Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
😼
Выбор
редакции
1 456 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Воздаяние творцам: что такое трибьют и как правильно обращаться с чужой интеллектуальной собственностью

Как не нарушать авторские права при работе с различной интеллектуальной собственностью?

Рано утром по пути на работу или учебу нас постоянно сопровождает музыка. Она может играть по радио в автомобиле, звучать из наушников или колонок кафетерия. Нередко в плейлисте оказывается песня, которую вы уже точно когда-то слышали, но вот только она немного другая, переработанная.

Кавер-версии популярных музыкальных произведений заполонили чарты и продолжают провоцировать умы юристов, так как на уровне законодательства вопросы создания и дальнейшего использования каверов не урегулированы. А что если взять и записать целый альбом перепетых песен? О том, как это можно сделать, не нарушив авторских прав, рассказал юрисконсульт краудлендинговой платформы Ко-Фи Михаил Басс.

Новая старая музыка

Для начала стоит отметить, что понятие «кавер» в законодательстве отсутствует. Это усложняет работу как самим музыкантам, которые хотят использовать чью-то песню, так и юристам, которые отстаивают законность создания и дальнейшего использования кавера. Тем не менее дополнять список новыми объектами интеллектуальных прав не потребуется, так как кавер-версия подпадает под категорию производного произведения.

К производным произведениям относятся переводы, экранизации, аранжировки, инсценировки и прочие результаты, которые подверглись переработке. Неважно, изменил музыкант инструментальное сопровождение или, наоборот, исполнил песню с использованием оригинальной мелодии — артист в любом случае переделал известное произведение, но оставил его все еще узнаваемым. Отсюда и название — «производное», то есть произведенное из другого результата, который лег в основу нового креативного продукта.

Интересно здесь то, что создатель производного произведения становится его автором. Однако такой статус ему достается не просто так. Для начала необходимо договориться с создателем оригинального произведения, чтобы тот разрешил использовать его результат. Тут в дело вступают гражданско-правовые договоры — основа плодотворного сотрудничества. Рассмотрим наиболее релевантные.

Самой распространенной формой делового сотрудничества выступает лицензия. В ней необходимо прописать результат, способы его использования и, конечно же, вознаграждение, которое можно уплатить единоразово (что удобнее всего) или периодическими платежами. Тут уж как стороны договорятся. Наличие письменного документа — залог крепких нервов и уменьшения риска возбуждения судебных процессов.

Но вовсе не обязательно составлять именно лицензионный договор. У нас в России действует принцип свободы договора, одним из элементов которого выступает возможность заключать любые виды соглашений, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом и иными правовыми актами. Поэтому в свой договор вы можете включить все самое необходимое именно вам, применив тем самым положения различных соглашений.

Сборная солянка

Большинство артистов начинают свой творческий путь не с создания чего-то оригинального и вызывающего, а с перепевки уже известных песен. В конце 90-х рок-группа Metallica покорила миллионы слушателей своим трибьютом «Garage Inc.» — альбомом, полностью состоящим из кавер-версий музыкальных хитов. В переводе с английского tribute — это дань, воздаяние или подношение. То есть альбом, состоящий только из каверов, к примеру, какого-то одного исполнителя, можно сказать, выступает знаком почтения и уважения автору. Тем самым Metallica возродила старые песни к жизни, и они стали популярнее оригинальных треков.

Однако, как мы уже выяснили, с производными произведениями все не так просто. Предположим, вы захотели записать трибьют, посвященный какому-то иностранному артисту. Если вы сыграете его песни у себя дома перед своими друзьями, то, конечно, никакого разрешения запрашивать у автора не придется. Но в случае концертного тура с этими треками по родному городу с продажей билетов вам придется обратиться к автору оригинала.

Получить разрешение можно несколькими способами. В первую очередь стоит обратиться непосредственно к автору произведения. Однако не всегда знаешь, где и как найти владельца исключительных прав. В решении этой задачи могут помочь организации, которые занимаются сбором вознаграждения для креаторов, — общества по коллективному управлению правами (ОКУП). По общему правилу автор заключает договор с ОКУПом и второй, в свою очередь, следит за правомерностью использования результата интеллектуальной деятельности.

Через такие организации можно выйти и на зарубежных артистов. Обычно иностранные креаторы взаимодействуют с российскими ОКУПами через свои общества по управлению правами. Так, например, можно обратиться к Российскому Авторскому Обществу (РАО), которое посодействует с заключением лицензионного договора на использование произведения.

Кроме того, вы можете напрямую обратиться в лейбл, которому принадлежат права на музыку. Взаимодействие с иностранными мейджорами может быть затруднительным, во-первых, потому, что требуется знание языка, а во-вторых, если вы сможете договориться о заключении договора, то придется определять страну, чье право будет применяться. Ну и, конечно же, курс валют. Вознаграждение для иностранного артиста может оказаться в разы выше, чем выплата российским авторам. Тем не менее это не означает, что путь к сотрудничеству с зарубежными исполнителями закрыт. Это лишь некоторые издержки, которые можно преодолеть, если творчество зовет!

Трибьюты могут быть посвящены исполнителям, которых уже давно нет в живых. В таком случае следует обратить внимание на два аспекта. Авторские права в нашей стране действуют всю жизнь автора и потом еще 70 лет после. После смерти творца исключительные права на его произведение переходят его родственникам. При желании создать кавер-альбом важно понимать, как давно был создан результат. Если срок действия исключительных прав истек, в таком случае произведение переходит в общественное достояние и использовать его может кто угодно без выплаты вознаграждения и получения разрешения. Если же автор оригинального результата уже умер, но исключительные права все еще действуют, тогда согласие придется получать у семьи творца.

На первый взгляд может показаться, что законодатель придумал слишком много правил для креативных людей, которые зачастую создают свои результаты в творческом экстазе и не думают о каких-то границах. Однако потом у таких творцов начинаются трудности, с которыми уже бывает не справиться без помощи юриста. Поэтому, прежде чем явить миру свое креативное детище, стоит заглянуть в закон и ознакомиться с нормами, знание которых может избавить от лишних трат и разочарований.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.