Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
😼
Выбор
редакции
5 039 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Самопрезентация: как рассказать о себе, чтобы впечатлить аудиторию?

Предложи человеку рассказать о ком-то другом, и он это сделает с удовольствием. Предложи рассказать о себе, и он замешкается.

Почему так сложно рассказать о себе и как сделать это, чтобы впечатлить аудиторию, изданию рассказала Наталья Коновалова — наставник по прогревам для экспертов и фрилансеров, один из самых высокооплачиваемых сценаристов в Российском Instagram* 2021 года.

Почему нам сложно говорить о себе?

  1. Психологические аспекты

С детства мы слышали: «Я — последняя буква в алфавите», «Надо быть скромным, не высовываться». Это закрепилось в голове, и став взрослыми, мы живем с установками, что привлекать к себе внимание — это плохо.

Кроме того, мы боимся разочаровать людей, оказаться хуже того образа, который о нас нарисовали окружающие.

2. Непонятно, для чего нужна самопрезентация

Нам часто кажется, что самопрезентация — это что-то официальное, и нужна лишь тем, кто выступает на большой сцене или ходит по тренингам, где приходится обязательно рассказывать о себе.

На самом деле мы постоянно занимаемся самопрезентацией, даже в обычной жизни.

Self presentation) —процесс, посредством которого мы стараемся контролировать впечатления, возникающие о нас у других людей; синоним — управление впечатлением о себе
 Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология. 2002

То есть мы презентуем себя даже при общении с друзьями, при случайной встрече с незнакомым человеком.

Чтобы производить то впечатление, которое мы хотим и которое, как нам кажется, лучше отражает нас, следует подготовить самопрезентацию заранее. Тем более, что она может пригодиться для:

  • Живых встреч, нетворкингов, тренингов;
  • Выступлений и публикаций в СМИ;
  • В качестве резюме при устройстве на работу;
  • Для рекламных офферов;
  • На своем сайте или в аккаунтах соцсетей (раздел «Обо мне», шапка профиля, баннер, пост-знакомство);
  • На других сайтах, агрегаторах, где вы продаете свои товары, услуги или себя (площадки по поиску работы, сайт знакомств);
  • В профилях других блогеров и экспертов при взаимопиаре, рекламе;
  • В комментариях под чужими постами.

Поэтому поделюсь рекомендациями, которые помогут справиться со сложностями в создании самопрезентации.

  1. Подготовка

Проведите ревизию своего опыта, образования, результатов. Посмотрите на все это не глазами критика-скептика, а так, будто обо всем этом рассказывает ваш лучший друг, который постоянно обесценивает себя. Но вы-то знаете, какой он крутой!

Инструменты, которые помогут это сделать:

  • Распаковка личности и экспертности/фокус-сессия — это глубинное интервью, когда вам задают вопросы, а вы искренне отвечаете на них;
  • Фрирайтинг — метод свободного письма, когда вы сами задаете себе вопросы и честно выписываете всё, что приходит в голову в течение 15-20 минут, а после вылавливаете из потока и хаоса интересные мысли и идеи;
  • Работа с коучем или психологом, когда вы узнаете себя глубже, видите то, что раньше не замечали.

2. Позиционирование

Даже если вы — человек с мультипотенциалом, должно быть одно или несколько ключевых слов, которые помогут вас идентифицировать и понять, кто вы.

Например, Игоря Манна все знают как маркетолога, но при этом он еще издатель, спикер, бизнесмен. Моргенштерн известен как хайповый рэпер, но помимо исполнения песен, он блогер и ресторатор.

Позиционирование должно быть четким и понятным, не завуалированным. Не просто: «13 лет помогаю людям», а «я стоматолог/психолог/маркетолог, который 13 лет помогает людям обрести красивую улыбку/выйти замуж/продавать их товары».


Пример позиционирования Седы Каспаровой.

3. Площадка и аудитория

Например, ваша специализация — домашняя сервировка. На конференции по Instagram (социальная сеть, принадлежащая компании Meta, признанной экстремистской на территории Российской Федерации) вы представитесь как блогер-эксперт и поделитесь опытом миллионных запусков своих обучающих курсов в соцсетях. Если станете спикером конференции по этикету или нужно будет подготовить информацию для программы Первого канала «Доброе утро», то акцент сделаете на любви к сервировке, которая началась на уроках труда, и расскажете, как долго учились правильно подбирать текстиль и посуду. А вот на первом родительском собрании в детском саду вы запомнитесь как мама, которая поможет организовать красивый стол на праздниках.

Своим коллегам-продюсерам я могу рассказать про свой опыт запусков и наставничество. Если общаюсь с психологами, то упомяну о своем дипломе по психологии.

