редакции Выбор
Как узнать свою аудиторию с помощью систем сбора статистики
Представьте, что Шерлок Холмс попытался поймать убийцу с помощью угадывания. «Возможно, это был дворецкий! Или начальник полиции!» Сколько невинных людей оказалось бы в тюрьме.
Решая задачи своих пользователей, очень часто владельцы сайтов действуют примерно так же — пытаются угадать, кто они и что им нужно. Беда в том, что на проверку их гипотез уходят силы и деньги, а истинных желаний пользователей можно так и не узнать.
Хватит гадать! Екатерина Хиндикайнен, Product Owner сервиса Rookee, рассказывает, как понять своих клиентов, настроив системы сбора статистики и ответив на основные вопросы о них:
- С каких устройств заходят ваши пользователи на сайт?
- Какой процент аудитории сайта совершает покупки?
- Из каких регионов пользователи сайта?
- Пользователи каких регионов наиболее охотно совершают покупку на сайте
- Какие страницы или карточки товаров они посещают чаще всего?
Как это работает? Знакомьтесь, Вася Блэк
Для того, чтобы ответить на любые вопросы о своей аудитории, необходимо установить на сайте скрипты систем сбора статистики. Эти системы на слуху:
- Яндекс.Метрика,
- Google Analytics,
- Mixpanel,
- KISS Metrics и другие.
Наибольшую популярность в России по праву имеют первые две — Яндекс.Метрика и Google Analytics — они зарекомендовали себя на рынке как отличные инструменты аналитики сайта. Разберем механику систем сбора статистики, чтобы понять, как это работает и можно ли им доверять.
- На сайт устанавливается уникальный скрипт системы сбора статистики.
- Пользователь, к примеру, условный Вася Блэк. Вася находит сайт, на котором установлен скрипт (код отслеживания).
3. Код отслеживания начинает собирать информацию о Васе и его визите.
4. Вася заходит на сайт из какого-либо источника.
5. Код отслеживания добавляет в браузер Васи cookie-файл, который используется для аутентификации пользователя и хранения его персональных предпочтений и настроек.
Кроме того, код отслеживания передает в базу данных системы сбора статистики информацию о том, что некий пользователь пришел впервые на сайт. Вместе с этим он передает все, что ему удалось узнать про Васю.
6. Когда Вася в следующий раз зайдет на сайт, код отслеживания узнает его благодаря cookie-файлу.
7. Есть небольшая проблема: иногда Вася чистит куки и заходит с разных браузеров и цифровых устройств. Например, из телефона пока едет на работу, и с ноутбука жены из дома. Отследить все переходы можно, но не всегда можно понять, что их все совершил один и тот же Вася Блэк – тот самый пользователь под кодовым именем #42.
8. Пользователи – это количество уникальных Вась, которые заходили на ваш сайт.
Уникальность определяется cookie-файлами (которые иногда безжалостно удаляют, и тогда пользователь получает новый идентификационный номер).
Если вдруг на сайте не установлена система сбора статистики и есть сомнения, что получится с ней разобраться, рекомендую опробовать свои силы на тестовом аккаунте. Например, демо-аккаунт предоставляет своим пользователям Google Analytics. Для этого нужно просто залогиниться с почты Google и подключить тестовый аккаунт, разрешив приложению необходимые доступы.
Кто все эти люди?
Итак, от теории к практике – давайте получим ответы на основополагающие вопросы о пользователях, которые помогут нам лучше их понять.
Тренироваться на этот раз предлагаю на Google Analytics.
- С каких устройств на сайт заходят клиенты?
Ответ на этот вопрос поможет определиться, нужно ли разрабатывать мобильную и десктопную версию сайта, или достаточно детальной проработки десктопа и SEO-оптимизации мобайла?
Где искать истину:
- Выбираем временной период в правом верхнем углу.
- Переходим в отчет Аудитория >> Мобильные устройства >> Обзор.
- Какой процент пользователей, приходящих на сайт, совершают покупку?
Важнейшая информация, которая позволит работать с аудиторией более прицельно. Крайне важно отслеживать динамику и изменение этой метрики, чтобы понять, какие действия на сайте способствуют ее росту, а какие влияют отрицательно.
Где искать истину:
Внимание! Для просмотра этой информации на сайте должна быть настроена электронная коммерция или цель «покупка».
- Выбираем период в правом верхнем углу.
- Заходим, например, в отчет Источники трафика >> Весь трафик >> Источник/канал.
Делим количество транзакций (либо достижения целей) на число посетителей, получаем искомую цифру.
- Из каких регионов пользователи сайта?
Зная статистику, можно соотнести ее со спросом в регионе и понять, для какого региона необходимо увеличить рекламный охват и получить больше клиентов.
Где искать истину:
- Выбираем период в правом верхнем углу.
- Переходим в отчет Аудитория >> География >> Местоположение.
- В основных параметрах выбираем «Город».
- Пользователи каких регионов наиболее охотно совершают покупку на моем сайте?
Есть вероятность, что рекламный бюджет расходуется недостаточно эффективно. Например, если трафика из какого-либо региона много, однако он не конвертируется в покупку.
Где искать истину:
- Выбираем период в правом верхнем углу.
- Отчет Аудитория >> География >> Местоположение, но теперь нас интересует отношение транзакций к посетителям в разрезе городов
- Какие страницы или карточки товаров посещают чаще всего пользователи моего сайта?
Практически в любом бизнесе есть товары, которые совсем не пользуются спросом у клиентов. В этом случае иногда есть смысл сократить ассортимент и вкладывать деньги в то, на что есть спрос. Или же, напротив, задуматься над тем, почему большое количество пользователей просматривают карточку товара, но не совершают покупку?
Где искать истину:
- Выбираем период в правом верхнем углу.
- Переходим в отчет Поведение >> Контент сайта >> Анализ посещаемости страниц.
Чтобы решить проблему своих пользователей, нужно не угадывать, а знать. Любая из систем сбора статистики предоставляет огромные возможности для анализа. Рекомендую ознакомиться со всеми, чтобы понять, какие из них помогут именно вам докопаться до истины — попасть точно в цель... в голову, а лучше в сердце вашего клиента.