Роботы доставки выручат местный бизнес – создатель Starship Technologies
Роботы доставки от Starship Technologies уже вышли на улицы семи городов в четырёх странах, исправно работая и не ожидая чаевых.
Ранее Robohunter писал о том, что собой представляют эти шестиколёсные «луноходы» – и вот редакции удалось потестить их в действии, а заодно и пообщаться с тремя членами команды Starship. Встреча проходила в киевском антикафе «Часопис».
Немного ТТХ
В Киеве мы увидели именно тот самый белый бокс на шести колёсах, вмещающий примерно два пакета с едой. Высота «лунохода» – около 70 см при грузоподъёмности 10 кг.
«Передвигается этот суперпарень с той же скоростью, что и пешеходы, – около шести километров в час. По крайней мере, я не видел, чтобы он ездил быстрее», – рассказывает Кристиан Корьюс, глава подразделения искусственного восприятия. В команде Starship он отвечает за то, чтобы робот постоянно воспринимал новую информацию от окружающей среды. Задача Кристиана – наделить робота «органами чувств» в виде сенсоров в нужных пропорциях при правильном взаимодействии.
Передвигается робот при помощи GPS, объезжая препятствия и запоминая маршрут, которым делится со своими «коллегами». За десятью роботами следит один живой оператор, реагирующий на нестандартные ситуации. Однако в будущем устройства должны стать более самостоятельными, что позволит выделять на сотню доставщиков всего одного оператора.
Подумаешь, робот
«Главная задача – чтобы роботы и пешеходы спокойно реагировали друг на друга, – поясняет СЕО проекта Ахти Хейнла, более известный в IT-сообществе в качестве основателя Skype. – Можно сказать, эта задача выполнена: люди положительно реагируют на доставщиков, а сами роботы не создают опасных ситуаций».
Действительно, за совокупные восемь тысяч километров, которые прошли доставщики, не случилось ни одного негативного инцидента. Две трети людей теряли интерес к белым боксам на колёсиках после первой же встречи.
CEO Starship Technologies Ахти Хейнла
Собственно, зачем?
«Домохозяйства тратят в среднем один час в день на походы за товаром, – поясняет Ахти Хейнла. – Это огромная потеря времени. Нет, можно, конечно, пользоваться онлайн-покупками, но тогда время на доставку будет тратить другой человек – курьер. Получается, мы просто отдаём потерю времени на аутсорсинг – 15 минут, которые потратит курьер на доставку одного заказа. Не говоря уже о том, что это не самая приятная работа».
По словам основателя Skype, в отличие от дронов, которые здесь и там натыкаются на регуляторные запреты, «наземные» роботы не нуждаются в диалоге с законом.
Кроме того, робот-доставщик – это спасение для местных магазинчиков, которым сложно конкурировать с сетевыми супермаркетами.
«Роботу не нужно спать и есть – он работает 24 часа 7 дней в неделю. И это меняет наши потребительские привычки», – говорит Ахти Хейнла.
А не украдут?
Вопросы, которые часто задают инженерам, – могут ли роботы работать в сложных погодных условиях и защищён ли груз внутри бокса.
Что касается сохранности товара, то его может достать только заказчик, у которого есть код. А по поводу погодных условий…
«Снег? Дождь? Нет, всё это не проблема. Ну, разве что солнце… А! И ещё дети», – смеётся Кристиан, показывая фото с детьми, пытающимися прокатиться на роботе.
«Сложность заключается, например, с распознаванием объектов, похожих друг на друга, – рассказывает третий член команды, инженер, киевлянин по рождению Сергей Харагоргиев. В Starship Technologies он отвечает за «зрение» робота.
Сергей приводит в пример проблему с распознаванием сигналов светофора. Во-первых, светофоры расположены на разной высоте, а сами они бывают разной величины. «Ночью сигналы светофоров и яркие фонари бывают неотличимы друг от друга – и это дополнительная сложность», – говорит он.
«Робот оборудован девятью камерами, четырьмя радарами и ультразвуковыми сенсорами», – вдаётся в подробности Ахти Хейнла. Благодаря такой начинке доставщик распознаёт своё расположение с погрешностью не более 2 см.
Где затестить
Сегодня с эстонским стартапом работают Postmates, Swiss Post, Just Eat и много других компаний в четырёх странах, а с лета Domino’s Pizza будет доставлять с помощью роботов заказы в городе Гамбурге. Если проект себя зарекомендует, то после Германии роботы Domino’s Pizza появятся в Нидерландах и других европейских странах.
С 2015-го активное финансовое участие в проекте принимает концерн Daimler. В частности, автопроизводитель разработал для Starship микроавтобус для перевозки восьми роботов доставки.
По словам создателей, конечная цель проекта – сделать доставку из локальных магазинов практически бесплатной. И в эти минуты над её достижением работают штаб-квартира в Великобритании, отдел разработчиков в Эстонии и 100 роботов, курсирующих по семи городам.