Главное Свежее Вакансии   Проекты
144 1 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Due Diligence / Дью Дилидженс: что это такое, кому нужно и зачем

Поможем разобраться в due diligence, чтобы не пришлось краснеть перед коллегами.

Недавно мы столкнулись с необходимостью провести due diligence. После погружения в тему и испытаний на практике написали краткий обзор. Он пригодится тем, кто хочет понять суть due diligence за пять минут. Лайфхак для тех, кому некогда читать: обращайтесь в агентство «Репутация.Москва» — мы знаем о Дью Дилидженс не понаслышке.

План статьи

  • Due diligence: что это такое простыми словами.
  • Когда компании прибегают к due diligence.
  • Кто может провести due diligence.
  • Что спросить на предварительных переговорах.
  • Due diligence: что это такое в тезисах

Due diligence: что это такое простыми словами


Когда инвестор хочет приобрести бизнес, он заказывает due diligence (дью дилидженс). Это всесторонняя проверка, которая должна показать подноготную потенциального актива. Если прежние владельцы решили замаскировать проблемы, проверяющие их найдут и отразят в отчёте.

Дью дилидженс заказывают не только инвесторы, но и собственники предприятий. Например, чтобы оценить общее состояние бизнеса, найти слабые места в производстве и т. д.

В России нет законодательной базы, регулирующей дью дилидженс. Поэтому процедуру чаще всего проводят по индивидуальным требованиям заказчика. При этом есть негласный канон, согласно которому дью дилидженс подразумевает пять связанных блоков:

  1. операционный;
  2. налоговый;
  3. юридический;
  4. маркетинговый;
  5. финансовый.

В команду, проводящую дью дилидженс, входят финансовые аналитики, аудиторы, юристы. Если требуется, могут пригласить и иных специалистов.

В стандартных условиях дью дилидженс длится несколько недель. В сложных — до года.

Due diligence: что это такое. Полная и всесторонняя проверка бизнеса.

Когда компании прибегают к due diligence


Дью дилидженс — полная проверка, а не первичный осмотр. Никто не даст провести её просто так. Поэтому важно понять, какое место проверка занимает в процессе приобретения компании.


Кратко рассмотрим каждый этап.

До переговоров. Инвестор проводит первичный аудит своими силами. Это может быть изучение открытой информации — отзывов покупателей, налоговой базы, новостей — или общение с людьми, близкими к компании.

Переговоры. Если потенциальный актив заинтересовал, начинаются переговоры. Здесь возможны различные сценарии. Как правило, инвестору предоставляют отчёты, планы и т. д.

Основная работа по оценке ведётся до дью дилидженс. Цена приобретения актива формируется во время предварительных переговоров.

Закрепление рисков. Как правило, перед проведением дью дилидженс стороны заключают соглашение. Целевая компания гарантирует, что предоставит всю необходимую информацию, а инвестор — выплату отступных, если откажется от сделки.

Due diligence. Проведение полного аудита. После него цена приобретения может быть незначительно скорректирована.

Закрытие сделки или отказ от неё. Если проверка выявила значительные проблемы, инвестор вправе отказаться от покупки. Лучше выплатить отступные, чем брать на себя проблемный актив.

Due diligence: что это такое. Подтверждение целесообразности приобретения актива, которое проводится после первичных переговоров.


Кто может провести due diligence


При должной квалификации проверку могут провести представители инвестора либо сторонняя дью дилидженс—компания. Оценим достоинства и недостатки обоих вариантов.


К консалтинговым компаниям обращаются, когда предстоит оценить бизнес в незнакомой нише или когда нет ресурсов, чтобы провести дью дилидженс самостоятельно.

Консалтинговые компании, как правило, называют стоимость услуг после общения с клиентом и анализа его потребностей. Цена работы дью дилидженс—компаний обычно начинается от 100 тыс. рублей.

Каждая компания специализируется в своей нише. Поэтому искать подходящую придётся самостоятельно.

Due diligence: что это такое. Проверка, которую за некоторыми исключениями предпочтительнее поручить сторонней компании.

Что спросить на предварительных переговорах


Чтобы разобраться в намерениях представителя целевой компании, стоит озвучить эти вопросы на предварительных переговорах.

Почему вы продаёте бизнес? Главный вопрос, который задаёт тон остальным переговорам. Если у продавца нет чёткого ответа, это повод забеспокоиться. Возможно, бизнес убыточный, а его репутация окончательно испорчена.

Вы пытались продать бизнес раньше? Продавцы неохотно рассказывают о неудачных продажах. Однако это может пролить свет на неудовлетворительные показатели компании.

У вас есть бизнес-план? Наличие самого бизнес-плана ещё ни о чём не говорит. Важно сравнить прогнозы с фактическими показателями. Некоторые предприниматели указывают раздутые результаты исходя из прогнозов.

Насколько легко на рынок могут войти конкуренты? Этот вопрос поможет выяснить, насколько сложно начать бизнес в схожей нише. Если порог входа низкий, возможно, стоит начать бизнес самостоятельно.

Ведёте ли вы работу с репутацией? Негативные отзывы могут отпугивать до 60 % потенциальных покупателей. Поэтому стоит спросить, работала ли компания с сайтами-отзовиками и были ли в прошлом инциденты, ставшие причиной всплеска негатива.

Насколько сложна бизнес-модель? В каждом бизнесе свои подвижные части. Если дочерних компаний много, а управление переусложнено, понадобятся изменения, а это требует времени и средств.

Есть ли у вас организующая схема? По сути это срез всей компании. Инвестор увидит, как устроено управление, кто за что отвечает и кому отчитывается. Юридическая организующая схема поможет увидеть дочерние компании, структуры, а также других инвесторов.

Какова ваша географическая структура? Если организация работает во многих регионах, важно знать географическую структуру. Она покажет проблемные отделения, как обстоят дела в дистрибуции и маркетинге на местах.

Due diligence: что это такое. Представленные вопросы помогут оценить предпродажное состояние бизнеса. Если продавец запинается, скорее всего, у него есть проблемы, о которых не хочется говорить.

Due diligence: что это такое в тезисах


  1. Дью дилидженс — полная и всесторонняя проверка бизнеса. Её проводят перед покупкой бизнеса, земельного участка или когда хотят оценить состояние компании.
  2. Чаще всего дью дилидженс используют, чтобы оценить перспективность потенциального актива.
  3. Основная работа по оценке ведётся до дью дилидженс. Цена приобретения актива формируется во время предварительных переговоров.
  4. Перед проведением дью дилидженс стороны заключают соглашение. Целевая компания гарантирует доступ к информации, а инвестор — выплату отступных, если откажется от сделки.
  5. Даже международные холдинги предпочитают заказывать дью дилидженс у консалтинговых и аудиторских компаний.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Рябова Соня
Пытались уже самостоятельно этим заниматься. Но по факту кроме геморра сотрудникам и руководству никакого положительного профита. Да и нет у нас специалистов, которые могут такую проверку самостоятельно провести. В итоге плюнули, обратились в специализированную контору, которые куда быстрее всё сделали, все документы подготовили оперативно. Дорого, но экономия на времени и нервах колоссальная.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.