Ошибки самостоятельного внедрения CRM. Часть 1. Деньги вложены, а результат не случился

Меня зовут Георгий Кичев, я — коммерческий директор компании RocketSales. Я 10 лет ежедневно ищу способы пресловутого роста продаж. Как для компании, в которой работаю, так и для бизнесов моих клиентов.
Внедрение CRM — одно из первых действий, на которое решаются собственники и руководители отдела продаж. Кто-то прибегает к услугам CRM-интеграторов, не желая терять 5 лет на изучение технологий и набивание шишек. Но большинство берется за эту задачу самостоятельно.
И 70 из 100 таких внедрений проваливаются (данные Gartner). Менеджеры продолжают вести любимые иксельки, забытые клиенты прилежно скапливаются на соответствующем этапе воронки, а каждый новый сотрудник ломает выстроенную систему продаж одним своим появлением.
В этой статье я расскажу о самых частых, но неочевидных причинах неудавшегося самостоятельного внедрения.
Немного о том, где я работаю

Компания RocketSales — один из четырех сильнейших моновендорных интеграторов CRM. Моновендорных — значит, что мы работаем только с amoCRM, лучшей, на наш взгляд CRM-системой в России.Один из четырех — значит, что мы занимаем 4 место из 10 000 партнеров-интеграторов amoCRM.
Миссия RocketSales — помогать отделам продаж в достижении новых вершин с помощью современных IT-решений. За 5 лет мы убедились, что CRM не решает всех проблем бизнеса: нужен софт, чтобы управлять задачами, вести базу знаний, хранить пул документов сотрудников и клиентов. Для всего этого мы отобрали лучшие облачные решения на мировом рынке, проверили их на себе и теперь внедряем клиентам вместе с amoCRM.
К нам обращаются не только те, кто решился внедрять CRM, но и, довольно часто, те, кто решился и попробовал внедрить CRM самостоятельно. Поэтому у нас есть много примеров и большой пласт информации, чтобы сделать выводы о причинах неудавшегося внедрения.
Что значит «неудавшееся внедрение»?
Ну, как это, CRM не прижилась? Внедрили? Внедрили! Вот и используйте. Что там может не получиться? Вот сильно сокращенный список того, что не получилось у тех, кто к нам обратился: Все эти боли — последствия ошибочных действий. И, на мой взгляд, самое важное то, что эти действия не в конкретной настройке или созданной воронке. Их компания совершила гораздо раньше, на самом старте внедрения. Итак, какие шишки наверняка набьют «самостоятельные внедренцы»? Звучит размыто, пока не спросишь знакомых, зачем они внедряют CRM.Чаще всего это внедрение ради внедрения: чтобы продажи росли, чтобы менеджеры нормально продавали, чтобы больше зарабатывать. Все эти цели подслушаны на задворках бизнеса и необдуманно приняты как бизнес-цель. Как надо: определите цель внедрения конкретно для вашей команды. При каких условиях и показателях внедрение станет успешным? Какие проблемы в процессе продаж или бизнес-процессах вы хотите закрыть внедрением? Примеры целей: Говорю об этом и скриплю зубами: «Ну, как?!». Выбрали CRM, настроили интеграции, потом воронки, потом пользователей добавили, потом подумали, как воронки должны работать, донастроили. В результате получили не систему, а дачную пристройку: поняли, что дом маловат, соорудили дополнительную жилплощадь из г*вна и палок, поклеили внутри остатками обоев из других комнат, постройка покосилась, подперли палками, держится и слава богу. Как надо: двигайтесь по прописанному алгоритму. Продумайте его сами или подсмотрите у профессиональных интеграторов, которые пишут статьи о внедрении, чтобы привлекать клиентов. Пример КРАТКОГО рабочего алгоритма ЭТО НЕ КОНЕЦ. Минимум 1 месяц 1 раз в неделю собирайте обратную связи и вносите «горящие» изменения. Собственники и РОПы действуют по двум принципам: В компании уже есть какая-то телефония, с которой мучаются менеджеры, но ее же кто-то почему-то выбрал и как-то когда-то внедрил. Что теперь, все переделывать? Из-за разницы в 1 000 рублей за месяц выбирается решение, поддержка и исправление ошибок которого стоят для компании в десятки раз больше. Как надо: выберите сервисы, учитывая только их качество и то, как их функциональности отработают в единой системе, сообща. Да, если нужно, лучше один раз перенести бизнес-процессы из привычного, но плохого интерфейса в новый и удобный. Вы удивитесь, как сильно удобство и эффективность инструмента влияют на желание сотрудника им пользоваться. В компаниях почти всегда нет желающих заниматься внедрением. Руководителю поставлена задача как-то увеличить продажи. Внедрение CRM — признанный способ. Изучать полные возможности системы, составлять алгоритмы, ковыряться в скриптах и коде — кому это нужно. В компании есть технарь, ему будет легче разобраться. Но продавец и техспец думают по-разному. Первый не сможет работать в системе, выстроенной вторым. Как надо: сначала построить правильную методологию системы и бизнес-требования, а потом привлекать техспециалистов для осуществления конкретных интеграций по вашему ТЗ. Продолжение статьи
Ошибка № 1. Не прописали бизнес-цель
Ошибка № 2. Нет проекта и срока внедрения
Ошибка № 3. Выбрали неправильные интеграции
Ошибка № 4. Отдали задачу по внедрению своим программистам