Знание аудитории нам необходимо, чтобы найти общие точки касания и стать ближе и понятнее.

Кроме того, понимание ДЛЯ КОГО и ГДЕ помогает определить градус официальности: уместен ли юмор? Какую историю можно использовать?

4. Цель самопрезентации

Важно чётко понимать, какая цель вашей самопрезентации:

  1. Раскрыться как личность?
  2. Убедить аудиторию в экспертности?
  3. Запомниться и выделиться?

Что потом должны сделать люди, которым вы рассказываете о себе:

  1. Порекомендовать вас коллегам?
  2. Прийти в обучение к вам?
  3. Пригласить спикером на свою конференцию?

5. Необычное событие или ассоциация, чтобы привлечь внимание

Вспомните необычный факт из вашей жизни, который может показать вас с новой стороны или помочь запомниться вам. Событие, которое произошло непосредственно с вами или имело к вам лишь косвенное отношение, но вы можете его обыграть. Подумайте, как оно повлияло на вас? Как можете связать его с вашей жизнью или работой сейчас?

Например, я видела падение метеорита в Челябинска и часто свою самопрезентацию начинаю именно с этого момента. Далее рассказываю, как я пришла к тому, чем занимаюсь сейчас, и шуточно утверждаю, что именно метеорит изменил мою жизнь: я переехала в Москву, нашла любимое дело, которое приносит доход.

Такой заход помогает сразу привлечь внимание ко мне, выделить среди других участников мероприятия, а также продемонстрировать мою экспертность — умение создавать небанальный продающий контент.

Один знакомый при первой встрече говорит, что его зовут Александр — как Пушкина и Невского. Поэтому на мероприятиях даже с большим количеством людей практически все помнят его имя.

6. Скромности нет

Не скромничайте и не стесняйтесь, обязательно расскажите о своей суперсиле или самых больших успехах. Поделитесь профессиональными достижениями или впечатляющими качествами личности. Ваша аудитория должна быть уверена, что не зря вас слушает и им действительно есть чему у вас поучиться.



7. Никаких штампов

В самопрезентации не используйте клише и штампы, они испортят впечатление о вас.

Примеры выражений, которые нужно исключить из самопрезентации:

  1. Профессионал своего дела;
  2. Счастливая жена лучшего мужа;
  3. Мама годовасика;
  4. Создаю команду единомышленников;
  5. Выполняю работы любой сложности;
  6. Муза экспертов/миллионеров;
  7. Фея красоты;
  8. Творю и вытворяю.

Также не стоит включать в самопрезентацию фразы типа «Нахожусь в постоянном развитии» или «Ищу себя» — они не расскажут читателю ничего ценного и не раскроют вашу личность, а лишь вызовут недоумение у аудитории.

8. Это не исповедь

Не нужно рассказывать о себе всё, вы имеете полное право умалчивать о каких-то моментах, событиях, увлечениях. Ведь именно вы решаете, что будут думать о вас слушатели, поэтому давайте соответствующую информацию.

А слова с негативным окрасом (книжный наркоман) или спорные факты из жизни, которые сейчас не имеют к вам или вашей деятельности прямого отношения, сразу исключайте. Допустим, говорить о том, что в молодости вы много выпивали, а теперь встали на путь трезвости стоит только в том случае, если вы лидер антиалкогольного движения.

Не стоит также пересказывать автобиографию: родился, учился, женился — это скучно. Перечислять списком все полученные сертификаты, дипломы, звания (если только вы не пишете о себе в профессиональное сообщество) — тоже плохая идея.

Выбирайте самые интересные и важные, которые имеют отношение к сегодняшней встрече, помогают лучше вас понять или доказывают вашу экспертность. Раскрывайте их через ваше отношение и личную позицию.

Например, о том, что вы учились в престижном вузе, можно рассказать через короткую историю, которая произошла во время вручения диплома.

9. Противоречия

Проверьте, не вступают ли в противоречие между собой факты, которые вы хотите сообщить о себе. Сначала вы говорите, что дисциплинированы и организованы, а через 30 секунд добавляете, что часто теряете или забываете вещи.

10. Интрига

Если это текст в блоге — начинайте его с интриги или интересной фразы, чтобы сразу привлечь внимание читателей. Никакого вступления и долгих подводок.

Пример 1


Пример 2


По самопрезентации можно понять о человеке многое: как он к себе относится, есть ли у него чувство юмора, умеет ли он доносить суть. Не пренебрегайте искренностью и эмоциями, пусть рассказанная вами информация удивляет, восхищает или веселит. Если вы хотите произвести нужное впечатление на слушателей — применяйте мои советы, и у вас точно всё получится.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.