобы пройти напряженный период с успехом.

Тут речь идет скорее о сегменте крупных брендов, что касается небольших брендов, микробрендов или личных брендов, тут ситуация гораздо стабильнее. Так например, наше агентство, которое сосредоточено на работе как раз с таким сегментом чувствует себя уверенно в кризис благодаря большому количеству «маленьких» клиентов.

Российские бренды, особенно небольшие по-прежнему нуждаются в продвижении. Переход в новые социальные сети и освоение новых инструментов — очень болезненно, это сравнимо с началом жизни с чистого листа, поэтому, будут очень важны специалисты, которые могут с этим помочь.

Среди маркетологов и пиарщиков выигрывают универсалы, те, кто работает с клиентами разной направленности и разных ниш. Сегодня есть много востребованных ниш, например, все что связано с импортозамещением, психология, коучинг, антикризисное реагирование, все кто помогают компаниям перестраиваться и учат работать в новой реальности. У таких специалистов дела идут в гору. Оперативность, мобильность, способность подстроиться под текущую ситуацию становятся определяющими факторами.

«Необъятная целина» новых площадок

С уходом Instagram и Facebook блогеры и бренды осваиваются новые платформы: Mail, Яндекс Дзен, ВКонтакте, Телеграм, где можно выстраивать рекламные кампании. У каждой площадки своя специфика, аудитория и ее поведенческие особенности, поэтому «рекламщики» находятся в ситуации срочного переформатирования. Им приходится быстро переучиваться.

Наиболее востребованными ввиду переориентации рынка остаются:

  1. специалисты по продвижению и настройке таргета ВК;
  2. специалисты по продвижению и настройке таргета в Telegram;
  3. SEO-специалисты;
  4. настройщики рекламы в Яндекс Директ;
  5. PR-специалисты;
  6. специалисты по развитию личного бренда;
  7. копирайтеры.

Пиар-специалисты

«На пике» сейчас пиарщики, выстраивающие образ эксперта или бренда в медиа. Пресса лишилась многих конкурентов в сети. Внимание части пользователей сместилось с блогеров в сторону популярных и авторитетных изданий. В результате с помощью медийного PR бренд получает возможность выйти на более достойный уровень и выйти на площадки с уже готовой аудиторией, которую не нужно нарабатывать с нуля, как в случае с новыми соц. сетями. Видео выступления экспертов и представителей компаний, репортажи повышают степень доверия, поэтому специалисты, которые помогают простраивать коммуникацию со СМИ и лидерами мнений, причем на новых площадках (например подкасты и Rutube), особенно востребованы.

Копирайтеры

Не лишатся работы и копирайтеры. Правда, им придется менять политику, учиться работать с контекстом и нативно вставлять в свои тексты ключевые запросы клиентов. Увеличится спрос на авторов статей для СМИ, материалов ВКонтакте и других «новых, хорошо забытых старых соц. сетях», автоворонок, продающих текстов, статей для Яндекс Дзен, где в последнее время наблюдается стремительный рост числа пользователей.

Маркетологи и таргетологи

Но настоящих профессионалов, которые знают механизмы работы в востребованных ныне соцсетях (Вконтакте и Telegram), не хватает. Ранее бизнес не рассматривал эти площадки как серьезную платформу для продвижения. Соответственно, не было обширного спроса на маркетологов и таргетологов в этой сфере. Сегодня же возникла острая нехватка кадров: предприниматели буквально выстраиваются в очередь к толковым специалистам. Да и сами алгоритмы площадок еще не адаптированы к тому, чтобы принять такое количество новых пользователей.

На этом фоне возникает множество мошеннических предложений. Псевдотаргетологи представляют чужие кейсы для привлечения заказчиков. Приходится быть внимательным, чтобы не потерять вложенные средства. Но, тем ценнее настоящие специалисты, которые способны привести бизнесу покупателей и увеличить прибыль.

Кризис не время для того, чтобы затаиться и замереть в ожидании лучших времен. Ведь способность находиться в неопределенности, обучаться и находить новые решения — это и есть главные качества предпринимателя и то, что его отличает от остальных людей. Стоит направить свое время, силы и средства на обучение, освоение новых навыков. Интернет-пространство не статично: оно постоянно развивается. В нем необходимо быть гибким и уметь отвечать на потребности рынка.

Эксперт: Дарья Осипова — эксперт по коммуникациям, руководитель PR-агентства, создатель «Школы пиарщика», спикер инновационного образовательного комплекса Техноград.

Социальные сети: https://vk.com/osipova_pr


0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.