Количество продавцов за рассматриваемый период возросло в 3,5 раза: с 50 тыс. в 2021 году до 170 тыс. в 2022 году и среди них стало больше индивидуальных предпринимателей: их доля увеличилась с 70% до 87%. Также за год перераспределились лидеры продаж — в апреле 2022 года в топ-1000 вошли 44% новых продавцов, которые прежде не попадали в этот рейтинг. Это связано с появлением курсов по выходу на Wildberries, в рамках которых участники создают ИП, размещают свои товары на маркетплейсе и довольно быстро поднимаются в топ. При этом доля продавцов с выручкой менее 50 тыс. руб. увеличилась на 9% (с 47% в апреле 2021 года до 56% в апреле 2022 года), а доля продавцов с выручкой более 0,5 млн руб снизилась на 7% (с 22% в апреле 2021 года до 15% в апреле 2022 года).
Не каждая категория, где много товаров, показывает хорошие продажи
Динамика доступных продуктов в категориях позволяет определить общие тренды маркетплейса и степень конкуренции в нишах. За рассматриваемый период на первое место по количеству карточек товара вышла категория «Дом» (более 3,5 млн шт.), однако доля карточек, по которым произошла хотя бы одна продаж снизилась с 15% до 6%. Другие разделы товаров также показали снижение доли продаваемых товаров. Незначительный рост доли активных карточек показали категории: «Женщинам», «Обувь», «Ювелирные изделия», «Premium». Наибольшая же доля заказываемых товаров находится в категории «Продукты».
Покупательские модели существенно не менялись Соотношение средней цены и величина оборота (выручки) основных категорий на маркетплейсе позволяет определить его специфику и спрос аудитории. За рассматриваемый период оборот крупнейшей категории «Женщинам» вырос в более чем два раза с 12 до 29 млрд руб., лидирующие подкатегории по росту ассортиментной матрицы: «Толстовки, свитшоты и худи», «Спецодежда и СИЗы», «Свадьба». Расположение категорий относительного друг друга по шкале средней цены и оборота почти не изменилось, что говорит о уже сложившейся на этой торговой площадке покупательской модели. Стоит также обратить внимание на то, что темпы развития категорий разные, что связано с расширением ассортиментной матрицы в категориях, пользовательскими паттернами онлайн-покупок и логистическими возможностями.
Покупатели в категориях Дети, Дом и Авто идут на бренды
Ключевые слова на Wildberries, собираемые сервисом Sellematics, позволяют определить тренды маркетплейса, основываясь на часто запрашиваемых поисковых фразах пользователей. Алгоритмы сервиса распределяют продукты, которые ранжируются в выдаче по запросу в поисковой строке, по категориям. Анализ ключевых слов в категориях верхнего уровня выявил те категории товаров, где пользователи чаще приходят с конкретным запросам бренда. Это «Детям», например запрос «акула одежда для девочек», где родители склонны делать выбор в пользу покупки товара проверенного бренда, «Автотовары», где ключевую роль играет марка авто и «Дом», что объяснимо высоким порогом вхождения в эту категорию. Для малого бизнеса на маркетплейсе необходимо также грамотное позиционирование своего товара и выстраивание бренда, повышение его узнаваемости на площадке. Так известны бренды, которые были созданы только на этой площадке и привлекли постоянную аудиторию исключительно за счет внутреннего трафика Wildberries.
Вместо заключения
Один из главных выводов, который можно сделать по результатам отчета Sellematics — это то, что строить бизнес на Wildberries становится все сложней. Перед тем, как заходить в определённую нишу, стоит ознакомиться с тем, что в ней происходит, насколько успешны продавцы в ней, и что ищут покупатели.